об обязании привести Устав сельского поселения в соответствии с действующим законодательством



Дело № 2-1563/2011                                                                                              06 сентября 2011 года.

                                                                       Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Малышевой Е.Е.

при секретаре Иконниковой А.А.

с участием прокурора Бушмаковой Ю.А.

представителя третьего лица Перечневой Т.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края об обязании привести Устав сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

У С Т А Н О В И Л:

    Кунгурский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края.

     Прокурор просит признать незаконным бездействие Совета депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в части приведения Устава сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

     Прокурор просит обязать Совет депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в срок до 01.10.2011 года привести Устав сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства, разработать проект Устава сельского поселения в новой редакции, вынести проект Устава на публичные слушания в установленном законом порядке.

    Прокурор указал, что проведена проверка соответствия Устава Сергинского сельского поселения требованиям федерального и регионального законодательства. Устав Сергинского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Сергинского сельского поселения от 01.12.2005 г. № 4.

     В ходе проверки установлено, что Устав Сергинского сельского поселения не соответствует требованиям законодательства.

     Часть 21 пункта 1 статьи 6 Устава относит к вопросам местного значения поселения организацию освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Полномочия по аналогичному вопросу местного значения предоставлены администрации поселения частью 26 пункта 1 статьи 39 Устава.

    Прокурор полагает, что данные пункты противоречат требованиям ч. 21 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, предусматривающей в качестве вопроса местного значения поселения присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

    Во исполнение требований части 34 пункта 1 статьи 14 Закона пункт 1 статьи 6 Устава необходимо дополнить частью следующего содержания: «оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Часть 2 пункта 1 статьи 6.1 Устава необходимо исключить, т.к. право органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании проведения на территории сельского поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет исключено из перечня прав органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ.

Во исполнение требований части 8.1 пункта 1 статьи 14.1 Закона пункт 1 статьи 6.1. Устава необходимо дополнить частью следующего содержания: «создание муниципальной пожарной охраны».

Пункт 2 статьи 6.1 Устава необходимо привести в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 14.1 Закона, поскольку решение вопросов, указанных в пункте 1 статьи 6.1 Устава, участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, возможно за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Часть 4.1 пункта 1 статьи 7 Устава противоречит требованиям части 4.1 пункта 1 статьи 17 Закона, т.к. органы местного самоуправления не обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Во исполнение требований частей 4.2.пункта 1 статьи 17 Закона пункт 1 статьи 7 Устава необходимо дополнить частью следующего содержания: «полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Часть 7 пункта 1 статьи 7 Устава подлежит приведению в соответствие с частью 7 пункта 1 статьи 17 Закона, относящей к полномочиям органов местного значения учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Частью 3 пункта 4 статьи 10 Устава предусмотрено, что инициатива о проведении референдума может быть выдвинута Советом депутатов поселения и главой поселения совместно. В соответствии с частью 2 пункта 7 той же статьи такая инициатива оформляется правовыми актами Совета депутатов и главы поселения.

Прокурор указал, что данные положения противоречат требованиям пункта 3 статьи 22 Закона, в соответствии с которым решение о назначении местного референдума принимается по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Статью 11 Устава необходимо привести в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 23 Закона, Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 года № 525-ПК, в том числе определить вид избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

Пунктом 3 статьи 15 Устава предусмотрено, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий: многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, иные территории проживания граждан.

Прокурор считает, что данный пункт подлежит приведению в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 27 Закона, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Часть 5 пункта 5 статьи 16 Устава предусматривает, что на публичные слушания помимо прочего должны выноситься иные вопросы в соответствии с Уставом.

Прокурор полагает, что указанный пункт противоречит требованиям пункта 3 ст.28 Закона, которая предусматривает закрытый перечень вопросов, подлежащих вынесению на публичные слушания в обязательном порядке.

В соответствии с частями 4, 7 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, частями 3, 5 ст. 12 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 года № 525-ПК, в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Прокурор считает, что пункты 3, 4 статьи 29 Устава подлежат приведению в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 3 статьи 35 Устава необходимо привести в соответствие с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, предусматривающим, что в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Часть 9 пункта 1 статьи 37 Устава подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством, поскольку одним из вопросов местного значения сельского поселения согласно части 5 пункта 1 статьи 14 Закона является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 36 Устава предусматривает, что администрацией поселения руководит глава поселения на принципах единоначалия.

Прокурор считает, что указанный пункт противоречит требованиям части 1 пункта 1 статьи 37 Закона, в соответствии с которой местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Частью 4 статьи 39 Устава установлен срок полномочий очередного состава избирательной комиссии поселения – 4 года, что противоречит части 5 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, которая устанавливает срок полномочий избирательной комиссии муниципальных образований – 5 лет.

Прокурор указал, что во исполнение пункта 5 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, пункт 4 статьи 39 Устава необходимо дополнить предложением следующего содержания: «Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта Российской Федерации в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования».

Прокурор считает, что в Уставе муниципального образования необходимо предусмотреть порядок формирования избирательной комиссии в соответствии с пунктами 7-9.3 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.

Во исполнение требований пункта 22 части 2 статьи 50 Закона пункт 2 статьи 51 Устава, определяющей перечень имущества, которое может находиться в собственности поселения, необходимо дополнить подпунктом следующего содержания: «имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения».

Пункт 1 статьи 74 Устава подлежит приведению в соответствие с требованиями пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ, которой к основаниям для расторжения трудового договора с муниципальным служащим помимо прочих отнесено применение административного наказания в виде дисквалификации.

Пунктом 4 статьи 75 Устава предусмотрено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Прокурор полагает, что данный пункт противоречит требованиям пункта 3 статьи 21 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ, в соответствии с которым ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней.

10.12.2010 года по указанным основаниям на Устав Сергинского сельского поселения Кунгурским городским прокурором принесен протест. Однако до настоящего времени каких-либо мер по приведению Устава сельского поселения в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства Советом депутатов Сергинского сельского поселения предпринято не было.

В результате бездействия Совета депутатов Сергинского сельского поселения местное самоуправление на территории сельского поселения осуществляется с нарушением требований федерального и регионального законодательства.

Бездействием Совета депутатов сельского поселения нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, гарантированные статьей 4, главой 8 Конституции РФ, а также статьей 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

       В судебном заседании Кунгурский городской прокурор на заявленных требованиях настаивал.

       Представитель ответчика – Совета депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили.                Представитель третьего лица – администрации Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района согласен с требованиями прокурора. Заявил, что в ближайшее время Устав Сергинского сельского поселения будет приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.

       Заслушав доводы прокурора, представителя третьего лица, рассмотрев документы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

    В соответствии с п.1 ст.7 указанного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

    Пункт 4 ст.7 вышеназванного Закона предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    Устав сельского поселения – основной нормативный правовой акт сельского поселения.

              В силу ч.1 п.10 ст.35 данного Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

    Судом установлено:

    Совет депутатов Сергинского сельского поселения является юридическим лицом, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (л.д.9-10).

Решением Совета депутатов Сергинского сельского поселения от 01.12.2005 года № 4 утвержден Устав муниципального образования «Сергинское сельское поселение» Кунгурского муниципального района Пермского края (л.д.11-31).

10.12.2010 года прокурором на Устав Сергинского сельского поселения принесен протест по указанным выше доводам (л.д.32-36).

    Как следует из копии объяснительной главы Сергинского сельского поселения Устав был принят в 2005 году, последние изменения и дополнения вносились в него в 2008 году в связи с часто вносимыми изменениями в Федеральный закон № 131-ФЗ, а также занятостью специалиста приемом граждан и оформлением документов, отсутствием юридического образования у секретаря Совета депутатов Сергинского сельского поселения (л.д.37).

Из объяснений сторон следует, что изменения в Устав до настоящего времени не внесены. Однако, согласно отзыва Главы Сергинского сельского поселения № 204 от 05.09.2011 года в ближайшее время Устав Сергинского сельского поселения будет приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства (л.д.42).

       Действительно, Устав Сергинского сельского поселения не отвечает требованиям федерального и регионального законодательства, в частности Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011), Федеральному закону РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, Закону Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09 ноября 2009 года № 525-ПК,

Суд считает установленным факт нарушения Советом депутатов Сергинского сельского поселения действующего законодательства РФ в части неисполнения полномочий по приведению Устава сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

       Суд учитывает согласие представителя третьего лица - Администрации Сергинского сельского поселения с предъявленным иском.

       Суд согласен с доводами прокурора о том, что бездействием Совета депутатов сельского поселения нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, поскольку местное самоуправление на территории Сергинского сельского поселения при существующем Уставе осуществляется с нарушением требований федерального и регионального законодательства.

    Суд считает необходимым признать незаконным бездействие Совета депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в части приведения Устава сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства и обязать Совет депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в срок до 01.10.2011 года привести Устав сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства, разработать проект Устава сельского поселения в новой редакции, вынести проект Устава на публичные слушания в установленном законом порядке.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

               Признать незаконным бездействие Совета депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в части приведения Устава сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

              Обязать Совет депутатов Сергинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в срок до 01.10.2011 года привести Устав сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства, разработать проект Устава сельского поселения в новой редакции, вынести проект Устава на публичные слушания в установленном законом порядке.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья:     Е.Е.Малышева