Дело № 2-1767/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Кунгур Пермский край 17 ноября 2011 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Оборина Л.Г.,
при секретаре Макаровой Е.Н.,
с участием помощника Кунгурского городского прокурора Трушковой Т.М.,
представителя ответчика Колмаковой Ю.В., доверенность от 16.05.2011 г.,
представителя третьего лица Колмаковой Ю.В., доверенность от 31.03.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кунгура Пермского края об обязании устранения нарушений при использовании и содержании автодороги.
установил:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кунгура Пермского края и просит признать незаконным бездействие администрации города Кунгура в сфере дорожной деятельности в части приведения в нормативное состояние автодороги по ул.Луговой г.Кунгура Пермского края, обязать администрацию города Кунгура Пермского края привести в нормативное состояние в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 2.1.6. автодорогу по ул.Луговая г.Кунгура Пермского края в срок до 01.07.2012 г.
В ходе судебного разбирательства Кунгурский городской прокурор обратился в суд с уточненным исковым заявлением и просит обязать Администрацию города Кунгура Пермского края устранить нарушения по превышению предельно допустимых концентраций загрязняющих взвешенных веществ в атмосферном воздухе в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 при использовании и содержании автодороги по ул.Луговая г.Кунгур Пермского края в срок до 01.07.2012 года.
В обоснование исковых требований Кунгурский городской прокурор указал, что в соответствии с п. 5 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.5 ч.2 ст.4 Устава г. Кунгура к вопросам местного значения г. Кунгура относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.2 ч.1 ст.55 Устава г. Кунгура в собственности г. Кунгура находятся имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе, автомобильные дороги местного значения в границах г.Кунгура, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В ходе проведенной проверки установлено, что автомобильная дорога по улице Луговой г.Кунгура протяженностью 1,316 км, инвентарный номер 1-6515, находится в собственности муниципального образования «Город Кунгур». В соответствии с кадастровым паспортом, указанная автодорога является объектом недвижимости и сооружением транспорта, основание и покрытие дороги выполнено в щебеночном исполнении.
Согласно п.1 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств.
В соответствии со ст.35 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений, и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ч.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Вредным воздействием на человека является воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
В соответствии со статьями 11,12, 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. При проектировании, строительстве, реконструкции транспортных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Кроме того, в соответствии с п.1.3. Руководства по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов от 01.03.1978 г. при строительстве и реконструкции оснований и покрытий из вышеприведенных материалов наряду с требованиями настоящего Руководства следует соблюдать положения СНиП 3.06.03-85 и СНиП 2.05.02-85.
В частности, в соответствии с п.3.1 СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» при выборе вариантов трассы и конструкции автомобильной дороги кроме технико-экономических показателей следует учитывать степень воздействия дороги на окружающую природную среду, как в период строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетание дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду.
Пунктом 3.7. указанного СНиП установлено, что при проложении дорог через населенные пункты следует предусматривать покрытия дорожных одежд и тип укрепления обочин, исключающие пылеобразование.
Согласно п.1.3 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», при строительстве и реконструкции автомобильных дорог необходимо принимать меры по охране природной среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ, нарушение которых может вызвать изменение геологических или экологических условий.
В соответствии с п.2.1 ОДН (Отраслевые дорожные нормы) 218.5.016- 2002, утвержденных Распоряжением Минтранса России № ИС-1147-р от 25.12.2002 г. показатели и нормы безопасности автомобильной дороги и нормы экологической безопасности автомобильной дороги (далее - ОДН) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу п.2.3 ОДН автомобильные дороги отнесены к объектам экологической опасности. В зависимости от уровня экологической опасности они разделены на три класса: Первый класс - крупные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду, - федеральные и областные магистральные и скоростные дороги 1-й II категорий с числом полос движения не менее четырех и искусственные сооружения на них, отдельные мосты и путепроводы длиной более 500 м. Международными нормами и федеральными документами строительство дорожных объектов первого класса отнесено к экологически опасным видам деятельности. Второй класс - объекты, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Дороги II и Ш категорий с расчетной (перспективной) интенсивностью движения более 2000 ед. в сутки и сооружения на них. Отдельные участки прочих дорог в населенных пунктах и на особо охраняемых территориях, а также в сложных условиях индивидуального проектирования. Третий класс - объекты, оказывающие незначительное, локальное воздействие на окружающую среду. Автомобильные дороги с расчетной интенсивностью движения менее 2000 ед. в сутки и транспортные сооружения на них, к которым и отнесена автодорога по ул. Луговой г. Кунгура Пермского края. Технически несложные дорожные объекты по проектам массового или повторного применения. Ремонтные работы.
Согласно п.2.4 ОДН под экологической безопасностью автомобильной дороги (экологически безопасным ее состоянием) понимается ее способность обеспечивать минимум вредных воздействий и загрязнений природной среды прилегающих к дорогам территорий, формируемых инженерными сооружениями и конструкциями автомобильной дороги, и их воздействием на работу автомобильного транспорта.
В соответствии с п.2.7 ОДН экологические показатели - показатели, характеризующие уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, воздействия на биосферу (человека, растительность, животный мир) и отражающие совместное влияние, на природу автомобильного транспорта и инженерных сооружений автомобильной дороги.
На основании п.2.8 ОДН экологически значимые показатели - показатели, характеризующие техническое состояние элементов (конструкций) автомобильной дороги или работ по ее содержанию или ремонту, отражающие влияние и воздействие на природную среду собственно автомобильной дороги и воздействие последней на экологические показатели автомобильного транспорта.
Пунктом 4.1 ОДН установлены экологические показатели и их нормативные значения, характеризующие экологически безопасное состояние автомобильной дороги, а именно:
Элемент природной среды | Показатель воздействия автомобильного транс- порта и автомобильной дороги | Нормативные документы, определяющие уровень показателя |
1 | 2 | 3 |
ВОЗДУХ | Концентрация CO Концентрация NOx Концентрация SO2 Концентрация пыли Концентрация углеводо- родов (CnHm) Концентрация свинца и его соединений | За пределами населенных пунктов не нормируются. В населенных пунктах не более ПДК загрязняю- щих веществ в атмосферном воз- духе населенных мест (М.: Минздрав СССР, 1984. Дополнение 1-85) |
В соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 14 введены в действия санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», в соответствии с которым соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 г. № 114 утверждены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (далее - ГН 2.1.6.1338-03).
30.09.2010 г. и 05.10.2010 г. по обращению жителей по ул.Луговой Центральным территориальным управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю произведены лабораторные испытания, в ходе которых установлено, что на автодороге по ул.Луговой г.Кунгура содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе превышает максимально-разовую предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, установленную ГН 2.1.6.1338-03, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
07.10.2010 г. по данному основанию Кунгурской городской прокуратурой в адрес начальника МБУ «Управления городского хозяйства г.Кунгура Пермского края» было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, которое рассмотрено, однако до настоящего времени каких-либо мер по приведению автодороги в состояние, исключающее негативное воздействие на окружающею среду предпринято не было.
31 августа 2011г. по поручению Кунгурской городской прокуратуры Центральным территориальным управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю вновь произведены лабораторные испытания, в ходе которых установлено, что на автодороге по ул.Луговой содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе превышает максимально-разовую предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, установленную ГН 2.1.6.1338-03, что также не соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник.
В силу ст.30, п.8, 14 ст.32 Устава города Кунгура исполнительно-распорядительном органом местного самоуправления является администрация г.Кунгура, которая наделяется, полномочиями по решению вопросов местного значения, в частности, обеспечивает управление муниципальной собственностью в соответствии с правилами, установленными Кунгурской городской Думой, осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кунгура, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрацией города Кунгура Пермского края ненадлежащим образом исполняются обязанности по содержанию муниципального имущества - автомобильной дороги по ул.Луговой г.Кунгура Пермского края, в соответствующем законодательству состоянии, исключающее негативное воздействие на окружающую среду, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду обитания, в том числе жителей, проживающих по ул.Луговой, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы изложенные в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснил, что истец ссылается на необходимость соблюдения положений СНиП 3.06.03-85 и СНиП 2.05.02-85 при строительстве и реконструкции оснований и покрытий из щебёночных и гравийных материалов. Пунктом 1.1 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» предусмотрено, что настоящие правила распространяются на строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, за исключением временных дорог, испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников. В преамбуле СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» также указано на то, что настоящие нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. В данном случае на ул.Луговая (от ул.Блюхера до дома № 48а) был произведен капитальный ремонт автомобильной дороги, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта приемки законченных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги от 01 ноября 2008 года.
Администрацией города Кунгура Пермского края не производились ни строительство автомобильной дороги, ни ее реконструкция, следовательно, ссылка истца на указанные СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» в данном случае не состоятельна.
Согласно таблице подраздела 3 «Основные направления и формы воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду» раздела «Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги» Отраслевых дорожных норм, утверждённых распоряжением Минтранса России № ИС-1147-р от 25.12.2002 (далее - ОДН) воздействующими на воздух факторами и их элементами являются автомобили, находящиеся на дороге (выбросы отработавших газов двигателей, поступающие в воздух продукты износа деталей автомобилей и автомобильных шин, акустическое загрязнение транспортным шумом); земляное полотно (изменение температурного, влажностного, ветрового режима около высоких насыпей - недалеко от ул. Луговая проходит железнодорожное полотно на высокой насыпи); дорожная одежда (оказывает влияние на количество и состав отработавших газов автомобилей, количество продуктов износа деталей автомобилей и автомобильных шин, продукты износа дорожного покрытия, пыль и мусор с его поверхности, дополнительное акустическое загрязнение вследствие влияния на уровень транспортного шума), дорожная инфраструктура (выбросы отработавших газов в местах остановок и стоянок автомобилей - по дороге ходит маршрутный автобус, имеющий остановочную площадку); пересечение дорог (дополнительные выбросы отработавших газов из-за снижения скорости, остановок). Следовательно, помимо дорожной одежды (дорожного покрытия) существует множество факторов, воздействующих на состояние атмосферного воздуха на автомобильной дороге.
В Приложении 1 к ОДН указаны предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест Российской Федерации. Согласно данному перечню к загрязняющим веществам атмосферного воздуха относятся: азота двуокись, азота окись, азотная кислота, бенз(а)пирен, бензин (в пересчете на углерод), кадмия окись ( в пересчете на кадмий), меди окись (в пересчете на медь), медь хлористая (в пересчете на медь), свинец и его соединения, кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец), сероуглерод, углерода окись, углеводороды предельные, сажа (углерод черный), пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния в % (выше 70%, 70-20%, ниже 20%).
В протоколах лабораторных испытаний от 30.09.2010, 05.10.2010, 31.08.2011, представленных истцом, не указано ни одно из загрязняющих веществ, предусмотренных вышеуказанным перечнем, предельно допустимые концентрации которого превышены на ул.Луговая в г.Кунгуре. В данных протоколах лабораторных испытаний указано на превышение нормативной величины взвешенных веществ, в составе которых не выделены загрязняющие вещества, следовательно, определить концентрацию загрязняющих веществ по представленным протоколам лабораторных испытаний не представляется возможным.
Муниципальное образование «Город Кунгур» в лице администрации города Кунгура Пермского края, являясь собственником автомобильной дороги по ул.Луговая фактически несет бремя ее содержания, осуществляет капитальный ремонт, проводит мероприятия по обеспыливанию. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих взвешенных веществ в атмосферном воздухе.
Представитель третьего лица Управления городского хозяйства в судебном заседании не согласился с иском прокурора, представил суду аналогичные возражения относительно иска.
Суд, заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьего лица, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В статье 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ).
Согласно ч.4 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно п.2 ч.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Из содержания ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, а ч.1 ст.35 данного закона предусмотрено, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
Согласно ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека, а частью 2 данной статьи, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Судом установлено.
Уставом города Кунгура Пермского края предусмотрено, что город Кунгур является муниципальным образованием и наделен статусом городского округа.
Пунктом 5 ст.4 Устава города Кунгура предусмотрено, что к вопросам местного значения города Кунгура относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кунгура, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.7-13, 14-36, 37-40).
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Администрация города Кунгура Пермского края является юридическим лицом, входит в структуру органов местного самоуправления города Кунгура, что следует из Устава города Кунгура Пермского края (л.д.40, 41, 42-45).
В уставе города Кунгура Пермского края указано, что администрация города Кунгура обеспечивает дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кунгура, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление городского хозяйства является казенным учреждением, имеет полное наименование Управление городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края, деятельность осуществляет на основании положения, из которого следует, что предметом его деятельности является организация содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в границах города Кунгура (л.д.82-95, 96, 97).
Согласно информации Администрации города Кунгура, выписки из реестра муниципальной собственности, кадастрового паспорта, технического паспорта автомобильная дорога по ул.Луговая в г.Кунгуре имеет протяженность 1316 пм, имеет инвентарный номер 1-6515, преобладающий тип покрытия - ПГС, находится в муниципальной собственности (л.д.23-27, 28, 29, 30-33).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам, возлагается на орган местного самоуправления, который самостоятельно в пределах своей компетенции решает вопрос обеспечения дорожной деятельности.
Из акта приемки законченных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги следует, что комиссией принята выполненная работа по капитальному ремонту в период с 27.10.2008 г. по 31.10.2008 г. автодороги по ул.Луговая (от ул.Блюхера до дома № 48а) в городе Кунгуре, протяженностью 0,7868 км и автодорога принята в эксплуатацию (л.д.77, 78).
Согласно протокола испытаний, выполненных ЗАО «Перминжсельстрой» в период с 06.05.2008 г. по 09.05.2008 г. щебень смеси фр.5-20 мм, фр.20-40 мм, фр.40-70 мм карьера «Октябрьский» соответствует требованиям ГОСТ 8267-93 и СНиП 2.05.02.85 пригоден для устройства автомобильных дорог по методу заклинки (л.д.79-81).
Однако ответчиком, третьим лицом не представлено доказательств, что именно из указанного материала выполнено дорожное покрытие, а также соответствия дорожного покрытия указанным ГОСТ и СНиП.
Жители ул.Луговой в открытом письме от 07.09.2010 г. в адрес Кунгурского городского прокурора, Администрации города Кунгура просили принять меры в связи с ненадлежащим содержанием дороги, наличием пыли (л.д.34-36).
30.09.2010 г. и 05.10.2010 г. в связи с обращением жителей по ул.Луговой Центральным территориальным управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю произведены лабораторные испытания, в ходе которых установлено, что на автодороге по ул.Луговой г.Кунгура содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе превышает максимально-разовую предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, установленную ГН 2.1.6.1338-03, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (л.д.10, 11-12, 13-14, 15-16).
07.10.2010 г. по данному основанию Кунгурской городской прокуратурой в адрес Управления городского хозяйства было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, которое рассмотрено, однако до настоящего времени каких-либо мер по приведению автодороги в состояние, исключающее негативное воздействие на окружающею среду предпринято не было (л.д.37-38, 39).
Принимаемые Управлением городского хозяйства работы по обеспыливанию автодороги не привели к положительным результатам (л.д.22).
12.08.2011 г. жители ул.Луговой г.Кунгура вновь обратились к Кунгурскому городскому прокурору, указывая на неблагоприятную обстановку, существующую при эксплуатации автодороги (л.д.7-9).
31.08.2011 г. по поручению Кунгурской городской прокуратуры Центральным территориальным управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю вновь произведены лабораторные испытания, в ходе которых установлено, что на автодороге по ул.Луговой содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе превышает максимально-разовую предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, установленную ГН 2.1.6.1338-03, что также не соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (л.д.17, 18-21).
Из акта от 06.09.2011 г., составленного с участием представителей лиц, участвующих в деле, следует, что автодорога по ул.Луговая г.Кунгура соответствует ГОСТ-Р 50597-93 (л.д.50).
Между тем из доказательств, представленных истцом следует, что при эксплуатации автодороги в отсутствии атмосферных осадков концентрация взвешенных веществ в атмосферном воздухе превышает предельно допустимые.
Свидетель ФИО4, показал, что в результате лабораторных испытаний установлено превышение допустимых нормативов наличия взвешенных веществ, загрязняющих воздух, в районе автодороги по ул.Луговой. Химический анализ веществ не проводился, но можно сделать вывод, что пыль появляется в результате эксплуатации дорожного покрытия.
Свидетели ФИО5, ФИО6, ФИО7 показали, что проживают по ул.Луговой, в период с мая по октябрь при проезде транспорта по автодороге возникает большое количество пыли, которая оседает на находящиеся возле дороги здания, растения. В результате наличия пыли не возможно нормально дышать, передвигаться вдоль дороги, что отрицательно сказывает на здоровье проживающих граждан. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
Данные обстоятельства также подтверждаются фотографиями (л.д.120-125).
В соответствии с п.1.3. Руководства по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов от 01.03.1978 г. при строительстве и реконструкции оснований и покрытий из вышеприведенных материалов наряду с требованиями настоящего Руководства следует соблюдать положения СНиП 3.06.03-85 и СНиП 2.05.02-85.
Согласно п.3.1 СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» при выборе вариантов трассы и конструкции автомобильной дороги кроме технико-экономических показателей следует учитывать степень воздействия дороги на окружающую природную среду, как в период строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетание дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду.
Пунктом 3.7. указанного СНиП установлено, что при проложении дорог через населенные пункты следует предусматривать покрытия дорожных одежд и тип укрепления обочин, исключающие пылеобразование.
Согласно п.1.3 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», при строительстве и реконструкции автомобильных дорог необходимо принимать меры по охране природной среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ, нарушение которых может вызвать изменение геологических или экологических условий.
Пунктом 4.1 ОДН (Отраслевые дорожные нормы) 218.5.016- 2002, утвержденных Распоряжением Минтранса России № ИС-1147-р от 25.12.2002 г. установлены экологические показатели и их нормативные значения, характеризующие экологически безопасное состояние автомобильной дороги, а именно:
Элемент природной среды | Показатель воздействия автомобильного транс- порта и автомобильной дороги | Нормативные документы, определяющие уровень показателя |
1 | 2 | 3 |
ВОЗДУХ | Концентрация CO Концентрация NOx Концентрация SO2 Концентрация пыли Концентрация углеводо- родов (CnHm) Концентрация свинца и его соединений | За пределами населенных пунктов не нормируются. В населенных пунктах не более ПДК загрязняю- щих веществ в атмосферном воз- духе населенных мест (М.: Минздрав СССР, 1984. Дополнение 1-85) |
В соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 г. № 14 введены в действия санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», в соответствии с которым соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 г. № 114 утверждены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (далее - ГН 2.1.6.1338-03).
Ответчик не представил суду доказательств, что пыль, возникающая в процессе эксплуатации дороги, образуется от других источников, кроме дорожного покрытия. Довод ответчика о том, что пыль образуется от грязи и мусора заносимого с прилегающей к дороге территории не нашел своего подтверждения, поскольку ни ответчиком, ни третьим лицом не принимались меры для установления данного обстоятельства и исключения предполагаемых последствий, в том числе административными способами (л.д.98-100).
Не состоятелен довод представителя ответчика и третьего лица, что к данной ситуации не применяются требования СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85.
В ходе судебного разбирательства истцом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в процессе использования автодороги по ул.Луговой в г.Кунгуре качество атмосферного воздуха не соответствует, установленным нормативам, тем самым нарушаются установленные санитарно-эпидемиологические правила.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что автомобильная дорога по ул.Луговая в г.Кунгуре не соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01.
В соответствии с ч.1 ст.3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Жители ул.Луговой города Кунгура обращаясь в защиту своих интересов к администрации города Кунгура, как органу местного самоуправления обладающему необходимыми полномочиями для разрешения возникшей ситуации, рассчитывали, что данный вопрос будет урегулирован.
Однако ответчик в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию муниципального имущества, не предпринял действенных мер по приведению автодороги в нормативное состояние соответствующее установленным требованиям, тем самым допустил нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду обитания.
Ответчик не представил доказательств и не привел убедительных доводов невозможности устранения нарушений при использовании и содержании автодороги в срок до 01.07.2012 года, указанный истцом.
При таких обстоятельствах требования Кунгурского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кунгура Пермского края об обязании устранения нарушений при использовании и содержании автодороги удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кунгура Пермского края устранить нарушения по превышению в атмосферном воздухе предельно допустимых концентраций взвешенных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 при использовании и содержании автодороги по улице Луговая города Кунгура Пермского края в срок до 01 июля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Л.Г.Оборин