об обязании устранить нарушения законодательства о лицензаровании



Дело № 2-1042/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Кунгур Пермский край                      12 июля 2012 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Оборина Л.Г.,

при секретаре Макаровой Е.Н.,

с участием помощника Кунгурского городского прокурора Трушковой Т.М.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 4» Давыдовой О.С., приказ от 19.04.2012 г.,

представителя ответчика Управления образования администрации города Кунгура Пермского края Воронцовой М.В., доверенность от 27.06.2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кунгура Пермского края, Управлению образования администрации города Кунгура Пермского края, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4» об обязании устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности,

.

установил:

Кунгурский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам и просит обязать Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №4», Администрации города Кунгура, Управлению образования администрации города Кунгура Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности путем получения лицензии на образовательную деятельность.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании в деятельности дошкольных учреждений на территории города Кунгура Пермского края.

В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад № 4» является юридическим лицом. В соответствии с п.2.1 устава МБДОУ «Детский сад № 4» основным предметом деятельности учреждения является реализация образовательных программ дошкольного образования. Согласно лицензии от 19.056.2004 г., выданной Департаментом образования Пермской области, МБДОУ «Детский сад № 4» предоставляется право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.

Осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Одной из таких гарантий является лицензия на осуществление образовательной деятельности. В ходе проверки установлено, что срок действия указанной лицензии истек и новая лицензия МБДОУ «Детский сад № 4» не получена. В данном учреждении не соблюдаются требования ФЗ «Об образовании», Положение «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации № 174 от 16.03.2011 г.

Необходимость получения лицензии при осуществлении образовательной деятельности предусмотрена ФЗ «Об образовании», Положением «О лицензировании образовательной деятельности», п.18 Типового Положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666, п.1.10 устава МБДОУ «Детский сад № 4».

В силу указанных требований закона обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение. Указанные нормы гласят, что только с момента выдачи лицензии у образовательного учреждения возникает право на ведение образовательной деятельности. Таким образом, выдача лицензии на образовательную деятельность носит заявительный характер, при этом МБДОУ «Детский сад № 4» после 20.05.2009 года с заявлением о выдаче лицензии в лицензирующий орган не обращалось.

При таких обстоятельствах права граждан в области образования, гарантированные им ст.43 Конституции Российской Федерации, ст.51 ФЗ «Об образовании» нарушены.

Прокурор указал, что согласно информации 13 отдела надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому, Ординскому и Кишертскому муниципальных районов от 30.03.2012 года № 474-2-20-32 в деятельности МБДОУ «Детский сад № 4» выявлены нарушения правил пожарной безопасности вынесено предписание об их устранении.

Согласно информации ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13.02.2012 г. № 17-18/348 при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности учреждения.

Причиной несиполнения требований контролирующих органов является отсутствие денежных средств у МБДОУ «Детский сад № 4».

В соответствии с пунктом 1.6 устава учреждения муниципальное образование «Город Кунгур» в лице администрации города Кунгура является учредителем МБДОУ «Детский сад № 4».

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 4» и администрацией города Кунгура Пермского края заключен договор. В соответствии с пунктом 1.3 договора целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условий для воспитания и обучения учащихся, охраны и укрепления их здоровья, обеспечения интеллектуального, физического и личностного развития.

Пунктами 2.1.1 и 2.1.2 договора предусмотрены обязанности учредителя – принимать меры по укреплению материально-технической базы учреждения, разрабатывать и утверждать планы текущего и перспективного капитального ремонта и организовывать финансирование текущих затрат учреждения в пределах выделенных средств согласно утвержденной смете расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно 1.1 Положения об управлении образования города Кунгура, утвержденного Решением Кунгурской городской думы от 30.09.2011 г. № 634 Управление образования администрации города Кунгура является отраслевым органом администрации города Кунгура Пермского края созданное для осуществления управленческих полномочий.

В соответствии с п.7.3 Устава финансовое обеспечение образовательной деятельности учреждения осуществляется его Учредителем.

В соответствии с п.1.6 Устава МБДОУ «Детский сад № 4» функции и полномочия учредителя осуществляет функциональное подразделение администрации города Кунгура, созданное для решения вопросов местного значения в области образования.

В соответствии с пунктом 1.4 договора от 01.04.2009 года функции учредителя может осуществлять уполномоченное функциональное подразделение администрации города Кунгура - МБУ «Управление развития человеческого потенциала администрации города Кунгура Пермского края».

Решением Кунгурской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ путем изменения типа МБУ «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» создано МКУ «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края».

Согласно п.1.1 Положения об Управлении образования администрации города Кунгура Пермского края, утвержденного Решение Кунгурской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ Управление образования является отраслевым (функциональным) органом администрации города Кунгура, созданное для осуществления управленческих полномочий.

Одним из предметов деятельности Управления образования является создание необходимых условий по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.2).

В соответствии с п.3.17 Положения Управление осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных учреждений.

Учитывая изложенное, обязанность по осуществлению финансирования мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности должна быть возложена как на учредителя – администрацию города Кунгура Пермского края, так и на ее функциональный орган – Управление образования администрации города Кунгура Пермского края.

Недостаточность финансирования и, как следствие, невозможность устранения МБДОУ «Детский сад № 4» нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности является причиной отсутствия у МБДОУ «Детский сад № 4» лицензии на образовательную деятельность.

В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Отсутствие лицензии на образовательную деятельность у МБДОУ «Детский сад № 4» влечет нарушение указанных норм закона и прав малолетних детей, посещающих указанное дошкольное учреждение.

Обращение прокурора основано на положениях ст.45 ГПК РФ, направлено на защиту неопределенного круга лиц, так как в настоящее время невозможно определить состав потенциальных истцов, речь идет о нарушении прав детей, посещающих учреждение, и детей, которые поступят в учреждение в будущем. Кроме того затрагиваются интересы Российской Федерации, так как не обеспечивается единообразие применения федеральных законов.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации города Кунгур Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не представил.

Представитель ответчика Управления образования города Кунгура Пермского края в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что для получения лицензии требуется выполнение предписания Роспотребнадзора. Для выполнения требований контролирующего органа необходимы денежные средства, которых у образовательного учреждения нет. На основании устав учреждения финансовое обеспечение его деятельности осуществляется учредителем. При условии выделения денежных средств учредителем будут приняты все меры к получению лицензии.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 18» с иском согласился, пояснил, что в случае выделения денежных средств учреждение устранит допущенные нарушения.

Представители третьих лиц 13 Отдела надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому, Ординскому, Кишертскому муниципальных районов, Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

На основании ч.1 ст.33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст.51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Из п.1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» следует, что настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее - организации).

Пунктом 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666, предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В силу ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 г. № 91 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 г. № 31 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Судом установлено.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» является юридическим лицом, имеет сокращенное наименование МБДОУ «Детский сад № 4», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, действует на основании устава, утвержденного администрацией Кунгурского муниципального района (л.д. 26, 29-39).

В соответствии с п.1.6 устава МБДОУ «Детский сад № 4» учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Кунгур» в лице главы города Кунгура. Из п.2.1 устава следует, что основным предметом деятельности учреждения является реализация образовательных программ дошкольного образования (л.д.29-30).

На праве постоянного (бессрочного) пользования МБДОУ «Детский сад № 4» принадлежит земельный участок, общей площадью 1 473 кв.м., по адресу город Кунгур, ул. Труда, 21, на котором располагается здание детского сада, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровым паспортом, планом (л.д.44-50, 51, 52, 53-54).

Согласно лицензии от 19.05.2004 г. серия А № 097727, выданной Департаментом образовании Пермской области, МБДОУ «Детский сад № 4» предоставляется право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, срок действия лицензии до 20.05.2009 г. (л.д.25).

В соответствии с п.16 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

01.04.2009 г. между МБДОУ «Детский сад № 4» и администрацией города Кунгур заключен договор о взаимоотношениях сторон (л.д.40-42).

Согласно п.1.1 указанного договора он регламентирует права и обязанности сторон в организационной, финансовой и образовательной деятельности учреждения и обязателен к исполнению сторонами.

В соответствии с п.1.3 договора целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условий для воспитания и обучения обучающихся, охраны и укрепления их здоровья; обеспечение интеллектуального, физического и личностного развития.

Пунктами 2.1.1 и 2.1.2 указанного договора предусмотрены обязанности учредителя – принимать меры по укреплению материально-технической базы учреждения, разрабатывать и утверждать планы текущего и перспективного капитального ремонта и организовывать финансирование текущих затрат учреждения согласно утвержденной смете расходов.

Согласно п.7.3. Устава МБДОУ «Детский сад № 4» финансовое обеспечение образовательной деятельности осуществляется учредителем.

В соответствии с п.1.6 Устава МБДОУ «Детский сад № 4» функции и полномочия учредителя осуществляет функциональное подразделение администрации города Кунгура, созданное для решения вопросов местного значения в области образования.

В соответствии с пунктом 1.4 договора от 01.04.2009 года функции учредителя может осуществлять уполномоченное функциональное подразделение администрации города Кунгура - МБУ «Управление развития человеческого потенциала администрации города Кунгура Пермского края».

Решением Кунгурской городской думы от 30.09.2011 № 634 путем изменения типа МБУ «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края» создано МКУ «Управление образования администрации города Кунгура Пермского края».

Согласно п.1.1 Положения об Управлении образования администрации города Кунгура Пермского края, утвержденного Решение Кунгурской городской думы от 30.09.2011 № 634 Управление образования является отраслевым (функциональным) органом администрации города Кунгура, созданное для осуществления управленческих полномочий.

Одним из предметов деятельности Управления образования является создание необходимых условий по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.2).

В соответствии с п.3.17 Положения Управление осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных учреждений (л.д.65-74).

Учитывая изложенное, обязанность по осуществлению финансирования мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности должна быть возложена как на учредителя – администрацию города Кунгура Пермского края, так и на ее функциональный орган – Управление образования администрации города Кунгура Пермского края.

Таким образом, органы местного самоуправления, будучи собственником имущества МБДОУ «Детский сад № 4», несут бремя содержания зданий и сооружений муниципального учреждения, обеспечивают на указанные цели необходимыми финансовыми средствами.

В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Детский сад № 4» в течение длительного времени осуществляет образовательную деятельность при отсутствии соответствующей лицензии, поскольку имеющейся в материалах гражданского дела копией лицензии подтверждается, что срок ее действия истек 20 мая 2009 года (л.д. 25).

Данный факт представителями ответчиков не оспаривался. На момент рассмотрения спора суду не были представлены документы, подтверждающие оформление лицензии на право ведения образовательной деятельности в установленном законом порядке после истечения срока ее действия.

В силу положений ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Судом установлено, что МБДОУ «Детский сад № 4» осуществляет образовательную деятельность в нарушение ФЗ «Об образовании» в отсутствие лицензии, что является основанием для удовлетворения требований прокурора.

Из материалов дела следует, что причиной не оформления лицензии на право ведения образовательной деятельности в установленном законом порядке после истечения срока ее действия у образовательного учреждения является отсутствие положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы и пожарного надзора, так как отсутствует финансирование для указанных целей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Город Кунгур» в лице главы города Кунгура, в соответствии с уставом детского сада его финансирование осуществляется учредителем, поэтому финансирование расходов по устранению выявленных нарушений должно быть возложено на Администрацию города Кунгур, Управление образования администрации города Кунгур.

В результате проведенной внеплановой проверки МБДОУ «Детский сад № 4» выявлены нарушения требований: СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организация режима работы дошкольных организациях», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», выдано предписание по устранению нарушений (л.д.12-24).

Из информации представленной 13 отделом надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому, Ординскому и Кишертскому муниципальных районов следует, что при проверке МБДОУ «детский сад № 4» имеются нарушения правил и нормативов пожарной безопасности, выдано предписание (л.д.9-11).

Представленными в судебное заседание материалами подтверждается тот факт, что при проведении проверок деятельности МБДОУ «Детский сад № 4» установлено наличие нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности, а именно:

- выполнение плана эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, согласно п.16 ППБ 01-03,

- оборудование в группе раннего возраста, в спальном помещении группы раннего возраста, в группе № 3, в дополнительной игровой вторые эвакуационные выходы, согласно п.3,51 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21.01.-97*,

- оборудование ширины дверных проемов на путях эвакуации не менее 1,2 м, согласно п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*,

- оборудование наружную лестницу, ведущую на 2 этаж, с требуемым пределом огнестойкости (деревянная), согласно п.3 ППБ 01-03, п.5.18, 6.30 СНиП 21-01-97*,

- оборудование здание детского сада с требуемым пределом огнестойкости согласно п.3 ППБ 01-03, п.1.17, п.6.20 СНиП 31-06-2009,

- оборудование стены с внутренней стороны пристроя с требуемым пределом огнестойкости, согласно п.3 ППБ 01-03, п.1.14 СНиП 2.08.02-89*, примечание № 1,

- установку у складских помещений категории взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, согласно п.33 ППБ 01-03;

- оборудование отдельного помещения для хранения овощей, согласно п.15.8 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»,

- оборудование отдельной кладовой для сыпучих и сухих продуктов, согласно п.17.8 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- расстановку детских кроватей с соблюдением минимальных разрывов, согласно 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в сырьевом цехе моечной ванны, картофелеочистительной и овощерезательной машин, 2 производственных столов, производственного стола для обработки куры. На оборудование в горячем цехе производственного стола для полуфабрикатов. На оборудование в холодном цехе овощерезательной машины, бытового холодильника, согласно п.14.1, приложение 4 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование отопительных приборов регулируемыми кранами для поддержания оптимальных параметров температурного режима, согласно п.8.3 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование группового помещения для занятия детей второго года жизни согласно требованиям п.13.4 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площади помещений групповой ячейки на 1 ребёнка не менее 2,5 кв.м на 1 ребенка, площадь спален на 1 ребенка не менее 1,8 кв.м, согласно п.1.10, 4.10 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площади групповой площадки детей раннего возраста не менее 7,2 кв.м на 1 ребенка, оборудование групповой изоляции, согласно п.3.5, 4.15 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование групповых площадок для детей раннего возраста на соответствующем расстоянии от выходов из помещений этих групп, согласно п.3.8. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площади теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков на групповых площадках не менее 2 кв.м на 1 ребенка, согласно п.3.9. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование самостоятельного въезда с улицы на хозяйственную зону, оборудование места для сушки постельных принадлежностей чистки ковровых изделий, согласно п.3.14. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование групповой ячейки для детей раннего возраста на 1 этаже, согласно п.4.2 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование тамбуров при входе в здание в целях сохранения воздушно-теплового режима, согласно п.4.7 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование расстояния от границ участка детского сада до проезда не менее 25 м, согласно п.2.22 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование для групповых ячеек детей раннего возраста самостоятельного входа с участка, шкафчика для одежды, согласно п.4.8. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в составе групповой ячейки № 1 раздевальни, в составе групповой ячейки № 2 - буфетной, согласно п.4.9 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- создание в раздевальных условий для сушки верхней одежды и обуви, согласно п.6.2. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- установку в туалетных для детей каждой группы не менее 3 умывальных раковин. Установку в туалетных групп № 1, 2 умывальных раковин для персонала с подводкой к ним горячей и холодной воды, согласно п.6.18.1 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в составе помещений учреждения комнаты для занятий физкультурой площадью не менее 75 кв.м, согласно п.4.16 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площадей служебно-бытовых помещений в соответствии с прил. 1, табл. 2, п.4.22 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в составе пищеблока, работающего на сырье, отдельного овощного (цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей), мясорыбного и холодного цехов, склада для овощей, раздевалки, туалета и душевой для персонала, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, согласно п.4.24 СанПиН 2.4.1.2660-10, п.3.13 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудование полов в складских помещениях с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой сеткой, стальными листами и др. в целях предотвращения проникновения грызунов, согласно п.5.6 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудование в моечной пищеблока пола сливным трапом с соответствующим уклоном пола к отверстию трапа. Ремонт полов в групповых раннего возраста, позволяющий проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, согласно п.5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10

- оборудование вытяжной локальной вентиляции над оборудованием, выделяющим избыточное количество тепла и влаги, согласно п.14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10, п.4.5 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудование отдельного место для хранения раскладушек, согласно п.6.15 СанПиН 2.4.1.2660-10.    

МБДОУ «Детский сад № 4» принимались меры по выполнению предписания контролирующего органа, что подтверждается представленной информацией (л.д.97, 98).

Представленными в судебное заседание материалами подтверждается тот факт, что при проведении проверок деятельности образовательного учреждения установлено наличие нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности, предписание должных лиц, осуществляющих государственный надзор, не исполнено. Ответчиками не оспариваются указанные нарушения и наличие факта, что на момент рассмотрения дела судом замечания должностных лиц государственного санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора не выполнены.

Осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Одной из таких гарантий является лицензия на осуществление образовательной деятельности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что срок действия лицензии истек, новая лицензия МБДОУ «Детский сад № 4» не получена.

Таким образом, данным учреждением не соблюдаются требования ФЗ «О лицензировании», ФЗ «Об образовании», Положение «О лицензировании образовательной деятельности».

Суд приходит к выводу, что гарантированные права граждан в области образования нарушены, отсутствие лицензии на образовательную деятельность у образовательного учреждения влечет нарушение прав детей, посещающих указанное дошкольное учреждение.

В силу указанных требований закона обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение. Следовательно, выдача лицензии на образовательную деятельность носит заявительный характер, при этом образовательное учреждение после окончания действия лицензии с заявлением о ее получении в лицензирующий орган не обращалось.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, следует возложить обязанность на Администрацию горда Кунгур, Управление образования города Кунгур выделить МБДОУ «Детский сад № 4» денежные средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм пожарной безопасности, а на образовательное учреждение возложить обязанность по устранению допущенных нарушений и обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ответчики не представили доказательств и не привели убедительных доводов невозможности устранения нарушений в срок указанный истцом, поэтому суд считает, что такие сроки являются обоснованными и разумными.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кунгура Пермского края, Управлению образования администрации города Кунгура Пермского края, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4» об обязании устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кунгура Пермского края, Управление образования города Кунгура Пермского края в срок до 01 марта 2013 года выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4» денежные средства на устранение нарушений пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- выполнение плана эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, согласно п.16 ППБ 01-03,

- оборудование в группе раннего возраста, в спальном помещении группы раннего возраста, в группе № 3, в дополнительной игровой вторые эвакуационные выходы, согласно п.3,51 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21.01.-97*,

- оборудование ширины дверных проемов на путях эвакуации не менее 1,2 м, согласно п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*,

- оборудование наружную лестницу, ведущую на 2 этаж, с требуемым пределом огнестойкости (деревянная), согласно п.3 ППБ 01-03, п.5.18, 6.30 СНиП 21-01-97*,

- оборудование здание детского сада с требуемым пределом огнестойкости согласно п.3 ППБ 01-03, п.1.17, п.6.20 СНиП 31-06-2009,

- оборудование стены с внутренней стороны пристроя с требуемым пределом огнестойкости, согласно п.3 ППБ 01-03, п.1.14 СНиП 2.08.02-89*, примечание № 1,

- установку у складских помещений категории взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, согласно п.33 ППБ 01-03;

- оборудование отдельного помещения для хранения овощей, согласно п.15.8 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»,

- оборудование отдельной кладовой для сыпучих и сухих продуктов, согласно п.17.8 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- расстановку детских кроватей с соблюдением минимальных разрывов, согласно 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в сырьевом цехе моечной ванны, картофелеочистительной и овощерезательной машин, 2 производственных столов, производственного стола для обработки куры. На оборудование в горячем цехе производственного стола для полуфабрикатов. На оборудование в холодном цехе овощерезательной машины, бытового холодильника, согласно п.14.1, приложение 4 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование отопительных приборов регулируемыми кранами для поддержания оптимальных параметров температурного режима, согласно п.8.3 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование группового помещения для занятия детей второго года жизни согласно требованиям п.13.4 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площади помещений групповой ячейки на 1 ребёнка не менее 2,5 кв.м на 1 ребенка, площадь спален на 1 ребенка не менее 1,8 кв.м, согласно п.1.10, 4.10 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площади групповой площадки детей раннего возраста не менее 7,2 кв.м на 1 ребенка, оборудование групповой изоляции, согласно п.3.5, 4.15 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование групповых площадок для детей раннего возраста на соответствующем расстоянии от выходов из помещений этих групп, согласно п.3.8. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площади теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков на групповых площадках не менее 2 кв.м на 1 ребенка, согласно п.3.9. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование самостоятельного въезда с улицы на хозяйственную зону, оборудование места для сушки постельных принадлежностей чистки ковровых изделий, согласно п.3.14. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование групповой ячейки для детей раннего возраста на 1 этаже, согласно п.4.2 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование тамбуров при входе в здание в целях сохранения воздушно-теплового режима, согласно п.4.7 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование расстояния от границ участка детского сада до проезда не менее 25 м, согласно п.2.22 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование для групповых ячеек детей раннего возраста самостоятельного входа с участка, шкафчика для одежды, согласно п.4.8. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в составе групповой ячейки № 1 раздевальни, в составе групповой ячейки № 2 - буфетной, согласно п.4.9 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- создание в раздевальных условий для сушки верхней одежды и обуви, согласно п.6.2. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- установку в туалетных для детей каждой группы не менее 3 умывальных раковин. Установку в туалетных групп № 1, 2 умывальных раковин для персонала с подводкой к ним горячей и холодной воды, согласно п.6.18.1 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в составе помещений учреждения комнаты для занятий физкультурой площадью не менее 75 кв.м, согласно п.4.16 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование площадей служебно-бытовых помещений в соответствии с прил. 1, табл. 2, п.4.22 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудование в составе пищеблока, работающего на сырье, отдельного овощного (цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей), мысорыбного и холодного цехов, склада для овощей, раздевалки, туалета и душевой для персонала, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, согласно п.4.24 СанПиН 2.4.1.2660-10, п.3.13 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудование полов в складских помещениях с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой сеткой, стальными листами и др. в целях предотвращения проникновения грызунов, согласно п.5.6 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудование в моечной пищеблока пола сливным трапом с соответствующим уклоном пола к отверстию трапа. Ремонт полов в групповых раннего возраста, позволяющий проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, согласно п.5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10

- оборудование вытяжной локальной вентиляции над оборудованием, выделяющим избыточное количество тепла и влаги, согласно п.14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10, п.4.5 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудование отдельного место для хранения раскладушек, согласно п.6.15 СанПиН 2.4.1.2660-10.    

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» устранить в срок до 01 октября 2013 года нарушения пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- выполнить план эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, согласно п.16 ППБ 01-03,

- оборудовать в группе раннего возраста, в спальном помещении группы раннего возраста, в группе № 3, в дополнительной игровой вторые эвакуационные выходы, согласно п.3,51 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21.01.-97*,

- оборудовать ширины дверных проемов на путях эвакуации не менее 1,2 м, согласно п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*,

- оборудовать наружную лестницу, ведущую на 2 этаж, с требуемым пределом огнестойкости (деревянная), согласно п.3 ППБ 01-03, п.5.18, 6.30 СНиП 21-01-97*,

- оборудовать здание детского сада с требуемым пределом огнестойкости согласно п.3 ППБ 01-03, п.1.17, п.6.20 СНиП 31-06-2009,

- оборудовать стены с внутренней стороны пристроя с требуемым пределом огнестойкости, согласно п.3 ППБ 01-03, п.1.14 СНиП 2.08.02-89*, примечание № 1,

- установить у складских помещений категории взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, согласно п.33 ППБ 01-03;

- оборудовать отдельного помещения для хранения овощей, согласно п.15.8 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»,

- оборудовать отдельной кладовой для сыпучих и сухих продуктов, согласно п.17.8 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- расстановить детских кроватей с соблюдением минимальных разрывов, согласно 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать в сырьевом цехе моечной ванны, картофелеочистительной и овощерезательной машин, 2 производственных столов, производственного стола для обработки куры. На оборудование в горячем цехе производственного стола для полуфабрикатов. На оборудование в холодном цехе овощерезательной машины, бытового холодильника, согласно п.14.1, приложение 4 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать отопительные приборы регулируемыми кранами для поддержания оптимальных параметров температурного режима, согласно п.8.3 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать групповое помещение для занятия детей второго года жизни согласно требованиям п.13.4 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать площади помещений групповой ячейки на 1 ребёнка не менее 2,5 кв.м на 1 ребенка, площадь спален на 1 ребенка не менее 1,8 кв.м, согласно п.1.10, 4.10 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать площади групповой площадки детей раннего возраста не менее 7,2 кв.м на 1 ребенка, оборудование групповой изоляции, согласно п.3.5, 4.15 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать групповых площадок для детей раннего возраста на соответствующем расстоянии от выходов из помещений этих групп, согласно п.3.8. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать площади теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков на групповых площадках не менее 2 кв.м на 1 ребенка, согласно п.3.9. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать самостоятельного въезда с улицы на хозяйственную зону, оборудование места для сушки постельных принадлежностей чистки ковровых изделий, согласно п.3.14. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать групповой ячейки для детей раннего возраста на 1 этаже, согласно п.4.2 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать тамбуров при входе в здание в целях сохранения воздушно-теплового режима, согласно п.4.7 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать расстояния от границ участка детского сада до проезда не менее 25 м, согласно п.2.22 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать для групповых ячеек детей раннего возраста самостоятельного входа с участка, шкафчика для одежды, согласно п.4.8 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать в составе групповой ячейки № 1 раздевальни, в составе групповой ячейки № 2 - буфетной, согласно п.4.9 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- создать в раздевальных условий для сушки верхней одежды и обуви, согласно п.6.2. СанПиН 2.4.1.2660-10,

- установить в туалетных для детей каждой группы не менее 3 умывальных раковин. Установку в туалетных групп № 1, 2 умывальных раковин для персонала с подводкой к ним горячей и холодной воды, согласно п.6.18.1 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать в составе помещений учреждения комнаты для занятий физкультурой площадью не менее 75 кв.м, согласно п.4.16 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать площадей служебно-бытовых помещений в соответствии с прил. 1, табл. 2, п.4.22 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- оборудовать в составе пищеблока, работающего на сырье, отдельного овощного (цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей), мясорыбного и холодного цехов, склада для овощей, раздевалки, туалета и душевой для персонала, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, согласно п.4.24 СанПиН 2.4.1.2660-10, п.3.13 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудовать полов в складских помещениях с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой сеткой, стальными листами и др. в целях предотвращения проникновения грызунов, согласно п.5.6 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудовать в моечной пищеблока пола сливным трапом с соответствующим уклоном пола к отверстию трапа. Ремонт полов в групповых раннего возраста, позволяющий проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, согласно п.5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10

- оборудовать вытяжной локальной вентиляции над оборудованием, выделяющим избыточное количество тепла и влаги, согласно п.14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10, п.4.5 СП 2.3.6.1079-01,

- оборудовать отдельного место для хранения раскладушек, согласно п.6.15 СанПиН 2.4.1.2660-10.    

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности в срок до 01 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      подпись              Л.Г.Оборин