О признании права собственности в порядке наследования



Дело № 2-387/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края17 марта 2011 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьиКолеговой Н.А.,

при секретареСамариной Е.А.,

с участием истцаЗиалетдинова Ф.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Зиалетдинова Ф.Б. к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края, администрации Усть-Турского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Зиалетдинов Ф.Б. обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края, администрации Усть-Турского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю о признании права собственности на жилой дом, общей площадью 67,2 кв.м, в том числе жилой 40,8 кв.м с холодным пристроем, двумя навесами, баней, сараем, крыльцом, сараем с погребом и земельный участок, площадью 3500 кв.м, имеющий кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес> по праве представления после смерти ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО11. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома общей площадью 67,2 кв.м, в том числе жилой 40,8 кв.м с надворными постройками и земельного участка, имеющего кадастровый номер №, расположенных по адресу: <адрес>. Жилой дом и земельный участок принадлежали ФИО11 на праве собственности.

ФИО2, являющийся отцом Зиалетдинова Ф.Б. умер ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до смерти ФИО11. Таким образом, Зиалетдинов Ф.Б. является наследником после смерти ФИО11 по праву представления.

В настоящее время нотариусом отказано Зиалетдинову Ф.Б. в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку пропущен установленный законом срок для принятия наследства. Кроме того, фамилия истца и его отца не совпадают с фамилией наследодателя ФИО11.

После смерти ФИО11 Зиалетдинов Ф.Б. фактически принял наследство: владеет и пользуется жилым домом и земельным участком, несет расходы по их содержанию.

Зиалетдинов Ф.Б. считает, что приобрел право собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок по праву представления после смерти ФИО11.

В судебном заседании истец Зиалетдинов Ф.Б. на заявленных исковых требованиях настаивает по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчики – администрация Кунгурского муниципального района Пермского края, администрация Усть-Турского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края, Межрайонная ИФНС России № 5 по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; представили в суд заявление о рассмотрении дела без участия их представителей; возражений по иску в суд не представили.

Третье лицо – Управление Росреестра по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; возражений по иску в суд не представило.

Третьи лица – Нахиева И.Б., Талипова Ф.Б. в судебное заседание не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; представили в суд заявления о рассмотрении дела без их участия; с исковыми требованиями согласны.

Заслушав пояснения истца Зиалетдинова Ф.Б., свидетелей ФИО9, ФИО5, ФИО6, исследовав представленные суду письменные документы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении дела в части вопросов принятия наследства суд применяет нормы гражданского законодательства, действующего на момент открытия наследства – на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии с п.2 ст.4 Гражданского Кодекса РФ к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после его введения.

В соответствии со ст.527 ГК РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

В соответствии со ст.532 ГК РСФСР внуки и правнуки наследодателя, дети братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя), дети братьев и сестер родителей наследодателя (двоюродные братья и сестры наследодателя) являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

В соответствии со ст.535 ГК РСФСР несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

В соответствии со ст.546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Судом установлено:

Из пояснений истца Зиалетдинова Ф.Б. следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер его дед ФИО11. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома с надворными постройками и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Жилой дом и земельный участок принадлежали ФИО11 на праве собственности. С момента рождения до настоящего времени Зиалетдинов Ф.Б. проживает в доме, принадлежащем деду. Его отец ФИО2 умер в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем он является наследником по праву представления. После смерти деда фактически принял наследство: несет бремя содержания наследственным имуществом, постоянно проживает в доме, обрабатывает земельный участок.

Факт владения и пользования ФИО11 на праве собственности жилым домом с надворными постройками и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> подтверждается следующими доказательствами.

Согласно выписке из похозяйственной книги, представленной администрацией Усть-Турского сельского поселения, <адрес> хозяйственными постройками, находящийся по <адрес> в <адрес> принадлежал ФИО11 с 1963 года (л.д.20).

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что правообладателем домовладения, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО11 (л.д.22).

На основании решения Бажуковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 предоставлен в собственность земельный участок, площадью 3500 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ Бажуковским сельсоветом ФИО11 выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д.19).

Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Кунгурским территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Пермскому краю от 28.10.2009 года следует, что земельный участок, общей площадью 3500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства поставлен на кадастровый учет; ему присвоен кадастровый номер №. Собственником указанного земельного участка являлся ФИО11 на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10).

Таким образом, суд считает установленным, что при жизни ФИО11 являлся собственником домовладения с надворными постройками и земельного участка, расположенными по адресу: <адрес>.

ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.6).

Из пояснений истца следует, что ФИО11 является его дедом и отцом ФИО2 Однако, фамилия истца Зиалетдинова Ф.Б., его отца ФИО2 не совпадают с фамилией деда ФИО11, указанной в свидетельстве о смерти. Нотариусом истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку документально не подтвержден факт родственных отношений. Установление указанного факта необходимо Зиалетдинову Ф.Б. для принятия наследства и оформления соответствующих документов.

Факт родственных отношений между Зиалетдиновым Ф.Б. и ФИО11 кроме пояснений истца подтверждается следующими доказательствами.

ФИО2 является отцом Зиалетдинова Ф.Б., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.5).

Отцом ФИО2 в свидетельстве о его рождении указан ФИО11 (л.д.5).

Опрошенные по делу в качестве свидетелей ФИО9, ФИО5, ФИО6 показали, что ФИО11 являлся отцом ФИО2 и дедом Зиалетдинова Ф.Б.. Они проживали в одном доме в <адрес>. После смерти деда Зиалетдинов Ф.Б. остался проживать в данном доме.

Спора по указанному факту между кем – либо не имеется.

Суд считает установленным, что Зиалетдинов Ф.Б. является внуком ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.7).

Зиалетдинов Ф.Б. является сыном ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.5).

Таким образом, после смерти деда Зиалетдинов Ф.Б. является его наследником по закону.

Из пояснений истца Зиалетдинова Ф.Б., свидетелей следует, что после смерти деда он фактически принял наследство: владеет и пользуется жилым домом и земельным участком, несет расходы по их содержанию.

Согласно справке администрации Усть-Турского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 постоянно проживал и был зарегистрирован по месту проживания в <адрес>. Совместно с ним проживал Зиалетдинова Ф.Б. (л.д.21).

Факт принятия Зиалетдиновым Ф.Б. наследства после смерти ФИО11 подтвердили свидетели ФИО9, ФИО5, ФИО6, которые показали, что после смерти ФИО11 Зиалетдинов Ф.Б. продолжает проживать в доме деда, расположенном по адресу: <адрес>; несет расходы по содержанию дома и земельного участка. После смерти ФИО2 его наследниками, кроме Зиалетдинова Фиргата являются Флюза и Ильмира. Однако, они не претендуют на наследственное имущество после смерти деда.

Суд считает установленным в судебном заседании, что после смерти деда Зиалетдинов Ф.Б. фактически принял наследство, поскольку вступил во владение и управление наследственным имуществом.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что Зиалетдинов Ф.Б. является наследником по закону после смерти деда ФИО11; фактически вступил во владение наследственным имуществом, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд считает, что за Зиалетдиновым Ф.Б. следует признать право собственности в порядке наследования после смерти ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ на:

жилой дом, общей площадью 67,2 кв.м, в том числе жилой 40,8 кв.м с холодным пристроем (литер а), крыльцом (литер а1), двумя навесами (литер Г, Г3), двумя сараями (литер Г1, Г2), баней (литер Г4);

земельный участок, площадью 3500 кв.м, имеющий кадастровый номер №, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства,

расположенные по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Зиалетдиновым Ф.Б. право собственности в порядке наследования после смерти ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на:

жилой дом, общей площадью 67,2 кв.м, в том числе жилой 40,8 кв.м с холодным пристроем (литер а), крыльцом (литер а1), двумя навесами (литер Г, Г3), двумя сараями (литер Г1, Г2), баней (литер Г4);

земельный участок, площадью 3500 кв.м, имеющий кадастровый номер №, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства,

расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяН.А. Колегова