Дело № 2-920/2011 01 июня 2011 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.Е.
при секретаре Иконниковой А.А.
с участием истицы Гилевой В.А.
третьего лица Уржумовой Л.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Гилевой В.А. к Администрации г.Кунгура Пермского края о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок и признании права собственности на земельный участок.
У С Т А Н О В И Л:
Гилева В.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Кунгура Пермского края и просит признать недействительным свидетельство на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, выданное 13 октября 1992 года Кунгурским комитетом по земельной реформе на имя Доронина П.В., признать за ней право собственности на ? долю земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося по адресу: <адрес> с 1993 года.
Заявленные требования истица обосновывает тем, что 19.10.1993 года по договору дарения она приобрела у Трушовой П.А. ? долю в праве собственности одного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По договору дарения другая доля жилого дома была подарена Огерь Л.И. 21.10.1993 года договор дарения был зарегистрирован в БТИ г.Кунгура.
Истица указала, что после заключения договора дарения части домовладения в 1993 году в ее владение перешла также часть земельного участка, на котором расположен жилой дом с надворными постройками. Истица добросовестно, открыто владеет и пользуется земельным участком. Истица с семьей проживает в доме в весенне-летний период, семья истицы пользуется земельным участком, на котором расположен дом.
Истица указала, что в 2011 году ей стало известно, что 23.03.1992 года администрация г.Кунгура приняла решение о предоставлении в собственность Доронину П.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок предоставлялся для индивидуального жилого дома.
В настоящее время истице необходимо зарегистрировать право собственности на часть земельного участка, расположенного рядом с жилым домом по адресу: <адрес>. Однако в договоре дарения земельный участок не указан в качестве объекта передаваемого в собственность. Согласно документам на земельный участок: в свидетельстве на право собственности на землю, в кадастровом паспорте земельного участка в качестве собственника земельного участка указан Доронин П.В., то есть прежний собственник дома.
Истица считает указанное свидетельство на право собственности на землю незаконным, поскольку Доронин П.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю было выдано на имя умершего человека, хотя фактически пользователем земельного участка являлась Трушова П.А. Доронин П.В. являлся супругом Трушовой П.А., после его смерти Трушова П.А. ДД.ММ.ГГГГ приняла наследство по завещанию.
Истица считает, что в соответствии со ст.37 ЗК РФ в связи с переходом к ней права собственности на часть жилого дома с надворными постройками в 1993 году к ней перешло и право собственности на ? долю в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Трушова П.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Кунгурский комитет по земельной реформе ликвидирован, вследствие чего у истицы не имеется возможности получить новый документ о праве собственности на земельный участок. Спорный земельный участок прошел кадастровый учет, площадь участка определена в размере <данные изъяты> кв.м, участку присвоен кадастровый номер №.
Решение суда необходимо истице для регистрации права собственности на земельный участок.
В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика – администрации города Кунгура Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, представил в суд письмо с просьбой рассмотреть дело без участия представителя, возражений относительно иска не имеет.
Третье лицо Уржумова Л.А. поддержала исковые требования, пояснила, что также намерена оформить право собственности на ? долю спорного земельного участка.
Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» в судебное заседание не явился, третье лицо просило рассмотреть дело без участия представителя, возражений относительно заявленных требований не имеет, о чем направило в суд заявление.
Суд, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п.3 ст.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии со ст.527 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства Доронина П.В., наследование осуществляется по закону и по завещанию.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Согласно ст.528 ГК РСФСР временем открытия наследства признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим - день, указанный в части третьей статьи 21 настоящего Кодекса.
Статья 546 ГК РСФСР предусматривает, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Лица, для которых право наследования возникает лишь в случае непринятия наследства другими наследниками, могут заявить о своем согласии принять наследство в течение оставшейся части срока для принятия наследства, а если эта часть менее трех месяцев, то она удлиняется до трех месяцев.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
В соответствии с п.4 ст.3 указанного закона граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено:
Доронин П.В. состоял в браке с Трушовой П. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.9).
Доронин П.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о смерти (л.д.42).
Как следует из письма нотариуса Кунгурской нотариальной конторы Доронин П.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по завещанию было выдано Трушовой П.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
ДД.ММ.ГГГГ Трушовой П.А. было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию после смерти Доронина П.В., наследственное имущество состоит из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м (л.д.37).
13.10.1992 года Кунгурским комитетом по земельной реформе на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей на имя Доронина П.В., в документе имеются неоговоренные исправления о том, что свидетельство выдано Трушовой П.А. (л.д.11).
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер №, при этом собственником земельного участка указан Доронин П.В. (л.д.12-14).
Из копии договора дарения от 19.10.1993 года следует, что Трушова П.А. подарила Гилевой В.А. и Огерь Л.И. один жилой дом, находящийся в городе <адрес>, полезной площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м, кроме того на данном земельном участке расположены: сарай, конюшня, наружные сооружения (л.д.10).
Трушова П.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.8).
Огерь Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.38).
Наследником после смерти Огерь Л.И. является ее дочь Уржумова Л.А., наследство состоит из ? доли в праве собственности на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м. Кроме того на данном земельном участке расположены: 2 холодных пристройки, 2 сарая, навес, баня, предбанник, 2 забора, что подтверждается копией свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.39).
Уржумова Л.А. зарегистрировала за собой право собственности на ? долю указанного дома, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.40).
Из объяснений истицы следует, что свидетельство на право собственности на землю было выдано на имя умершего человека – Доронина П.В., хотя фактически пользователем земельного участка уже являлась Трушова П.А., которая после его смерти приняла наследство по завещанию 02.10.1993 года. Истица добросовестно, открыто владеет и пользуется земельным участком. Истица с семьей проживает в доме в весенне-летний период, семья истицы пользуется земельным участком, на котором расположен дом
Суд считает, что свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданное Кунгурским комитетом по земельной реформе на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на имя Доронина П.В. является недействительным, поскольку свидетельство на землю было выдано после смерти Доронина П.В. на его имя, хотя фактическим пользователем земельного участка на момент выдачи спорного свидетельства являлась супруга умершего – Трушова П.А., бабушка истицы.
Суд считает, что требования Гилевой В.А. о признании за ней права собственности на ? долю в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> следует удовлетворить, поскольку в силу ст.37 ЗК РФ в связи с переходом к Гилевой В.А. права собственности на ? долю в праве на жилой дом с надворными постройками, заключения между ней, Огерь Л.И. и Трушовой П.А. договора дарения дома в 1993 году к ней перешло и право собственности на ? долю в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Истица использует земельный участок по назначению, обрабатывает спорный земельный участок.
Спора относительно заявленных требований нет, ответчики не возражают против удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 13.10.1992 года, выданное Кунгурским комитетом по земельной реформе на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на имя Доронина П.В..
Признать за Гилевой В.А. право собственности на ? долю земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Е.Е.Малышева