о признании права собственности



Дело № 2-355/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Кунгур Пермский край 21 марта 2012 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Оборина Л.Г.,

при секретаре Макаровой Е.Н.,

с участием истца Волгаревой Г.В.,

представителя ответчика ФБУ «Земельная кадастровая палата» Игуменищевой О.Г., доверенность от 24.01.2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгарева Г.В. к Администрации Кунгурского муниципального района, Администрации Кыласовского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Волгарева Г.В. обратилась в суд с иском к Администрации Кунгурского муниципального района, Администрации Кыласовского сельского поселения, ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю», Управлению Росреестра по Пермскому краю и просит:

1. Признать за ней права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (уточненная в результате межевания площадь – 4 755 кв.м.), расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер ;

2. Обязать ФБУ «Земельная кадастровая палата по <адрес>» внести изменения в состав сведений государственного земельного кадастра о ранее учтенном земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый номер в части площади земельного участка (вместо <данные изъяты> кв.м.);

3. Внести изменения в регистрационные записи: о праве собственности Волгарев В.С., переходе права собственности от Волгарев В.С. к Волгарева Г.В., праве собственности Волгарева Г.В. – на земельный участок площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер , - в части площади земельного участка (вместо <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований истец указала, что в соответствии с распоряжением № 5 администрации Кыласовского сельского совета от 24.04.1992 г. «О закреплении земельных участков на территории Кыласовского сельского совета» гражданам, проживающим на территории Кыласовского сельского совета на 01.01.1992 г. и имеющим дома на праве личной собственности, были переданы в собственность земельные участки, прилегающие к этим домам в существующих размерах согласно похозяйственных книг, для ведения личного подсобного и дачного хозяйства. На основании указанного решения отцу истца Волгарев В.С., проживающему на территории Кыласовского сельсовета и имеющему в собственности жилой дом, передан земельный участок площадью 0,5 га, из них в собственность 0,27 га, бесплатно 0,23 га, что подтверждается свидетельством от 01.06.1992 г.

В органе кадастрового учета земельный участок был поставлен на учет площадью 0,27 га. Фактически Волгарев В.С. имел в собственности земельный участок площадью 0,5 га, что следует из похозяйственной книги, он платил земельный налог с площади <данные изъяты> кв.м.

В 2007 г. ООО «Землемер» при межевании земельного участка с кадастровым номером , установлена площадь <данные изъяты> кв.м.

Не установив право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Волгарев В.С. ДД.ММ.ГГГГ подарил земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , и два дома по адресу <адрес>, Волгарева Г.В.. Из буквального толкования договора дарения следует, что Волгарев В.С. произвел отчуждение всего земельного участка, а не его части, площадь указана в соответствии с данными кадастрового учета <данные изъяты> кв.м. Границы земельного участка на момент дарения не были определены. Волеизъявление Волгарева В.С. при дарении земельного участка было направлено на отчуждение всего земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., что также подтверждается завещанием от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он в пользу истца распорядился земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Волгарев В.С. умер.

Истец считает, что право собственности на земельный участок, которое возникло из договора дарения, распространяется на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., в результате уточнения границ <данные изъяты> кв.м. Меньшая площадь земельного участка указанная в договоре дарения лишь вследствие неправильной постановки на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., а не фактически принадлежавшей Волгареву В.С. При признании права собственности за истцом подлежат уточнению регистрационные записи и в земельном кадастре. Без судебного решения внесение изменений невозможно.

В судебном заседании истец уточнила исковые требования и просила признать за Волгарева Г.В. право собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, для индивидуального жилого дома, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер , от исковых требований: обязать ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» внести изменения в состав сведений государственного земельного кадастра о ранее учтенном земельном участке по адресу <адрес>, кадастровый номер , - в части площади земельного участка (вместо <данные изъяты> кв.м.); внести изменения в регистрационные записи: о праве собственности Волгарев В.С., переходе права собственности от Волгарев В.С. к Волгарева Г.В., праве собственности Волгарева Г.В. – на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, - в части площади земельного участка (вместо <данные изъяты>.м.), отказалась. Заявление истца приобщено к материалам дела. Отказ от части иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому судом принят отказ от части иска.

На основании определения суда из числа ответчиков исключены ФБУ «Земельная кадастровая палата», Управление Росреестра по Пермскому краю, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчиков ФБУ «Земельная кадастровая палата», Управление Росреестра по Пермскому краю, Общество с ограниченной ответственностью «Землемер».

В судебном заседании истец на уточненных исковых требованиях настаивала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Кунгурского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не имеет.

Представитель ответчика Администрации Кыласовского сельского поселения в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело без представителя администрации, в письменном заявлении указал, что возражений по иску не имеет, фактические границы земельного участка, принадлежащего ранее Волгареву В.С. не изменялись, участок огорожен забором, на участке размещен жилой дом и хозяйственные строения, данные о площади земельного участка указаны в похозяйственной книге.

Представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что у органа кадастрового учета отсутствуют какие-либо основания для внесения изменений в кадастр относительно площади спорного участка, в свидетельстве на право собственности на землю имеются дописки. Из представленного письменного отзыва следует, что по информации, имеющейся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок кадастровый номер , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>, является ранее учтенным, сведения, о котором внесены на основании перечня, утвержденного начальником территориального отдела Управления Роснедвижимости по Пермскому краю Холкиным И.Ю. 27.09.2007 г. Правообладателем земельного участка является Волгарева Г.В. Свидетельство на право собственности на землю не соответствует по форме и содержанию требованиям закона о кадастре. Исходя из данных указанных в свидетельстве следует, что Волгареву В.С. предоставлялся земельный участок площадью 0,27 га, из которых 0,23 га бесплатно. Имеющиеся в свидетельстве исправления являются безусловным основанием для признания свидетельства недействительным. Таким образом, у органа кадастрового учета отсутствуют какие-либо основания для внесения изменений в государственный кадастр. Выписка из похозяйственной книги не соответствует требованиям Федеральной регистрационной службы, поэтому не может быть принята во внимание. Истец не мог уплачивать земельный налог исходя из площади 5 000 кв.м., так как зарегистрированная площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.

Представитель Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на письменном отзыве, в котором указано, что в сведениях государственного кадастра недвижимости имеется информация о на земельный участок с кадастровым номером , по адресу <адрес>, поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, правообладателем является Волгарева Г.В. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеются сведения о регистрации двух жилых домов по адресу <адрес> правообладателем является Волгарева Г.В. В свидетельстве на право собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Волгареву В.С. указано, что ему предоставляется в собственность один земельный участок, площадью 0,27 га, из них бесплатно 0,23 га, а в графе «итого» указана площадь 0,5 га. Считает иск предъявленный к управлению необоснованным Управление не является надлежащим ответчиком по делу, так как является органом производящим государственную регистрацию и не имеет какой-либо материальной заинтересованности в споре.

Представитель третьего лица ООО «Землемер» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п.2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу п.3 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129) осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Пунктом 2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании п.1 ст.260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Частью 2 ст.59 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено.

В соответствии с распоряжением № 5 администрации Кыласовского сельского совета от 24.04.1992 г. «О закреплении земельных участков на территории Кыласовского сельского совета» гражданам, проживающим на территории Кыласовского сельского совета на 01.01.1992 г. и имеющим дома на праве личной собственности, были переданы в собственность земельные участки, прилегающие к этим домам в существующих размерах согласно похозяйственных книг, для ведения личного подсобного и дачного хозяйства (л.д.6).

Из копии похозяйственной книги № 31 за период с 1991 по 1995 годы следует, что в личном пользовании Волгарев В.С. на 01.06.1992 г. находился земельный участок по адресу Кунгурский район, д.Ботово, площадью 0,5 га, площадь оставалась неизменной по состоянию с 1993 г по 1995 г. (л.д.8), что также подтверждается справкой администрации Кыласовского сельского поселения № 11 от 14.03.2012 г. (л.д.63).

Отсутствие выписки из похозяйственной книги по форме, утвержденной приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 г. № 146, не может служить основанием для опровержения факта владения Волгаревым В.С. земельного участка, так как в судебном заседании исследована надлежащим образом заверенная копия похозяйственной книги, которая принята судом, как допустимое доказательство.

Таким образом, подтверждается факт владения Волгаревым В.С. земельным участком по адресу Кунгурский район, д.Ботово, площадью 0,5 га, на момент передачи в собственность земельных участков гражданам в соответствии с земельной реформой.

Волгарев В.С. обращался к главе администарции Кылосовского сельсовета с заявлением о предоставлении земельного участка до <данные изъяты> соток, в кассу сельсовета за отвод земли уплачено <данные изъяты> руб. (л.д.75-76).

Из копий свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 01.06.1992 г., предоставленного истцом (л.д.7), и экземпляра, предоставленного представителем ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю (л.д.44) следует, что имеются несоответствия в записях о земельном участке, однако в обоих экземплярах указана общая площадь передаваемого в собственность земельного участка 0,5 га.

Свидетельство от 01.06.1992 г. ни кем не оспорено, не отменено, следовательно, является документом подтверждающим возникновение права собственности на земельный участок.

Квитанциями, платежными извещениями подтверждается, что Волгарев В.С. уплачивал земельный налог с площади земельного участка, составляющей <данные изъяты> кв.м. (л.д.68-74).

Суд приходит к выводу, что органами кадастрового учета неправильно поставлен на учет земельный участок по адресу <адрес> принадлежащий Волгареву В.С., кадастровый номер , в результате чего за ним зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.41-43).

Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку по адресу <адрес><данные изъяты> принадлежащему Волгаревой Г.В., присвоен кадастровый номер , который равнозначен номеру

Из содержания ч.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Цель ведения государственного кадастра это учет сведений о недвижимом имуществе, поэтому неправильное внесение сведений в кадастр не может ограничивать права собственников недвижимости и суд не принимает доводы третьих лиц, как основания для отказе в иске.

Согласно завещания Волгарева В.С. от 26.10.1999 г. он завещал все свое имущество, в том числе земельный участок по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., Волгаревой Г.В. (л.д.11), из этого следует, что он считал, что владеет земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м.

В 2007 г. ООО «Землемер» при межевании земельного участка с кадастровым номером 59:24:102 01 01:0333, установлена площадь 4 755 кв.м. (л.д.9-10).

Не зарегистрировав право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Волгарев В.С. ДД.ММ.ГГГГ подарил земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , и два дома по адресу <адрес>, Волгарева Г.В., что подтверждается договором дарения (л.д.15-16, 18, 19).

Из текста договора дарения следует, что Волгарев В.С. произвел отчуждение всего земельного участка с расположенными на нем строениями, а не его части, площадь указана в соответствии с имеющимися данными кадастрового учета в размере <данные изъяты> кв.м. Границы земельного участка на момент дарения не были определены. Волеизъявление Волгарева В.С. при дарении земельного участка было направлено на отчуждение всего земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Волгарев В.С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.17).

Иных лиц, претендующих на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. нет, органами самоуправления подтверждается нахождение в собственности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., из объяснений истца следует, что она фактически владеет и пользуется земельным участком с установленной площадью. Спора о праве собственности на земельный участок между кем-либо не имеется. Оснований для неудовлетворения требований, заявленных истцом, суд не находит.

При указанных обстоятельствах суд находит возможным признать за истцом право собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилого дома, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер , что будет являться основанием для внесения записей в государственный кадастр недвижимости и государственной регистрации права собственности.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать за Волгарева Г.В. право собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, для индивидуального жилого дома, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      подпись              Л.Г.Оборин