об обязании зарегистрировать по месту жительства и компенсации морального вреда



Дело № 2-1034/2011                                                                                                27 июня 2011 года.

                                    Р Е Ш Е Н И Е

                    Именем Российской Федерации

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Малышевой Е.Е.

    при секретаре Иконниковой А.А.

    с участием истицы Герасимовой Н.В.

    представителя истицы Белкановой С.П.

    ответчика Мальцева В.Н.

    представителя ответчика Доронина Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Герасимовой Н.В., Чеснокова Г.А. к Главе Моховского сельского поселения Кунгурского муниципального района Мальцеву В.Н. о признании действий неправомерными и обязании зарегистрировать по месту жительства, о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.

У С Т А Н О В И Л:

              Герасимова Н.В., Чесноков Г.А. обратились в суд с иском к главе Моховского сельского поселения Кунгурского муниципального района и просят признать его действия по отказу в регистрации неправомерными, обязать ответчика зарегистрировать истцов по адресу: <адрес>, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей и материальный ущерб в сумме 60 000 рублей, причиненный вследствие невозможности устроиться на работу, просрока лицензии, уплаты штрафов за несвоевременное уведомление.

              Заявленные требования истцы обосновывают тем, что Герасимова Н.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

    26.04.2011 года она и истец Чесноков Г.А., проживающий с истицей в фактических брачных отношениях, обратились к главе Моховского сельского поселения с просьбой зарегистрировать их по месту жительства. Ответчик отказал истцам в регистрации, поскольку ими не был уплачен местный налог на недвижимое имущество - дом. Истцы указывают, что уплачивают налог на недвижимое имущество с 2007 года.

             Истцы указали, что Чесноков Г.А. 19.04.2011 года снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства в связи с устройством на работу, он является владельцем охотничьего ружья, которое в связи с переменой места жительства должно находиться по месту проживания истца.

    В судебном заседании истица Герасимова Н.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что с Чесноковым Г.А.проживают совместно более 25 лет. В 2004 году построили дом в <адрес>, с этого времени проживают этом доме. Желают иметь регистрацию по месту жительства.

              Истец Чесноков Г.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы в суде Белкановой С.П.

             Представитель истцов – Белканова С.П. поддержала требования, заявленные Герасимовой Н.В. и Чесноковым Г.А.

              Ответчик Мальцев В.Н. исковые требования не признал, указал, что сельское поселение не является органом, ведущим регистрационный учет граждан по месту жительства, полномочия по регистрации граждан сельским поселениям не переданы. Полагает, что на территории города Кунгура и Кунгурского муниципального района органом регистрационного учета является Отдел Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю в г.Кунгуре и Кунгурском муниципальном районе. При обращении граждан сельских поселений Кунгурского муниципального района должностные лица Отдела УФМС обязаны осуществить регистрацию. Полагает, что Федеральным законом РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ за органами местного самоуправления не закреплен. Указал, что администрация сельского поселения не обязана производить регистрацию граждан. Не известно, проживают ли истцы в доме, принадлежащем Герасимовой Н.В. Бланки заявлений о регистрации по месту жительства действительно находятся в администрации сельского поселения, однако они розданы паспортно-визовой службой для того, чтобы облегчить действия граждан по регистрации. Считает, что истцами не доказано причинение им материального ущерба, неправомерные действия ответчика отсутствуют, отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступлением морального вреда.

    Представитель ответчика поддержал позицию Главы Моховского сельского поселения.

              Третье лицо – Отдел УФМС в г.Кунгуре и Кунгурском районе в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без участия представителя, о чем направили суду письмо, из которого следует, что в соответствии с Федеральным Законом РФ № 5242-1 от 25.06.1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции в населенных пунктах должна выполнять местная администрация. Разъяснения направлялись отделом УФМС России по Пермскому краю в г.Кунгуре и Кунгурском районе во все сельские поселения Кунгурского муниципального района, все главы администраций сельских поселений в полном объеме исполняют функции по регистрационному учету граждан РФ, проживающих на их территории, однако в отдел УФМС поступают жалобы на главу Моховского сельского поселения о том, что он отказывает им в предоставлении указанной услуги, поскольку граждане не выплачивают налоги в местный бюджет и администрация поселения не является органом регистрационного учета.

              Суд, заслушав доводы сторон, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению в части.

              Статья 27 Конституции РФ предусматривает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

              В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года N 5242-1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

    Определение места жительства установлено статьей 2 указанного закона: место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (…), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

              В силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

              Согласно ст. 4 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года N 5242-1 в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

              Статья 6 указанного закона предусматривает, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

    паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

    документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

    Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

              Судом установлено:

              Герасимова Н.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.6).

              Чесноков Г.А. был снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства: <адрес> 19.04.2011 года, поскольку выбыл в <адрес>, что подтверждается копией адресного листка убытия (л.д.7).

              26.04.2011 года Герасимова Н.В., Чесноков Г.А. обратились в администрацию Моховского сельского поселения с заявлением о регистрации по месту жительства: <адрес> (л.д.8, 10).

              26.04.2011 года Герасимова Н.В. обратилась к главе Моховского сельского поселения с заявлением, с просьбой зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес> ее и Чеснокова Г.А. на принадлежащей истице жилой площади (л.д.9, 11).

              Из объяснений истицы следует, что ответчик отказал истцам в регистрации по месту жительства, поскольку ими не был уплачен местный налог. Истица указывает, что уплачивает налог на недвижимое имущество с 2007 года. В подтверждение указанных доводов Герасимовой Н.В. представлены копия налогового уведомления (л.д.44), копия чека-ордера (л.д.45).

              Суд считает, что требования истцов подлежат удовлетворению в части.

              Суд признает действия Главы администрации Моховского сельского поселения Кунгурского муниципального района в отказе истцам о регистрации неправомерными.

              В соответствии с Уставом муниципального образования «Моховское сельское поселение» Кунгурского муниципального района Пермского края администрация поселения обеспечивает исполнение полномочий органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, решениями Совета депутатов, постановлениями и распоряжениями главы поселения. В силу закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года N 5242-1 (статья 4) органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

              Таким образом, суд считает, что администрация сельского поселения в силу закона является органом регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, отказ главы администрации сельского поселения в регистрации истцов по месту их жительства является незаконным.

              Факт уплаты либо неуплаты налога в местный бюджет правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку закон не ставит возможность регистрации по месту жительства в зависимость от уплаты гражданином какого-либо налога.

              Суд учитывает то обстоятельство, что отделом УФМС России по Пермскому краю в г.Кунгуре и Кунгурском районе, который является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, направлялись разъяснения во все сельские поселения Кунгурского муниципального района относительно вопроса регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, всеми главами администраций сельских поселений указанные функции исполняются в полном объеме.

              Установлено, что истцами для регистрации по месту жительства в администрацию сельского поселения представлены все необходимые документы, предусмотренные ст.6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года N 5242-1. Оснований для отказа истцам в регистрации по месту жительства у главы администрации сельского поселения не имелось.

              Кроме того, не оспаривается и самим ответчиком тот факт, что бланки заявлений о регистрации по месту жительства находятся в администрации Моховского сельского поселения, следовательно, администрацией выполнялись и выполняются функции по регистрации граждан по месту жительства. Заявление истцов о регистрации по месту жительства заполнено, подпись обратившихся лиц заверена работником администрации сельского поселения - Коноваловой Т.А., заявление лишь не подписано главой администрации сельского поселения, следовательно, доводы ответчика о том, что в администрации сельского поселения не имеется специалиста по учету граждан по месту жительства противоречат фактическим обстоятельствам дела.

              Вместе с тем, суд считает, что требования истцов о взыскании материального ущерба удовлетворению не подлежат.

              Истцом Чесноковым Г.А. в подтверждение причинения материального ущерба представлена справка УК «Гарант комфорта» о том, что он обратился с заявлением о приеме на работу в должности водителя с 27.04.2011 года, ему была предложена работа с 27.04.2011 года с окладом 19800 руб. в месяц с ежемесячной премией 25% без испытательного срока (л.д.42). Из расчета, представленного суду истцом, следует, что упущенная выгода с 27.04.2011 года по 27.06.2011 года составляет 50 678 руб. 65 коп. (л.д. 43).

           Суд считает, что истцом не представлено доказательств причинения ему материального ущерба действиями главы Моховского сельского поселения.

              Из представленных истцом документов не следует, что в предоставлении Чеснокову Г.А. работы было отказано вследствие отсутствия у него регистрации по месту жительства, что сам по себе факт отказа в приеме на работу имел место. Кроме того, как следует из объяснений истицы Чесноков Г.А. на момент обращения в суд являлся индивидуальным предпринимателем, следовательно, имел возможность трудиться, получать заработную плату.

              Требования истцов о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

              В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

               Истцы считают, что действиями главы Моховского сельского поселения им причинен моральный вред, поскольку Чесноков Г.А. не трудоустроен, не зарегистрирован по месту жительства, у него возникли проблемы с оружием, поскольку он обязан зарегистрировать его по месту жительства, кроме того, с 30.04.2011 года Чесноков Г.А. заболел, у него обострился остеохондроз.

              Суд считает, что истцами не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действия главы Моховского сельского поселения и моральным вредом, причиненным истцу. Истцами не представлено письменных доказательств, достоверно подтверждающих факт обращения Чеснокова Г.А. в больницу после обращения к главе сельского поселения с заявлением о регистрации по месту жительства и получения отказа, а также доказательств, подтверждающих факт причинения истцу нравственных страданий в результате отсутствия регистрации по месту жительства.

              Таким образом, данные доводы истцов являются несостоятельными. По данному основанию требование истцов о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-197 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Признать действия Главы администрации Моховского сельского поселения Кунгурского муниципального района в отказе о регистрации неправомерными.

    Обязать Главу Моховского сельского поселения Кунгурского муниципального района зарегистрировать Герасимову Н.В. и Чеснокова Г.А. по месту жительства по адресу: <адрес>.

    В иске Герасимовой Н.В., Чеснокова Г.А. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

    Судья:                                   Е.Е.Малышева