Дело № 2-448/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кунгур Пермского края30 марта 2011 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Головковой И.Н.,
при секретаре Егоровой М.Н.,
с участием помощника Кунгурского городского прокурораШипковой Н.А.,
представителя ответчика - администрации Кунгурского муниципального района Пермского края Лодочниковой О.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – администрации Кыласовского сельского поселения Кунгурского муниципального района Горбунова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения, возложению обязанности по устранению нарушения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, возложении обязанности по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения, просит возложить на администрацию Кунгурского муниципального района обязанность по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года.
Заявленные требования обосновывает следующим: Кунгурской городской прокуратурой при проведении проверки состояния законности в сфере доступности дошкольного образования были выявлены нарушения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. В январе 2007 года в связи с аварийным состоянием здания в Кыласовском сельском поселении был закрыт МДОУ «Кыласовсий детский сад». Организация обучения детей дошкольного возраста осуществляется посредством подвоза детей в детские сады близлежащих поселений: в 2008-2009 годах – в МДОУ «Троельжанский детский сад»; в 2009-2011 г.г. – в МДОУ «Ергачинский детский сад». Прокурор полагает, что ответчиком нарушаются не только права жителей Кыласовского сельского поселения, на общедоступное дошкольное образование, но и санитарно-эпидемиологические правила, содержащие требования к пешеходной доступности к дошкольному учреждению. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании», п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация представления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В силу п.3 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципального образования наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Администрация Кунгурского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Кунгурского района, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Согласно пункта 11 части 2 статьи 12 Устава Кунгурского муниципального района на ответчике лежит обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Кунгурского района.
Помощник Кунгурского городского прокурора Шипкова Н.А. в судебном заседании уточнила заявленные требования, представив заявление об уточнении требований ( л.д.106), в ходе судебного заседания заявленные требования были вновь уточнены: просит признать незаконным бездействие администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения, лицам имеющим право на получение данного вида образования, возложить обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, а также возложить обязанность по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года.
С учетом уточнения, назаявленных требованиях помощник Кунгурского городского прокурора настаивает.
Представитель ответчика администрации Кунгурского муниципального района в судебном заседании с заявлением прокурора не согласен, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление прокурора. Полагает также, что Кунгурским городским прокурором пропущен срок для обращения в суд по требованию о признании незаконным бездействия администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения, поскольку в соответствии со ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления составляет три месяца (л.д.95-96).
Представитель третьего лица Управления образования администрации Кунгурского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Кыласовского сельского поселения Кунгурского района Пермского края в судебном заседании возражений по требованиям прокурора не имеет, полагает, что поскольку на территории Кыласовского сельского поселения отсутствует дошкольное образовательное учреждение, нарушаются права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. В то же время считает, что администрация Кунгурского муниципального района не бездействует при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения, поскольку принимает все возможные меры для предоставления дошкольного образования.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.ч. 1,2 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование ( ч.1). Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ( ч.2).
В соответствии с п. 11 ч.1 ст.15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в т.ч. организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений – детские сады.
Проверив довод представителя администрации Кунгурского муниципального района о пропуске срока для обращением в суд с заявлением по требованию о признании бездействия администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности данного обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку одной из целей установления срока исковой давности по спорам является обеспечение стабильного гражданского оборота и недопущение злоупотребления правом, действует презумпция того, что лицо могло или должно было узнать о нарушении права, обязанность доказывания обратного возлагается судом в данной ситуации на прокурора.
Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что срок, установленный ст. 256 ГПК РФ в данном случае не пропущен, т.к. бездействие является длящимся.
В судебном заседании было установлено, что 25.11.2009 года на очередном заседании Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края Кунгурский городской прокурор узнал о том, что в с. Кыласово Кунгурского муниципального района отсутствует детский сад, здание является аварийным, что подтверждается протоколом № 10 от 25.11.2009 года очередного заседания Земского Собрания Кунгурского муниципального района ( л.д.65-67).
02.03.2010 года Кунгурским городским прокурором был дан ответ депутату Земского собрания Кунгурского муниципального района на его заявление о ликвидации сельского дошкольного образовательного учреждения ( л.д.76).
Таким образом, суд считает установленным, что сведения об отсутствии на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения были получены прокурором 25.11.2009 года на очередном заседании Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края.
В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ «О прокуратуре в РФ» прокурор или его заместитель имеет право на принесение протеста на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу которые издали этот акт, либо на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Для исполнения данных функций органы прокуратуры наделены рядом полномочий, в том числе: согласно ст. 27 ФЗ РФ «О прокуратуре в РФ» при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; а также использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Поскольку одной из функций прокуратуры является пресечение нарушений прав граждан, то суд приходит к выводу о том, что моментом начала течения срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, в данном случае является момент получения Кунгурским городским прокурором 25.11.2009 года на очередном заседании Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края сведений об отсутствии на территории Кыласовского сельского поселения детского сада.
Согласно требованиям закона, обязанность доказывания того, что, получив указанные сведения в ноябре 2009 года, Кунгурский городской прокурор не мог и не должен был знать о том, что они не соответствуют действительности, возлагается на него.
Вместе с тем, прокурором не представлено суду доказательств того, что у прокуратуры до 2011 года имелись объективные препятствия для проведения соответствующей проверки по факту нарушения прав граждан Кыласовского сельского поселения на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования и соответственно обращения с заявлением в суд.
С требованием о признании незаконным бездействия администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения прокурор обратился в суд 04.02.2011 года, на момент обращения в суд срок, предусмотренный ст.256 ГПК РФ по указанному требованию истек.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока прокурором суду не заявлялось, доказательств уважительности их пропуска суду не представлены.
Таким образом, ходатайство представителя администрации о применении срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ к требованию о признании незаконным бездействия администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения подлежит удовлетворению.
Несмотря на это, при разрешении данного спора следует учесть, что Кунгурским городским прокурором заявлены требования искового характера: он просит возложить обязанности по устранению нарушения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях и созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года.
Указанные требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего:
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком тот факт, что на территории Кыласовского сельского поселения отсутствует дошкольное образовательное учреждение: в январе 2007 года в связи с аварийным состоянием здания в Кыласовском сельском поселении был закрыт МДОУ «Кыласовский детский сад». По результатам обследования здания детского сада и оценки технического состояния несущих конструкций, выполненных ОАО проектный институт «Пермжилкоммунпроект» и ООО «Энергостройпроект» выявлено, что состояние стен первого этажа аварийное, стен второго этажа недопустимое, состояние плит межэтажного перекрытия ограниченно работоспособное. Для возобновления деятельности МДОУ «Кыласовский детский сад» необходима реконструкция помещений здания, в котором учреждение располагалось (л.д.30-44).
Администрация Кунгурского муниципального района согласно Устава муниципального образования Пермской области «Кунгурский муниципальный район» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Кунгурского района, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения (л.д.80-94).
Таким образом, обязанность по формированию дошкольных образовательных учреждений возложена на администрацию Кунгурского муниципального района.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, начиная с 2008 года между администрацией Кыласовского сельского поселения и ответчиком ведется переписка по вопросу реконструкции, а в последствии строительству нового детского сада, однако здание детского сада до настоящего времени не реконструировано, новое здание не построено, каких-либо иных помещений для размещения детского сада в с. Кыласово не выделено.
Так, из письма главы Кыласовского сельского поселения № 215 от 05.11.2008 года главе Кунгурского муниципального района следует, что он просит обратить особое внимание на решение проблемы реконструкции МДОУ «Кыласовский детский сад» указывая, что на территории Кыласовского сельского поселения проживает 132 ребенка дошкольного возраста. Из 132 детей, в связи с отсутствием детского сада, посещают детские сады других населенных пунктов 18 детей. Из них 15 детей доставляются школьным автобусом за счет бюджета в с. Троельга, троих детей родители возят в детские сады поселков Ергач и Шадейка за свой счет. Остальные дети не имеют возможности получать дошкольное образование, тем самым нарушается не только преемственность дошкольного и школьного образования, но и конституционное право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, просит выделить средства для начала реконструкции МДОУ «Кыласовский детский сад» к весне 2009 года» ( л.д. 14).
Как следует из письма главы Кыласовского сельского поселения № 261 от 05.11.2008 года депутату Законодательного Собрания ФИО8 он просит оказать содействие в решении проблемы реконструкции МДОУ «Кыласовский детский сад», указывая, что на территории Кыласовского сельского поселения проживает 132 ребенка дошкольного возраста. Из 132 детей, в связи с отсутствием детского сада, посещают детские сады других населенных пунктов 18 детей. Остальные дети не имеют возможности получать дошкольное образование (л.д. 10).
Из письма заведующей МДОУ «Кыласовский детский сад» главе администрации Кунгурского муниципального района от 05.11.2008 годаследует, что на территории Кыласовского сельского поселения проживает 132 ребенка дошкольного возраста. Услугами дошкольного образования пользуются: 15 человек посещают МДОУ «Троельжанский детский сад», подвоз осуществляется за счет средств бюджета района, 1 человек - МДОУ «Ергачинский детский сад», 1 человек – МДОУ «Шадейский детский сад», подвод осуществляется родителями. В данной ситуации большинство детей остаются без подготовки к школе. Закрытие детского сада нарушает конституционное право на получение детьми дошкольного образования, создает социальную напряженность среди населения ( л.д. 15).
Указанные обстоятельства также следуют из письма заведующей МДОУ «Кыласовский детский сад» начальнику управления образования Кунгурского муниципального района от 30.10.2008 года (л.д. 13).
Жители Кыласовского сельского поселения, в обращении к депутату Земского собрания Кунгурского муниципального района 07.07.2010 года просят оказать содействие в направлении финансовых средств, полученных от аукциона по продаже здания МДОУ «Кыласовский детский сад» на разработку проектно-сметной документации нового здания детского сада (л.д.21).
Глава Кыласовского сельского поселения в обращении к главе администрации Кунгурского муниципального района Пермского края просит включить в план социально-экономического развития Кунгурского муниципального района на 2011 год разработку проектно-сметной документации на строительство детского сада в с. Кыласово на 80 мест, а также рассмотреть вопрос о включении в программу развития муниципального района строительство детского сада в с. Кыласово на 80 мест и разработать техническое задание к проекту детского сада (л.д.22, 24).
Из ответов главы администрации Кунгурского муниципального района от 17.11.2008 года, от 18.02.2009 года, от 20.09.2010 года следует, что финансовые средства для реконструкции МДОУ «Кыласовский детский сад» отсутствуют, разрешена проблема предоставления мест для детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования с. Троельга, пос. Шадейка, ст. Ергач, реконструкция здания бывшего детского сада производится не будет, разработка проектно-сметной документации на строительство детского сада в с. Кыласово на 80 мест не может быть принята, т.к. действующим планом социально-экономического развития района на текущий и последующий годы запланировано изготовление проектно-сметной документации на строительство начальной школы-сад в с. Филипповка. Реализация одновременно таких проектов как строительство начальной школы-сад в с. Бажуки и разработка проектов и строительство новых образовательных учреждений практически не возможна в связи с ограниченным количеством финансовых средств (л.д.16,17, 25).
МДОУ «Кыласовский детский сад», находящийся в аварийном состоянии, выведен из эксплуатации, согласно экспертной оценке межведомственной комиссии по предварительной экспертной оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью от 14.12.2009 года ( л.д.70).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кыласовский детский сад» реорганизовано путем присоединения в качестве обособленного подразделения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Ергачинский детский сад», что следует из постановления главы Кунгурского муниципального района № 1148 от 07.09.2010 года, а также объяснений представителя администрации Кунгурского муниципального района (л.д.71, 95-96).
Организация предоставления дошкольного образования в Кыласовском сельском поселении не соответствует СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологичские требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», что следует из письма Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.02.2011 года ( л.д.77).
Из указанного письма следует, что организация подвоза детей из с. Кыласово до п. Ергач производится в нарушение «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: подвоз детей дошкольного возраста не предусмотрен, при размещении дошкольных организаций в сельских районах следует радиус пешеходной доступности.
Кроме того, в этом же письме указано, что в МДОУ «Ергачинский детский сад» наполняемость групп по списочному составу превышает допустимую норму исходя из расчета площади групповой (игровой), во 2 младшей группе, в старшей группе и подготовительной группе – на одного ребенка площадь менее 2,0 кв.м., что является нарушением п. 1.10 СанПин 2.4.1.2660-10.
Таким образом, суд не может согласиться с доводами представителя администрации Кунгурского муниципального района о том, что в результате реорганизации МДОУ «Кыласовский детский сад» путем присоединения в качестве обособленного подразделения к МДОУ «Ергачинский детский сад» право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях жителями Кыласовского сельского поселения реализовано в полном объеме.
Суд не может согласиться также с доводами представителя ответчика о невозможности создания на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест ввиду отсутствия финансовых средств по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Из указанных положений следует, что муниципальное образование имеет собственный бюджет, за счет которого оно исполняет возложенные на него федеральным законодательством обязательства. Кроме собственных средств муниципальному образованию выделяются средства из федерального бюджета.
При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10,15,14,28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанностьорганов местного самоуправления самостоятельно обеспечиватьсбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы представителя администрации Кунгурского муниципального района Пермского края о том, что невозможно создать на территории Кыласовского сельского поселения дошкольное образовательное учреждение на 80 мест в связи с ограниченным количеством финансовых средств являются несостоятельными, поскольку во исполнении возложенной на администрацию Кунгурского муниципального района обязанности по организации представления общедоступного бесплатного дошкольного образования администрация была обязана заложить в свой бюджет денежные средства для организации дошкольного образовательного учреждения с учетом необходимого количества мест для детей.
Из представленных суду документов следует, что после получения информации о закрытии МДОУ «Кыласовский детский сад» в связи с аварийным состоянием, а также после многочисленных обращений администрации Кыласовского сельского поселения о необходимости создания на территории Кыласовского сельского поселения детского сада ( письма от 05.11.2008 года, от 09.09.2010 года, от 18.09.2010 года) администрация Кунгурского муниципального района не предпринимала активных мер для строительства детского садика, мотивируя это отсутствием денежных средств, сокращением расходной части бюджета муниципального района, а также невозможностью выделения средств для выполнения проектно-сметной документации Кыласовского детского сада ввиду того, что использование денежных средств разрешается депутатами Земского Собрания.
Однако отсутствие денежных средств не освобождает администрацию Кунгурского муниципального района выполнять требования ст. 43 Конституции РФ, которой предусмотрено право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также требования Закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация представления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При разрешении данного спора следует учесть, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ( статья 43, части 1и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов – право общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства – обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п.11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ), суд установив отсутствие дошкольного образовательного учреждения на территории Кыласовского сельского поселения, делает вывод о необходимости возложения на администрацию Кунгурского муниципального района обязанность по устранению в полном объеме нарушения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, а также возложения обязанности по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года, находя указанный срок разумным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Кунгурского городского прокурора о возложении на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, а также возложения обязанности по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года, поскольку на момент вынесения решения суда местами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не обеспечены дети Кыласовского сельского поселения, право которых на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, предусмотренное Конституцией Российской Федерации нарушено.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования.
Возложить на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края обязанность по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года.
В остальной части требований Кунгурскому городскому прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подписьГоловкова И.Н.
Копия верна. Судья: