Дело № 2-1717/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2012 года г.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Власовой Е. В.,
при секретаре Михайловой Т.Ю.,
с участием истца Мирсаетова М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирсаетова М. к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края, администрации Усть – Турского сельского поселения, СПК «Колхоз «Усть - Турский», ОАО «Сбербанк России» в лице Кунгурского отделения №1638, Сайбаталовой Р. о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Мирсаетов М. обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края, администрации Усть – Турского сельского поселения, СПК «Колхоз Усть - Турский», Кунгурскому отделению № 1638 ОАО «Сбербанк России», Сайбаталовой Р. о признании права собственности в порядке наследования.
Заявленные требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Мурсаитов А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти открылось наследство, состоящее из земельной доли общей площадью <данные изъяты> га сельхозугодий без выдела в натуре, расположенного в границах коллективного хозяйства «Усть – Турский» Кунгурского муниципального района, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым № Указывает на то, что, после смерти отца наследство приняла его мать Мирсаетова Р.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая на момент смерти отца проживала и была зарегистрирована с супругом, фактически приняла наследство. Однако право на наследственное имущество не зарегистрировала. Истец после смерти отца наследство не принимал. ДД.ММ.ГГГГ г. Мирсаетова Р. умерла, после ее смерти открылось наследство на имущество фактически принятое после смерти мужа, а также на земельную долю в земельном участке в границах коллективного хозяйства «Усть – Турский» общей площадью <данные изъяты> га. и денежные средства, хранящиеся на счетах в ОАО «Сбербанк России». Истец указывает, что после смерти матери он фактически принял наследство, поскольку вступил во владение и управление наследственным имуществом, однако, получить документы, подтверждающие право истца на спорное имущество не представляется возможным в связи с наличием разногласий в правоустанавливающих документах наследодателей.
В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивает, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Кунгурского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика администрации Усть – Турского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика СПК «Колхоз «Усть – Турский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика открытого акционерного общества «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представил.
Ответчик Сайбаталова Р. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Управление имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.
Суд, заслушав объяснения истца, изучив представленные письменные доказательства, считает требования Мирсаетова М. обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В силу п.4 ст.35 Конституции РФ право на наследство гарантируется.
В соответствии с п.1 ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение и управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за счет свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст.4 ФЗ «О введении в действие части третьей ГК РФ» от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ законы и иные правовые акты, действующие на территории РФ до введения в действие части третьей ГК РФ, действуют на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ. Часть третья ГК РФ применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел пятый «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие с 01 марта 2002 года (ст. 5 ФЗ).
Из материалов дела следует, что наследственные права у сторон возникли в 1994 году, после смерти отца Мурсаитова А., т.е. до введения в действие пятого раздела ГК РФ «Наследственное право», поэтому возникшие правоотношения после его смерти регулируются нормами ГК РСФСР.
Исходя из положений ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Согласно ст. 546 ГК РСФСР, для принятия наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства. Аналогичные положения содержатся и в ст. 1153 ГК РФ.
Судом установлено:
Из искового заявления Мирсаетова М. следует, что после смерти родителей: отца Мурсаитова А. и матери – Мирсаетовой Р. ему отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в связи с наличием разногласий в фамилиях и именах родителей в правоустанавливающих документах.
Из копии похозяйственной книги в д.Баташи Кунгурского района значится хозяйство в качестве главы которого указан Мирсаитов А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его женой указана Мирсаетова Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 85).
Из представленного свидетельства о заключении брака следует, что ДД.ММ.ГГГГ года между Мирсаетовым А. и Мугалимовой Р. был заключен брак, фамилии мужу и жене присвоены: Мирсаетовы (л.д. 8).
Из справки администрации Усть - Турского сельского поселения следует, что Мурсаитов А. проживал и был зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес>. Совместно с наследодателем постоянно проживала и была зарегистрирована по месту проживания Мирсаетова Р. (л.д. 15).
Мурсаитов А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5).
Из анализа указанных документов, а также показаний свидетелей ФИО22, Гараева Г. следует, что Мурсаитов А. состоял в зарегистрированном браке с Мирсаетова Р..
В соответствии со свидетельством о рождении истца, его родителями являются Мирсаетовым А. и Мирсаетова Р. (л.д. 7).
После регистрации брака родителям истца присвоены фамилия Мирсаетовы. Однако, в свидетельстве о смерти, фамилия отца указана как Мурсаитов. В связи, с чем у истца отсутствует возможность получить свидетельство о праве на наследство по закону.
Факт наличия родственных отношений между истцом Мирсаетовым М. и Мурсаитов А., Мирсаетова Р. также подтверждается пояснениям свидетелей: ФИО22, Гараева Г., которые, пояснили, что родителями истца действительно являются Мурсаитов А., Мирсаетова Р..
Возражений от кого-либо по заявленным требованиям не поступило.
Установление данного факта заявителю необходимо для принятия наследства. Иным образом установить данный факт не представляется возможным.
В связи, с чем суд считает необходим, установить факт, что родителями Мирсаетова М. являются Мурсаитов А., Мирсаетова Р..
В соответствии со свидетельством на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ г. Мирсаитов А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была предоставлена земельная доля в земельном участке, предоставленном в коллективном хозяйстве «Усть – Турский» для использования в сельскохозяйственном производстве средней кадастровой оценкой 20 баллов. Площадью <данные изъяты> га (л.д. 19-20).
При выдаче указанного свидетельства была допущена описка в указании фамилии лица, которому выдано свидетельство.
В качестве гражданина, которому выдано свидетельство указан «Мирсаитов», в то время как правильным является «Мурсаитов».
Факт принадлежности Мурсаитову А. земельной доли подтверждается справкой СПК «Колхоз Усть – Турский» № 87 от 30.07.2012 г., согласно которой земельная доля по свидетельству на право собственности на Мирсаетовым А. № находится в пользовании СПК «Колхоз Усть – Турский». Земельный налог уплачен (л.д. 14).
Кроме того, в соответствии со свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 1992 г. Мирсаитов А. был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> га (л.д. 26).
При выдаче указанного свидетельства фамилия собственника земли указана как «Мирсаитов», в то время как правильным является – Мурсаитов, что подтверждается показаниями свитдетелей ФИО22 Гараева Г.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Мурсаитов А. на праве собственности принадлежали земельная доля площадью <данные изъяты> га, предоставленная в коллективном хозяйстве «Усть – Турский», а также земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ года Мурсаитов А. умер. Мирсаетова Р. приходилась женой Мурсаитова А.
Из искового заявления, а также пояснений истца, данных в ходе судебного заседания следует, что после смерти Мурсаитова А. его жена Мирсаетова Р. фактически приняла наследство, поскольку постоянно проживала с Мурсаитовым А., кроме того, она организовала его похороны, понесла расходы на его погребение, распорядилась его личными вещами, данное обстоятельство подтверждается справкой администрации Усть-Турского сельского поселения (л. д. 15),.
Поскольку Мирсаетова Р. после смерти Мурсаитова А. осталась проживать в принадлежащем ему доме, пользовалась земельным участком, суд считает, что она приняла меры к сохранению наследственного имущества, таким образом, совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
С учетом приведенных выше обстоятельств, суд считает установленным, что после смерти Мурсаитова А., умершего ДД.ММ.ГГГГ года наследство приняла жена Мирсаетова Р.
ДД.ММ.ГГГГ года Мирсаетова Р. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 16).
После смерти Мирсаетовой Р. открылось наследство состоящее из земельного участка, площадью <данные изъяты> га расположенного по адресу: <адрес>, и двух земельных долей площадью <данные изъяты> га сельхозугодий каждая (л. д. 21-24).
Также на момент смерти Мирсаетова Р. являлась вкладчиком ОАО «Сбербанк России», что подтверждается копией сберегательной книжки, сообщением (л.д. 27, 71).
Истец Мирсаетов М. и Сайботалова Р.А. являются детьми Мирсаетовой Р., данное обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о рождении, свидетельств о заключении брака (л.д.95).
Таким образом, Мирсаетов М. и Сайбаталова Р.А. являются наследниками Мирсаетовой Р. первой очереди.
Из пояснений Мирсаетова М., а также его искового заявления следует, что он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти матери Мирсаетовой Р., а именно, понес расходы на ее погребение, распорядился ее личными вещами.
Указанные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей Гараева Г., ФИО22 данными в ходе судебного заседания. Которые пояснили, что Мирсаетов М. принял фактически наследство после смерти матери, понес расходы на ее погребение, распорядился ее личными вещами.Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, они последовательны, согласуются с материалами дела.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Мирсаетов М. организовал похороны матери Мирсаетовой Р., фактически принял наследственное имущество, вступив во владение и до настоящего времени управляет предметами домашнего обихода.
Наследник Мирсаетовой Р. – Сайбаталова Р.А. наследство после смерти отца и матери не принимала, о чем представила нотариусу заявление о том, что ей известно о наследстве, открывшемся после смерти отца и матери. В шестимесячный срок со дня открытия наследства во владение и в управление наследственным имуществом не вступала, не приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц (л. д. 88-89).
С учетом указанных обстоятельств суд считает необходимым признать, что совершив в течение установленного законом срока действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, Мирсаетов М. принял наследство после смерти матери Мирсаетовой Р.
Суд, исходя из отсутствия притязаний со стороны других наследников, считает, что необходимо признать в порядке наследования за Мирсаетова М. (после смерти матери Мирсаетова Р.) право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; земельную долю площадь. <данные изъяты> га сельхозугодий, без выдела в натуре, расположенную по адресу: <адрес>. <данные изъяты> га сельхозугодий, без выдела в натуре, расположенную по адресу: <адрес>, на денежные средства хранящиеся на счетах открытых на имя Мирсаетова Р. в ОАО «Сбербанк России».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Мирсаетова М. право собственности на:
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельную долю площадью <данные изъяты> га сельхозугодий в земельном участке с кадастровым №, без выдела в натуре, расположенную по адресу: <адрес>;
- земельную долю площадью <данные изъяты> га сельхозугодий в земельном участке с кадастровым №, без выдела в натуре, расположенную по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти матери Мирсаетова Р., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда является основанием для государственной регистрации Мирсаетова М. права собственности.
Признать за Мирсаетова М. право собственности в порядке наследования после смерти Мирсаетова Р., умершей ДД.ММ.ГГГГ года на денежные средства, хранящиеся на счете №, открытом ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении №1638/0083 открытом на имя Мирсаетова Р. в ОАО «Сбербанк России».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Власова