о признании права собственности на имущество в порядке наследования



Дело № 2-1773/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г.Кунгур Пермского края                                                          01 ноября 2011 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Смирновой М.А.,

при секретаре Крупновой О.Ю.,

с участием истца Кавардаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кунгуре гражданское дело по иску Кавардаковой Н.В. к муниципальному образованию «Город Кунгур» о признании права собственности на имущество в порядке наследования,

    УСТАНОВИЛ:

Кавардакова Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику и просит признать за ней право собственности в порядке наследования после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на две комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м. на втором этаже жилого дома по адресу: <адрес>, указав, что Кавардакова Н.В. является единственным наследником после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был осужден приговором Кунгурского городского суда, наказание отбывал в <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Кавардаковой Н.В., действующей по доверенности от имени ФИО3, выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО3 на объект недвижимости: две комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м. на втором этаже жилого дома по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение приобретено на имя ФИО3 на основании купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008г. № 14-п, муниципальной адресной программы по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации продпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в <адрес> на 2010 год, утвержденного постановлением администрации г. Кунгура Пермского края от 08.09.2010г. № 513. О смерти ФИО3 Кавардаковой Н.В. стало известно из письма администрации <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В судебном заседании истец Кавардакова Н.В. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что ФИО3 в 2008 году для представления его интересов в суде по требованиям о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выдал ей доверенность, по решению суда с ФИО3 администрацией <адрес> был оформлен договор найма жилого помещения. В 2008 году ФИО3 был осужден, направлен в колонию. Летом 2010 года соседи ФИО3 из дома <адрес> сообщили ей, что дом признан ветхим, подлежит сносу, необходимо обратиться в администрацию <адрес> с заявлением для участия в программе. Она в письме сообщила ФИО3 о данной программе, начала собирать документы. Все документы оформляла от имени ФИО3на основании доверенности, документы сдала в администрацию в июле 2010 года, долго искала жилое помещение с учетом требований администрации. В ноябре 2010 года заключила предварительный договор купли-продажи, по которому заплатила свои деньги в сумме 50000 рублей. В дальнейшем заключен основной договор, право собственности на две комнаты зарегистрированы в регистрационной палате, получила свидетельство. О том, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ не знала, телеграмму из колонии не получала, в этот время с ее согласия в квартире проживала временно девушка, она ей ничего не передавала. Свидетельство о смерти ФИО3 получила в феврале 2011 года. После оформления договора несла расходы по содержанию имущества.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, на предварительном судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, пояснил, что Кавардакова Н.В. телеграмму из колонии о смерти ФИО3 не получала, о дне смерти ей стало известно в 2011 году. Поскольку ФИО3 до смерти выразил свое желание участвовать в программе по ликвидации ветхого жилья, находясь в местах лишения свободы, не мог самостоятельно готовить документы, для выполнения всех необходимых действий для оформления права выдал доверенность Кавардаковой Н.В., администрацией <адрес> ФИО3 был включен в программу, под реализацию программы выделены денежные средства, но ФИО3 умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность, т.е. по независящим от него причинам лишен был возможности соблюсти все правила оформления документов, то спорное имущество должно войти в наследственную массу и может быть принято наследниками умершего в свою собственность. Представитель истца просит применить аналогию права.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, возражений по иску не представил.

    Суд, заслушав объяснение истца, рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие: смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

В соответствии с п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Судом установлено:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдана доверенность Кавардаковой Н.В. на представление его интересов перед третьими лицами (л.д. 11).

Согласно справки Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 25).

Постановлением администрации г. Кунгура Пермского края № 513 от 09.08.2010г. утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в городе Кунгуре на 2010 год. В перечень домов, расположенных на территории <адрес>, которые подлежат расселению и сносу, включен дом, расположенный по адресу: <адрес>. Нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО3 (л.д. 42-56).

ДД.ММ.ГГГГ Кавардакова Н.В., действующая по доверенности от имени ФИО3, обратилась к главе <адрес> с заявлением на участие в муниципальном проекте «Достойное жилье» (л.д. 67).

Согласно свидетельства о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ Кавардакова Н.В. заключила с ФИО4 предварительный договор купли-продажи двух комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>., по условиям которого стороны обязались заключить договор купли-продажи имущества по цене 780000 рублей, в обеспечение обязанностей по заключению основанного долга Кавардакова Н.В. уплатила взнос в размере 50000 рублей (л.д. 65).

ДД.ММ.ГГГГ Кавардакова Н.В. обратилась в МБУ «Управление городского хозяйства <адрес> края» с заявлением о выдаче разрешения на приобретение в собственность двух комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 59).

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Кавардакова Н.В., действующая от имени ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, приобрела у ФИО4 и ФИО5 две комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Отчуждаемые комнаты проданы за 780000 рублей, сумма 730484 руб. уплачены за счет бюджета <адрес> в рамках реализации регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008г. № 14-п, муниципальной адресной программы по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в <адрес> на 2010 год, утвержденного постановлением администрации г. Кунгура Пермского края от 08.09.2010г. № 513; сумма 49516 руб. уплачена за счет личных денежных средств покупателя (л.д. 8-10).

Право собственности ФИО3 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП и свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 6-7).

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Город Кунгур» и Кавардаковой Н.В., действующей от имени ФИО3, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета <адрес> ФИО3 предоставлена безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилого помещения в размере 730484 рублей (л.д. 57-58).

Согласно информации нотариуса ФИО6 наследником умершего ФИО3 является двоюродная сестра Кавардакова Н.В., данными о других наследниках нотариус не располагает (л.д. 4, 38-39).

Требования истца о признании права собственности в силу ст. 218 ГК РФ в порядке наследования суд считает необоснованными по следующим причинам:

В силу ст.ст. 1112, 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, имущественные права и обязанности.

В силу п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельства о государственной регистрации права и выписки из ЕГРП регистрация права произведена уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после смерти ФИО3

Следовательно, поскольку право собственности на имя ФИО3 на спорное имущество в виде двух комнат в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на момент его смерти не было зарегистрировано, то ФИО3 не является собственником спорного имущества, спорное имущество не может быть включено в наследственную массу и наследоваться Кавардаковой Н.В. после смерти ФИО3

Регистрация права на недвижимое имущество произведена на основании договора купли-продажи комнат от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4, ФИО5 и Кавардаковой Н.В., действующей от имени ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст.ст. 17,18 ГК РФ право гражданина совершать сделки и участвовать в обязательствах ограничено временным промежутком, а именно, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В силу подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.

Согласно свидетельства о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, действие доверенности, выданной ФИО3 для представления его интересов перед третьими лицами Кавардаковой Н.В., прекращено с ДД.ММ.ГГГГ, при оформлении сделки купли-продажи комнат у Кавардаковой Н.В. не имелось полномочий действовать от имени ФИО3, принимать в интересах ФИО7 какие-либо права и обязанности по сделке.

Довод истца о том, что ей не было известно о смерти ФИО3 на момент совершения сделки, опровергается доказательствами, имеющимися в деле, а именно, согласно информации <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> (л.д. 79,83) о смерти осужденного ФИО3 учреждением сообщено Кавардаковой Н.В. телеграммой от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Из пояснений Кавардаковой Н.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ она временно проживала в дачном домике на территории <адрес>, квартиру она сдавала в аренду девушке, которой полностью доверяла, никуда не уезжала. Таким образом, суд считает, что данное лицо могло получать корреспонденцию, поступающую на имя Кавардаковой Н.В., и передать ее адресату либо иным образом информировать Кавардакову Н.В. о поступлении корреспонденции. Информация, поступившая из ФБУ ИК-9, истцом не опровергнута, доказательства не представлены. Проверка правоотношений, сложившихся между Кавардаковой Н.В. и лицом, арендующим у нее жилое помещение, не входит предмет исследования по данному делу.

Довод представителя ответчика о том, что при разрешении спора возможно применить аналогию закона в соответствии со ст. 6 ГК РФ, а именно, применить практику рассмотрения споров, связанных с приватизацией жилищного фонда в Российской Федерации, суд считает несостоятельным.

Анализируя буквальное содержание документа – доверенности, выданной ФИО3 для представления его интересов перед третьими лица Кавардаковой Н.В., от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что данной доверенностью ФИО3 уполномочивает Кавардакову Н.В. представлять его интересы только в трех направлениях, а именно, во всех судах, в Кунгурском отделе УФРС по <адрес>, участвовать от его имени в исполнительном производстве с указанием перечня прав Кавардаковой Н.В. по каждому действию. ФИО3 не уполномочивал Кавардакову Н.В. быть его представителем в администрации г. Кунгура Пермского края, других компетентных органах по вопросам участия в реализации регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008г. № 14-п, муниципальной адресной программы по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в г. Кунгуре на 2010 год, утвержденного постановлением администрации г. Кунгура Пермского края от 08.09.2010г. № 513; заключать от его имени договоры купли-продажи недвижимого имущества; приобретать в его собственность какое-либо имущество.

Самостоятельно ФИО3 с заявлением об участии в программе в администрацию г. Кунгура не обращался, какие-либо документы, необходимые для участия в программе, самостоятельно не оформлял. Каких-либо иных доказательств о предоставлении полномочий Кавардаковой Н.В. на выполнение данных действий суду не представлено. Из представленных суду доказательств нельзя сделать однозначный вывод о желании именно ФИО3, а не его сестры Кавардаковой Н.В., принимать участие в региональном проекте «Достойное жилье».

Кроме того, в судебном заседании установлено, что доверенность от ДД.ММ.ГГГГ была предъявлена Кавардаковой Н.В. в суд при рассмотрении искового заявления ФИО3 к администрации г. Кунгура Пермского края о признании права пользования жилым помещением (л.д. 108-112).

Поскольку правомочность Кавардаковой Н.В. при оформлении сделки купли-продажи комнат ответчиком – муниципальным образованием «Город Кунгур» в судебном заседании не оспаривается, поэтому суд не считает необходимым давать оценку состоявшимся сделкам и государственной регистрации данных сделок.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Кавардаковой Н.В. к муниципальному образованию «Город Кунгур» о признании права собственности на имущество в порядке наследования отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Судья                                      М.А. Смирнова