Дело № 2-529/2012 27 апреля 2012 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.Е.
при секретаре Иконниковой А.А.
с участием прокурора Абдуллаева Р.Б.
представителя ответчика Фоминой Н.М.
представителя третьего лица Лукашевич В.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Кунгура Пермского края, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» Пермскому территориальному участку Свердловской дирекции по тепловодоснабжению о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводную сеть.
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Кунгура Пермского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводную сеть, расположенную по адресу: <адрес>, к дому №.
В обоснование требований указал, что при проведении проверки Кунгурской городской прокуратурой было выявлено, что участок водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес>, в настоящее время не имеет собственника. Информация о правах на указанный объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Участок водопроводной сети в реестре муниципальной собственности не учтен. Водопроводная сеть не находится в хозяйственном ведении КГМУП «Водоканал» и ранее не передавалась. Дом, расположенной по адресу: <адрес> имеет центральный водопровод.
Из обращения ООО УК «Дом» 01.01.2012 года в результате порыва на участке водопроводной сети жилой <адрес> в <адрес> остался без водоснабжения.
Отсутствие собственника у участка водопроводной сети влечет невозможность обеспечения ее сохранности, обеспечения ее содержания и ремонта.
В нарушение закона администрация г.Кунгура до настоящего времени не обратилась в Кунгурский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – участка водопроводной сети к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, что привело к неисполнению ответчиком полномочий по водоснабжению населения. Прокурор обращается в защиту прав граждан, проживающих в <адрес> в <адрес>, водоснабжение которых входит в полномочия администрации г.Кунгура.
Определением Кунгурского городского суда Пермского края от 20.03.2012 года в качестве соответчика привлечено ОАО «РЖД» Пермский территориальный участок Свердловской дирекции по тепловодоснабжению.
В судебном заседании Кунгурский городской прокурор на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Кунгура Пермского края - Фомина Н.М. возражений по иску не представила.
Представитель ответчика - ОАО «РЖД» Пермский территориальный участок Свердловской дирекции по тепловодоснабжению - Лукашевич В.Н. иск не признал. Указал, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка, по результатам которой выявлено, что ОАО «РЖД» не является собственником данного водопровода. ОАО «РЖД» не имеет возможности представить техническую документацию на водопроводную сеть по <адрес>, так как не является ее балансодержателем. Участок водопроводной сети, ведущий к многоквартирному дому по <адрес>, не находится на балансе ОАО «РЖД», следовательно, ответственность на содержание участка водопроводной сети, ведущей к жилому дому, ОАО «РЖД» не несет и не является надлежащим ответчиком по данному делу. За органами местного самоуправления в силу ст.15 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах самоуправления» закреплена обязанность обеспечивать население коммунальными услугами. Поскольку объект расположен на территории г.Кунгура, ответчик полагает, что обязанность по постановке на регистрационный учет лежит на администрации г.Кунгура. Отсутствие зарегистрированного права собственности на объект не освобождает органы местного самоуправления от обязанности нести бремя содержания вышеуказанного объекта.
Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Просили дело рассмотреть в их отсутствие. Возражений по иску не представили.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация.
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, является бесхозной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет недвижимых бесхозяйных вещей установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п. 4 данного Постановления на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом согласно п. 5 этого же Постановления принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
Судом установлено:
01.01.2012 года на водопроводных сетях Кунгурского участка водоснабжения ОАО «РЖД» произошел прорыв, в результате которого жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> остался без холодного водоснабжения, что подтверждается копией письма ООО «УК «Дом» (л.д.9).
Водопроводная сеть, через которую осуществляется водоснабжение жилого дома по <адрес> не находится в хозяйственном ведении КГМУП «Водоканал» и ранее не передавалась (л.д.10).
Как следует из копии письма Управления имущественных и земельных отношений администрации <адрес> участок водопроводной сети к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности города Кунгура на учтен (л.д.11).
Из письменных объяснений ответчика следует, что между ОАО «РЖД» и ООО «УК «Дом» сложились фактические отношения по водоснабжению с мая 2011 года, в настоящее время договор с данной управляющей компанией не подписан. Данные обстоятельства подтверждаются актом разграничения эксплуатационной ответственности (л.д.32), договором (л.д.33-35).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о зарегистрированных правах на сооружение (водопроводная сеть), расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.12).
Как следует из копии письма администрации г.Кунгура Пермского края собственник участка водопроводной сети по <адрес> в <адрес> не выявлен. В настоящее время администрацией <адрес> проводится работа по постановке данного участка водопроводной сети на учет как бесхозяйное имущество (л.д.40-41). Данные факты подтверждаются также копией распоряжения (л.д.42-45), копией перечня передаваемых уличных водопроводных сетей (л.д.46-49), копией письма КГМУП «Водоканал (л.д.50-51).
Суд считает, что подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес>, к дому №.
Установлено, что участок водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес>, в настоящее время не имеет собственника. Данное обстоятельство не опровергается объяснениями представителя ответчика – администрации г.Кунгура.
Из материалов дела следует, что 01.01.2012 года в результате порыва на участке водопроводной сети жилой <адрес> в <адрес> остался без водоснабжения.
Суд согласен с доводами прокурора о том, что отсутствие зарегистрированного права собственности на участок водопроводной сети препятствует обеспечению ее сохранности, надлежащего содержания и ремонта водопроводной сети.
В силу закона по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580.
В соответствии с п.п.4,5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимости имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Установлено, что ответчик – администрация города Кунгура принимает меры к постановке указанного объекта недвижимости на учет, однако до настоящего времени водопроводная сеть на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не поставлена, данных о том, что администрация г.Кунгура обратилась в Кунгурский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – участка водопроводной сети к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, у суда не имеется.
Суд полагает, что в результате бездействия администрации нарушаются права граждан, проживающих в <адрес> в г.Кунгуре, водоснабжение которых входит в полномочия администрации г.Кунгура.
Суд считает, что ОАО «РЖД» Пермский территориальный участок Свердловской дирекции по тепловодоснабжению подлежит исключению из числа ответчиков, поскольку ОАО «РЖД» не является собственником данного водопровода. ОАО «РЖД» не имеет возможности представить техническую документацию на водопроводную сеть по <адрес>, так как не является ее балансодержателем. Участок водопроводной сети, ведущий к многоквартирному дому по <адрес>, не находится на балансе ОАО «РЖД», следовательно, ответственность за содержание участка водопроводной сети, ведущей к жилому дому, ОАО «РЖД» не несет.
В силу действующего законодательства (ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах самоуправления») за органами местного самоуправления закреплена обязанность обеспечивать население коммунальными услугами.
Следовательно, поскольку объект расположен на территории г.Кунгура, обязанность по постановке на регистрационный учет лежит на администрации г.Кунгура Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию города Кунгура Пермского края поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводную сеть, расположенную по адресу: <адрес>, к дому №.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Е.Малышева