О компенсации морального вреда



Дело № 2–475/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 годаг.Кунгур Пермского края

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Лутченко С.А.,

при секретаре Ачимовой Е.С.,

с участием прокурора Зыкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Закирова Р.К. к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению внутренних дел по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Закиров Р.К. обратился в суд с исковым заявлением к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Пермского края, Управлению внутренних дел по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края о компенсации морального вреда.

Свои требования мотивирует тем, что в периоды его содержания в ИВС при УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края систематически нарушались его права и законные интересы, затрагивающие условия содержания. А именно, нарушались санитарно-бытовые условия содержания: камеры переполнялись, постельные принадлежности не выдавались, отсутствовало дневное освещение, а также нарушались правила пожарной безопасности, данные нарушения отразились на здоровье истца, его психическом состоянии и привели к нравственным страданиям. Закировым Р.К. неоднократно направлялись жалобы в различные органы, по жалобам проводились проверки, факты, указанные в жалобах подтверждались, о чем истцу направлялись соответствующие ответы. С учетом причиненных ему нравственных страданий, а также принимая во внимание потраченное время на составление жалоб, ожидание ответов на них и расходы на бумагу, конверты, размер компенсации морального вреда определяет в сумме 200000 руб.

В ходе судебного заседания, судом, с учетом мнения истца, была произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Пермского края, на надлежащего Министерство финансов Российской Федерации.

В судебном заседании истец не участвовал в связи с нахождением в исправительном учреждении за пределами г.Кунгур. О времени и месте рассмотрения его иска истец был извещен надлежащим образом. В целях обеспечения доступа Закирова Р.К. к правосудию и непосредственного участия его в судебном разбирательстве, а также с учетом поступивших в суд отзывов ответчиков на исковое заявление, суд поручал суду по месту отбывания Закировым Р.К. наказания, произвести отдельные процессуальные действия: вручить ему копии отзывов на его исковое заявление, разъяснить права и обязанности, дополнительно опросить его по заявленным требованиям и обстоятельствам дела с учетом представленных отзывов, а также выяснить, согласен ли он на замену ненадлежащего ответчика Министерство финансов Пермского края на надлежащего Министерство финансов РФ.

Из протокола судебного заседания Завьяловского районного суда Удмуртской республики от 20.04.2011г. следует, что истец Закиров Р.К. на исковых требованиях настаивает, возражений относительно замены ненадлежащего ответчика не имеет. Кроме того, им представлено дополнение к исковому заявлению, из которого также следует, что истец на исковых требованиях настаивает в полном объеме, с доводами представителя ответчика не согласен, считает, что они не подтверждены ни какими доказательствами, повторно приводит доводы, по которым ему был причинен моральный вред.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного им возражения на исковое заявление следует, что исковые требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Поскольку, истцом обжалуются действия сотрудников ИВС УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края, являющихся должностными лицами УВД, не находящихся в ведомственной принадлежности Министерства финансов РФ, следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу будет являться МВД РФ, а не Министерство финансов РФ. В связи с чем, считает Министерство финансов РФ ненадлежащим ответчиком. Кроме того, указывает, что размер причиненного морального вреда истцом завышен, при определении вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, истцом должны быть представлены доказательства, подтверждающие его требования, одних указаний на то, что имели место физические и нравственные страдание представитель считает недостаточным.

Представитель ответчика УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Из ранее представлено отзыва следует, что исковые требования не признает, считает, что истец Закиров Р.К. содержался в ИВС не по инициативе сотрудников УВД, а ввиду совершенного им преступления. Собственником помещения ИВС является орган местного самоуправления, а не УВД. Доводы, указанные истцом, не имеют подтверждения, фактов нарушений законодательства со стороны сотрудников ИВС установлено не было.

Суд, изучив письменные доводы истца, представителей ответчиков, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что требования истца удовлетворению не подлежат, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части за счет Казны РФ в лице Министерства Финансов РФ. В отношении УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст.53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 4. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В соответствии со ст.23 данного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Ч.1 ст.24 указанного ФЗ предусмотрено, что лечебно- профилактическая и санитарно-эпидемиологическая рабоиа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п.1 ст.151 ГК РФ.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.1101 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Судом установлено:

Из искового заявления Закирова Р.К. и дополнения к нему следует, что в период его содержания в ИВС при УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края с 24.09.2009г. по 12.04.2010г. в связи с рассмотрением дела частного обвинения, а также его жалоб в порядке ст.125 УПК РФ, систематически нарушались его права в части надлежащих условий содержания. А именно в нарушение требований федерального закона № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» истца не обеспечивали постоянным спальным местом, постельными принадлежностями, ввиду переполнения камер, отсутствовало дневное освещение, нарушались санитарно-бытовые условия содержания, а также нарушались правила пожарной безопасности.

Ознакомившись с доводами Закирова Р.К., и имеющимися в деле результатами проверок по заявлениям Закирова Р.К., суд считает установленным, что в период нахождения истца Закирова Р.К. в ИВС при УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края условия содержания в ИВС не соответствовали требованиям законодательства.

Так, данный факт подтверждается комплексными проверками, осуществляемыми Кунгурской городской прокуратурой.

В частности, по результатам рассмотрения жалобы Закирова Р.К., Кунгурской городской прокуратурой был установлен факт переполнения камер и не обеспечения Закирова Р.К. постельными принадлежностями – ответ на имя истца от 18.01.1010г. № 629Ж-09 /л.д.15/.

Из ответа Кунгурской городской прокуратуры на имя истца, датированного 20.01.2010г., также за № 629Ж-09 следует, что в ходе проведенной проверки был установлен факт раздачи пищи в выходные дни сотрудниками ИВС УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, по данному факту было вынесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» /л.д.16/.

Также из ответа Кунгурской городской прокуратуры от 22.03.2010г. за № 629ж-2009 следует, что при проведении проверки 29.01.2010г. были выявлены нарушения правил пожарной безопасности /л.д.22-23/.

01.04.2010 года Кунгурским городским прокурором в адрес начальника УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края вынесено представление об устранении нарушений законодательства, допущенных должностными лицами УВД. Из которого следует, что в ходе проверки также были установлены факты нарушения действующего законодательства. В частности несоответствие количества лиц, содержащихся в ИВС нормам площади, установленной законом, нарушение санитарно-эпидемиологических норм, норм гигиены и безопасности, не обеспечение лиц, содержащихся под стражей индивидуальным спальным местом и спальными принадлежностями /л.д.104-106/.

Из ответа начальника УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району на данное представление следует, что наличие указанных в представлении нарушений УВД не оспаривается /л.д.108-110/.

Кроме того, указанные факты нарушения условий содержания Закирова Р.К. в ИВС подтверждаются объяснениями начальника ИВС при УВД Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края Шнайдер Д.В., данными в ходе прокурорской проверки 05.04.2010г. /л.д.111-112/.

Согласно ответа Кунгурской городской прокуратуры на имя истца от 06.04.2010г. № 629ж-09 следует, что в период содержания Закирова Р.К. в ИВС г.Кунгура действительно имело место нарушение требований ФЗ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно переполнение камер ИВС, чем были нарушены санитарно-бытовые условия содержания в ИВС УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району.

Из ответа из департамента охраны общественной безопасности от 16.02.2010г. № 12/ж-203 на имя Закирова Р.К. следует, что естественное освещение в камерах отсутствует, так как необходимо расширение оконных проемов (размеры окон составляют 80х20 см. /л.д.18-19/.

Проанализировав указанные документы, суд считает, что факты нарушения ФЗ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», следует признать установленными.

В качестве основания компенсации морального вреда истец указывает на то, что из-за ненадлежащих условий содержания, нарушения санитарно-бытовых норм и правил пожарной безопасности, существовала реальная угроза опасности для его жизни, в связи с чем, он испытывал нравственные страдания, переживания. Истцу неоднократно приходилось обращаться к администрации ИВС и прокуратуру с требованиями об устранении нарушений и ждать ответов, что также причиняло ему нравственнее и душевные страдания.

По мнению суда, поскольку в результате несоблюдения условий содержания в ИВС УВД Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края были нарушены личные неимущественные права истца, гарантированные законом, он имеет право на компенсацию морального вреда.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая период нахождения Закирова Р.К. в ИВС, приняв во внимание нравственные страдания истца, связанные с ненадлежащими условиями содержания в ИВС, переполнение камер, отсутствие спального места и спальных принадлежностей, не соблюдение санитарно - бытовых условий, отсутствие дневного естественного освещения в необходимом объеме, имевшиеся нарушения пожарной безопасности и возникшие у истца в результате этого негативные эмоции, а также переживания, беспокойство, исходя из требований разумности и справедливости, в соответствии со ст.ст.151,1099,1100,1101 ГК РФ, учитывая, что какие либо тяжкие последствия для истца в результате допущенных нарушений законодательства не наступили, суд считает, что в пользу Закирова Р.К. в счет компенсации морального вреда следует взыскать 10000 руб. В остальной части иска Закирову Р.К. следует отказать. Каких либо оснований утверждать об ухудшении у истца общего состояния здоровья, ухудшения зрения и психического состояния, суд не усматривает, доказательств этому истцом не представлено.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ в рассматриваемом случае, моральный вред подлежит возмещению за счет Казны Российской Федерации, поскольку изоляторы временного содержания входят структуру милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, что подтверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.2000г. № 926 в редакции постановлений Правительства РФ от 10.08.2005г. № 499, от 22.02.2006г. № 104. В связи с чем, довод представителя ответчика Министерства финансов РФ о том, что ответственность в данном случае должно нести Министерство внутренних дел РФ, является несостоятельным. Исполнение решения, в соответствии со ст.ст.125 ч.1, 1071 ГК РФ, следует возложить на Министерство финансов Российской Федерации.

Исходя из норм, содержащихся в ст.1069 ГК РФ, оснований для возложения ответственности непосредственно на УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, суд не усматривает, в связи с чем, непосредственно в удовлетворении исковых требований к Управлению внутренних дел по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края, истцу следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации в пользу Закирова Р.К. в счет компенсации морального вреда 10000 руб. 00 коп. /Десять тысяч руб. 00 коп/.

В остальной части иска отказать.

Обязанность по исполнению решения возложить на Министерство Финансов Российской Федерации.

В удовлетворении исковых требований к Управлению внутренних дел по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края Закирову Р.К., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

ПредседательствующийС.А.Лутченко