Дело № 2-1921/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Кунгур Пермского края 31 октября 2011 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Пастуховой Н.Д.,
с участием истца Сухорослова Л.М.,
ответчиков Крыло Л.М., Вачегина Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Сухорослова Л.М. к Крыло Л.М., Вачегина Р.М., администрации Кунгурского муниципального района в лице Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Сухорослова Л.М. обратилась в суд с иском к Крыло Л.М., Вачегиной Р.М., администрации Кунгурского муниципального района в лице Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий инвентарный номер №, кадастровый номер № с надворными постройками: холодными пристройками (лит.а, а1), навесом (лит.Г), сараем ( лит.Г1), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что является наследником собственника данного имущества - Шамшуриной Е.А., в силу закона, фактически приняла наследство после смерти матери, произвела расходы на похороны, пользуется домом, обрабатывает земельный участок, приняла меры по сохранности наследственного имущества. Иные наследники первой очереди по закону Крыло Л.М., Вачегина Р.М. за оформлением прав на наследство не обращались, фактически наследство не приняли.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.
Ответчики Крыло Л.М., Вачегина Р.М. пояснили, что с иском согласны, на наследство, открывшееся после смерти матери не претендуют.
Представитель ответчика – администрации Кунгурского муниципального района в лице Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства в суд не явился, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица – администрации Троельжанского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, возражений по иску не имеет.
Согласно п. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются: дети, родители, супруг наследодателя.
Согласно ч. 2 ст. 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ, выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд находит иск по отношению к Крыло Л.М., Вачегиной Р.М. обоснованным, подлежащим удовлетворению. Поскольку спорный дом находится на территории муниципального образования Троельжанское сельское поселение Кунгурского муниципального района Пермского края, то администрация Кунгурского муниципального района является надлежащим ответчиком по иску, исковые требования в отношении данного лица не подлежат удовлетворению.
Судом установлено:
Наследодатель Шамшурина Е.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 5).
Сухорослова Л.М. является дочерью наследодателя Шамшурина Е.А., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 17), справкой о заключении брака согласно которой истец изменила фамилию на фамилию супруга (л.д. 18). Ответчики Крыло Л.М., Вачегина Р.М. как сестры истца, также являются наследниками Шамшурина Е.А. первой очереди по закону.
Установлено, что наследодатель не имела иных наследников по закону первой очереди, в том числе обязательных наследников. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, ответчиками, показаниями свидетеля, не оспаривается иными участниками дела.
В судебном заседании установлено, что истец либо иные лица не обращались к нотариусу для оформления наследственных прав, что подтверждается письмом нотариуса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось.
Истец, ответчики Крыло Л.М. и Вачегина Р.М. в судебном заседании пояснили, что истец в течение шести месяцев после смерти наследодателя начала пользоваться оставшимся жилым домом и земельным участком, иными перешедшими к ней как наследнику предметами обихода. Указанные обстоятельства также были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетеля Вачегина А.П.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец является единственным наследником Шамшуриной Е.А. по закону, принявшим наследство в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, на день открытия наследства Шамшуриной Е.А. принадлежал на праве собственности жилой дом, общей площадью 32,6 кв.м. с надворными постройками, находящийся по адресу: <адрес> <адрес>. Данный факт подтверждается выпиской из похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> (л.д. 6).
Копия технического паспорта (л.д. 8-14) и кадастрового паспорта (л.д. 15-16) на домовладение, находящееся по адресу: <адрес>, д.Барбаутово, <адрес>, свидетельствуют о том, что данный объект отвечает признакам недвижимости, может являться предметом гражданских сделок. Тот факт, что жилой дом принадлежал наследодателю Шамшурина Е.А., также подтверждается копией справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ ГУП «ЦТИ Пермского края» (л.д. 7).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может быть осуществлена путем признания права.
Поскольку регистрация права собственности в уполномоченном государственном органе является правоподтверждающим действием и сама по себе не является основанием для возникновения или прекращения права собственности на недвижимое имущество, суд приходит к выводу о правомерности применения признания права как способа защиты права собственности истца.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что указанное в иске имущество не может быть признано выморочным, право собственности на него перешло к истцу в связи с фактическим принятием наследства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Сухорослова Л.М. право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. с инвентарным номером №, кадастровым номером № надворными постройками: холодными пристройками (лит.а, а1), навесом (лит.Г), сараем ( лит.Г1), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.Г.Чулатаева