Дело № 2-390 (2012)
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
г.Кунгур 06 апреля 2012 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Прониной Л.С.
при секретаре Пастуховой Н.А.
с участием представителей ответчиков Смирновой Н.А., Бобровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре гражданское дело по иску Константинова А.Н. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Кунгуре Пермского края, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю, Федеральному казенному учреждению исправительная колония № о восстановлении права на назначение пенсии по потере кормильца и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Константинов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в г.Кунгуре и Кунгурском районе, Отделению Пенсионного фонда по Пермскому краю, ФКУ ИК-№. Он просит восстановить его право на пенсию по случаю потери кормильца в период его обучения с ДД.ММ.ГГГГ год в школе и ПУ-№ при ФКУ ИК-№ <адрес>, обязать виновных выплатить ему причитающеюся сумму пении за период с ДД.ММ.ГГГГ года, взыскать с виновных лиц в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>
В обоснование иска истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ год он отбывал наказание в виде лишения свободы с ФКУ ИК-№ <адрес>, в этот период он обучался в школе и ПУ-№, не достиг возраста двадцати трех лет и имел право на получение пенсии по случаю потери кормильца (смерти отца).
Истец считает, что администрация ФКУ ИК-№ не предприняла никаких мер и действий, не представила необходимые документы в Пенсионный фонд.
После представления документов ФКУ ИК-№ в ДД.ММ.ГГГГ года Пенсионный фонд отказал в назначении пенсии ввиду несвоевременного поступления документов.
Истец считает, что ответчиками нарушены его права, он лишен возможности получить причитающиеся ему от государства выплаты по случаю потере кормильца.
Длительное время, добиваясь восстановления своих прав, он нервничал, затрачивал свое время и средства, не мог своевременно использовать принадлежащую ему пенсию по назначению, и вынужден был изыскивать другие средства, считает, что ответчиками ему причинен моральный вред, в счет компенсации которого просит взыскать <данные изъяты>.
Истец о времени, месте судебного заседания надлежаще извещен, ему разъяснены права и обязанности.
В судебное заседание истец не явился, так как отбывает наказание в местах лишения свободы.
Ответчик Отделение Пенсионного фонда (ГУ) по Пермскому краю просит о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Из письменного возражения следует, что требования Константинова А.Н. Отделение Пенсионного фонда по Пермскому краю не признает, считает, что истец пропустил срок для обращения с иском в суд.
С заявлением и необходимыми документами для назначения (восстановления) выплаты пенсии по случаю потери кормильца Константинов А.Н. в период обучения в ПУ-№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обращался.
Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда в г.Кунгуре и Кунгурском районе иск не признала, пояснила, что с заявлением о назначении (восстановлении) выплаты пенсии по случаю потери кормильца в Управление Пенсионного фонда г.Кунгура Константинов А.Н. не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда г.Кунгура Отделением Пенсионного фонда по Пермскому краю было направлено обращение Константинова А.Н., однако необходимых для назначения пенсии документов не было приложено, отсутствовал паспорт, поэтому пенсия по случаю потери кормильца истцу не была назначена.
Представитель ФБУ ИК-№ иск не признала, пояснила, истец не представил доказательств того, что у него имелось право на пенсию по потере кормильца, что сотрудники ФКУ ИК-№ бездействовали, считает, что истец пропустил срок для обращения с иском в суд.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы, доказательства, представленные истцом и ответчиками, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 1 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закона) право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Согласно п.2 ст.9 Закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
- дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет;
-дети умершего кормильца, обучающимися по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Из архивного пенсионного дела Константинова А.Н. следует, что он являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Александровске Пермского края до достижения возраста 18 лет (л.д.55,56-57,58,59).
ДД.ММ.ГГГГ Константинов А.Н. достиг совершеннолетия, поэтому на основании подпункта 3 пункта 1 ст.22 Закона ему прекращена выплата пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60).
С заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в период обучения в ПУ-№ <адрес>, отбывая наказание в ФКУ ИК-№, Константинов А.Н. не обращался как непосредственно в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Кунгуре и Кунгурском районе, так и через представителя ФКУ ИК-№, что следует из объяснения ответчиков, материалов пенсионного дела, рапорта старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ИК-№ ФИО6 (л.д.48-51,52,53,54.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением.
Согласно пункту 2 ст.19 Закона № 173-ФЗ днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Даная норма не противоречит Конституции РФ, о чем неоднократно указывалось в определениях Конституционного Суда Российской Федерации № 20-О-О от 27.01.2011 года, № 870-О-О от 18.12.2007 года, № 380-О-О от 17.10.2006 года № 76-О от 24.03.2005 года.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, определяя сроки назначения пенсии, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) установленного права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
Поскольку в установленном законом порядке Константинов А.Н. не обращался за назначением ему пенсии по случаю потери кормильца в период его обучения в ПУ-№ <адрес>, суд считает, требование его о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении на ответчиков обязанности выплатить пенсию за период с 2004 года по 2006 год не может быть удовлетворено.
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что истцом пропущен срок для обращения с иском в суд, поэтому в удовлетворении иска в части восстановления права на назначение пенсии по потере кормильца за период обучения с ДД.ММ.ГГГГ год в школе и ПУ-№ ФКУ ИК-№ <адрес>, взыскании с виновных причитающейся суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ должно быть оказано.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не представил доказательств того, что ответчики допустили нарушение его личных неимущественных прав, что причинили ему нравственные страдания, поэтому в удовлетворении иска в части взыскания с ответчиков в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Константинову А.Н. в иске к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Кунгуре Пермского края, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю, Федеральному казенному учреждению исправительная колония № о восстановлении права на назначение пенсии по потере кормильца за период обучения с ДД.ММ.ГГГГ в школе и ПУ-№ ФКУ ИК-№ <адрес>, взыскании с виновных причитающейся суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с виновных лиц компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в порядке апелляции.
Судья: Л.С.Пронина