Дело № 2-536/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2011 годаг.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Колеговой Н.А.,
при секретареСамариной Е.А.,
с участиемистца Борисовой Е.В.,
представителя ответчикаБартовой Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Борисовой Е.В. к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» о взыскании частично невыплаченной премии, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Борисова Е.В. обратилась с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» о взыскании частично невыплаченной премии в размере <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходов на юридические услуги в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец уточнила заявленные исковые требования, просит взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» частично невыплаченную премию по итогам работы за ноябрь 2010 года в размере <данные изъяты> рублей, за 2010 год в размере <данные изъяты> рубля, всего <данные изъяты> рубля и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности ведущего специалиста по организации закупок на конкурсной основе. По итогам работы за ноябрь 2010 года за выполнение особо важных и сложных заданий истцу назначена и выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей. С начислением денежного содержания за ноябрь 2010 года в части премии за выполнение особо важных и сложных заданий не согласна. Считает, что размер указанной премии ей занижен необоснованно, считает, что размер премии ей должен быть назначен не ниже <данные изъяты> рублей ( 2-х окладов). Недополученная премия составляет <данные изъяты> рублей ( <данные изъяты>). Также считает, что работодателем необоснованно занижена премия по результатам работы за год. Должна быть назначена и выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей ( 1 оклад), фактически назначена и выплачена сумма премии <данные изъяты> рубля, недополученная премия составляет <данные изъяты> рубля. ( <данные изъяты>). Истец считает, что указанные суммы премий являются денежным содержанием муниципальных служащих, не могут быть снижены. Борисова Е.В. администрацией учреждения подвергается дискриминации, которая выражается в лишении премии, на истца оказывается моральное давление : необоснованные претензии со стороны администрации и специалистов управления образования. Просит взыскать с ответчика недополученные суммы премии по итогам работы за ноябрь 2010 года в размере <данные изъяты> рублей, загод в размере <данные изъяты> рубля, всего <данные изъяты> рубля ; компенсировать моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика Бартова Е.И. с исковыми требованиями не согласна. Пояснила в судебном заседании, что Борисова Е.В. не была лишена указанных премий. Размер премии устанавливается по каждому работнику учреждения решением комиссии по премированию, установлению надбавок и доплат. Размер премии по итогам работы за ноябрь 2010 года и за год на основании решений заседаний комиссии по премированию, установлению надбавок и доплат установлен истцу : в ноябре 2010 года в размере <данные изъяты> рублей, по итогам работы за 2010 год - размере <данные изъяты> рубля. Какого-либо решения о частичном снижении премии Борисовой Е.В. за указанные периоды работы работодателем не принималось. Какой-либо дискриминации со стороны администрации учреждения, иных работников в отношении Борисовой Е.В. нет. Просит в исковых требованиях Борисовой Е.В. отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, исследовав материалы дела, находит исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате (оплате труда работника) относятся - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края «О муниципальной службе в Пермском крае» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Законом Пермского края.
В Пермском крае устанавливаются следующие ежемесячные и дополнительные выплаты для муниципальных служащих:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин);
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет:: при стаже муниципальной службы:в процентах: от 1 года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%.
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы до 200 процентов должностного оклада, в том числе:
по высшей группе должностей муниципальной службы - до 200 процентов должностного оклада;
по главной группе должностей муниципальной службы - до 200 процентов должностного оклада;
по ведущей группе должностей муниципальной службы - до 120 процентов должностного оклада;
по старшей группе должностей муниципальной службы - до 90 процентов должностного оклада;
по младшей группе должностей муниципальной службы - до 60 процентов должностного оклада;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) премии по результатам работы за квартал и год;
7) премия за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается);
8) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере должностного оклада и материальная помощь в размере должностного оклада;
9) ежемесячная надбавка за ученую степень:
за ученую степень кандидата наук - в размере 25 процентов должностного оклада;
за ученую степень доктора наук - в размере 30 процентов должностного оклада;
10) муниципальным служащим могут производиться другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и законами Пермского края.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.
3. Нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.
В соответствии со ст. 13 Закона Пермского края «О муниципальной службе в Пермском крае» виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом Пермского края.
Судом установлено :
Борисова Е.В. с 10.12.2007 года состоит в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным учреждением «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края», с 09.01.2008 года работает в должности ведущего специалиста по организации закупок на конкурсной основе ( л.д.55-60 т.1; л.д.12-20 т.2).
В соответствии с Положением о денежном содержании муниципальных служащих города Кунгура, утвержденном решением Кунгурской городской Думы № 307 от 11.05.2006 года денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (должностной оклад) и месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином муниципальной службы ( оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания муниципального служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат ( дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся, в том числе, выплаты, устанавливаемые в зависимости от оклада денежного содержания : премии за выполнение особо важных и сложных заданий; премии по результатам работы за квартал и год и другие (л.д.81-84). МБУ «Управлением образования администрации города Кунгура Пермского края» во исполнение указанного Положения образована комиссия по распределению стимулирующих выплат работникам МБУ «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» ( л.д.141-147 т.1).
Согласно Положению о комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам МБУ «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» заседание комиссии проводятся ежемесячно перед начислением заработной платы работникам управления образования. Члены комиссии к заседанию готовят информацию о состоянии фонда заработной платы их отдела и о наличии или отсутствии экономии, а также свои предложения о поощрении или наказании работников, находящихся в их непосредственном подчинении. Приказами руководителя управления образования утвержден состав комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам управления ( л.д. 62-68,100-129, 141-147 т.1).
Решением заседания комиссии по премированию, установлению надбавок и доплат МБУ «Управления образования администрации города Кунгура Пермского края » от 29.11.2010 года распределена стимулирующая часть фонда оплаты труда и установление доплат в ноябре 2010 года в сумме 188 000 рублей между специалистами управления образования в зависимости от качества выполнения поручений, приказов начальника, должностных обязанностей. Истцу Борисовой Е.В. решением указанной комиссии установлен размер премии в размере <данные изъяты> рублей. Размер премии установлен в связи с тем, что в ноябре истец находилась на больничном 9 дней, не предоставляла еженедельных отчетов секретарям, пропускала аппаратные заседания по разным причинам, в ноябре не было особо важных и сложных мероприятий ( л.д. 63-65 т.1).
Решением заседания комиссии по премированию, установлению надбавок и доплат МБУ «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» от 14.12.2010 года распределена стимулирующая часть фонда оплаты труда и установление доплат в декабре 2010 года и по итогам работы в 2010 году в сумме <данные изъяты> рублей между специалистами управления образования в зависимости от качества выполнения поручений, приказов начальника, должностных обязанностей в течение 2010 года. Истцу установлена премия по итогам работы за 2010 год в размере <данные изъяты> рубля. Установлен размер премии, как следует из протокола заседания комиссии, в связи с тем, что Борисова Е.В. в течение года отсутствовала по разным причинам в течение 91 дня ( нахождение в отпуске, на больничном), были проблемы с исполнением документов, распоряжений начальника, о чем свидетельствуют служебные записки ( л.д.66-68).
Из пояснений истца следует, что решениями указанных комиссий она была депремирована по итогам работы за ноябрь 2010 года и за год. Суд считает, что данные утверждения не подтверждены в ходе судебного разбирательства.
Из пояснений свидетеля ФИО11 следует, что распределение и установление размера премий входит в компетенцию комиссии по премированию, установлению надбавок и доплат управления образования. Данные вопросы решаются указанным коллегиальным органом. На заседаниях комиссии ею были предложены суммы к выплате истцу по итогам работы за ноябрь в размере <данные изъяты> рублей и за год в размере <данные изъяты> рубля в связи с тем, что в течение 2010 года у Борисовой Е.В. были недочеты в работе. За несвоевременно подготовленный Борисовой Е.В.отчет в МБУ «УЭР» в октябре 2010 года имело место разбирательствопри главе города. В ноябре 2010 года Борисова Е.В. не выполняла особо сложные и важные мероприятия, тем не менее,по итогам работы за год и ноябрь 2010 года премии ей установлены, выплачены, Борисова Е.В. не была депремирована либо лишена премии.
Показания ФИО11 подтвердили свидетели ФИО9, ФИО7 ФИО8, ФИО4, которые также пояснили, что на заседаниях указанных комиссий вопрос о лишении Борисовой Е.В. премии по итогам работы за ноябрь и за год либо депремировании не обсуждался. Обсуждался вопрос об установлении размера премии по каждому сотруднику управления образования в зависимости от качества выполнения должностных обязанностей, выполнения поручения, приказов администрации. К работе Борисовой Е.В. были нарекания, тем не менее, премии ей были установлены и выплачены.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
В представленных документах дела не содержатся сведения о депремировании Борисовой Е.В. по итогам работы за ноябрь 2010 года и за 2010 год ( отсутствуют соответствующие приказы, представленияруководителя учреждения, иные документы). Напротив, из протоколов заседаний комиссий по распределению стимулирующих выплат следует, что проводится обсуждение по каждому из сотрудников управления образования о размере назначаемой премии, устанавливаемый комиссией размер премий работникам различен ( л.д.66-68, 100-129 т.1).
В соответствии с п.5 Положения о денежном содержании муниципальных
служащихпремии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливаются представителем нанимателя и максимальными размерами не ограничиваются ( л.д.82 т.1).
В соответствии с Положением о премировании, ежемесячной надбавке за особые условия муниципальной службы, материальной помощи и единовременной выплате к отпуску, утвержденном постановлением главы города Кунгура от 05.11.2008 года № 651 ( л.д.130-140 т.1 ) следует, что размер премии конкретному работнику устанавливается в зависимости от личного вклада в выполнении задач, стоящих перед органом местного самоуправления, максимальным размером не ограничивается и выплачивается в пределах фонда оплаты труда в фиксированной сумме или в процентном выражении к должностному окладу по решению работодателя.
Из протоколов заседаний комиссий по премированию, установлению надбавок и доплат сотрудникам управления образования за ноябрь и за год ( л.д.63-68 т.1) следует, что была распределена стимулирующая часть фонда оплаты труда ( экономия) в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. Из протоколов заседаний комиссий следует, что соответствующие стимулирующие выплаты каждому из работников управления образованияназначены в соответствии свыполненными поручениями, приказами начальника, должностными обязанностями, суммы к выплатам работникам управления образования определены разные.
Суд считает, чтовопрос о назначении и выплате премии ( стимулирующих выплат)в отношении Борисовой Е.В. был обсужден на заседаниях комиссии в соответствии с действующим законодательством, размер вознаграждения установлен по итогам работы за соответствующий период в соответствии со степенью ее трудового вклада.
Из материалов дела и показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО11 следует, что Борисовой Е.В. в течение ноября 2010 года каких-либо особо важных и сложных заданий не выполнялось. Доказательств, подтверждающих выполнение особо важных и сложных заданий в ноябре 2010 года, истцом суду не представлено.
Истцом не опровергнуты доказательства, представленные ответчиком, о некачественном исполнении ею должностных обязанностей в течение 2010 года. Согласно должностной инструкции ведущего специалиста по организации закупок на конкурсной основе в должностные обязанности истца входит, в том числе, передавать информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в МБУ « Управление экономического развития администрации города Кунгура» для размещения их на официальном сайте муниципального образования город Кунгур в сети Интернет и др.( л.д. 58-60 т.1). Из документов деласледует, что в октябре 2010 года Борисовой Е.В. несвоевременно был подготовлен и представлен отчет ( информация) о состоянии размещения заказов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг в МБУ «Управление экономического развития администрации города Кунгура» в связи с чем указанная информация не была предоставлена в Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края (л.д.69, 77 т.2 ).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что размер стимулирующих выплат Борисовой Е.В. был определен в соответствии с выполнением ею служебных обязанностей. Не подтверждены в судебном заседании и доводы истца о том, что в отношении нее имеется дискриминация со стороны администрации и других сотрудников управления образования.
Доводы истца о том, что при определении размера премии не было согласования с руководителем профсоюзной организации не основаны на законе. В соответствии с действующим законодательством о денежном содержании государственных, муниципальных служащих согласования по установлению размера стимулирующих выплат ( премий ) с руководителем профсоюзной организацией не требуется.
С учетом изложенного, в исковых требованиях Борисовой Е.В. о взыскании недополученных премий за ноябрь и по итогам 2010 года следует отказать.
В соответствии со ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Неправомерные действия работодателя являются основанием для возмещения морального вреда работнику.
Принимая во внимание, что судом не установлено неправомерных действий ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» при установлении и выплате денежныхсредств Борисовой Е.В., в заявленных исковых требованиях о компенсации морального вреда Борисовой Е.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Борисовой Е.В. к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» о взыскании частично невыплаченной премии в размере <данные изъяты> рубля, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
СудьяКолегова Н.А.