Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2010 года
Кунцевский районный суд г.Москвы в составе:
председательствующего судьи Мареевой Е.Ю.,
при секретаре Сорокиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3955\10
по иску Степанчикова К.А. к ИФНС № 31 ЗАО г.Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании права требования по безвозмездной передаче в собственность жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Степанчиков К.А. обратился в суд с иском к ИФНС № 31 ЗАО г.Москвы, ДЖП и ЖФ г.Москвы о признании права требования по безвозмездной передаче в собственность жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство в связи со смертью Тишина А.В., проживавшего по день смерти по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство, в связи со смертью жены Тишина А.В. - Маркиной А.Н.
Супруги Маркина А.Н. и Тишин А.В. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, детей от брака не имели. Наследство после смерти супругов открылось в один месяц. Учитывая тот факт, что Маркина А.Н. умерла после своего супруга Тишина А.В., все наследственное имущество, принадлежащее супругам на день смерти, подлежит наследованию наследниками по закону после смерти Маркиной А.Н. В состав наследственного имущества, подлежащего наследованию после смерти Маркиной А.Н., в частности входит право требования по безвозмездной передаче в собственность 2-хкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где проживал Тишин А.В. Указанная квартира была предоставлена Тишину А.В. в порядке компенсации за снесенное жилое помещение – <адрес>, собственником которой являлся Тишин А.В.
ДД.ММ.ГГГГ между ДЖП и ЖФ г.Москвы и Тишиным А.В. был заключен договор № краткосрочного найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с п.1.1 указанного договора Тишину А.В. была предоставлена в срочное возмездное пользование 2-хкомнатная квартира, относящаяся к государственному (муниципальному) жилищному фонду г.Москвы. Согласно п.1.4 договора, срок найма вышеуказанного жилого помещения был установлен с момента подписания договора до государственной регистрации договора передачи или иного договора по переходу прав собственности Тишина А.В. на указанное жилое помещение в Управлении Росреестра по г.Москве. Однако ДД.ММ.ГГГГ Тишин А.В. умер. В соответствии с п.5.1 Договора краткосрочного найма жилого помещения, в случае смерти нанимателя право требования по безвозмездной передаче в собственность жилого помещения в установленном порядке переходит к его наследникам.
Таким образом, право по безвозмездной передаче в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, подлежит включению в наследственную массу после смерти Маркиной А.Н.
Решением Никулинского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, Степанчиков К.А. был признан единственным наследником наследственного имущества Тишина А.В. и Маркиной А.Н., в связи с чем истец просит суд признать за ним право требования по безвозмездной передаче в собственность 2-хкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти Тишина А.В. и Маркиной А.Н.
Представитель истца в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ДЖП и ЖФ г.Москвы в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом пропущен шестимесячный срок для принятия наследства.
Представитель ответчика – ИФНС №31 ЗАО г.Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором не возражает против удовлетворения исковых требований Степанчикова К.А. (л.д.56).
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика – ДЖП и ЖФ г.Москвы, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество, переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч.1 ст.1111 ГК РФ, наследование может осуществляться по завещанию и по закону.
В соответствии с ч.1 ст.1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ, наследник принимает наследство, совершая определенные действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности: вступление во владение наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, произведение за свой счет расходов на содержание наследственного имущества.
В соответствии со ст.1156 ГК РФ, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника. Право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях.
Согласно ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно представленной копии свидетельства о государственной регистрации права, Тишин А.В. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.29).
Согласно распоряжению Префекта ЗАО г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № об организации работы по переселению жителей и сносу жилых домов, УДЖП и ЖФ <адрес> в ЗАО, совместно с ЗАО и Управой Можайского р-на, было поручено осуществить переселение граждан из пятиэтажных жилых домов № по <адрес> на площадь, получаемую округом от ДЖП и ЖФ г.Москвы для переселения по программе комплексной реконструкции квартала пятиэтажной застройки (л.д.31).
Согласно распоряжению Префекта ЗАО г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №, Тишину А.В. в порядке компенсации взамен <адрес>, была предоставлена отдельная 2-хкомнатная <адрес>, общей площадью 55,7 кв.м., жилой площадью - 28,6 кв.м., в доме-новостройке по адресу: <адрес> (л.д.32).
Согласно справке МосгорБТИ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, был снесен (л.д.33).
ДД.ММ.ГГГГ между ДЖП и ЖФ г.Москвы и Тишиным А.В. был заключен договор краткосрочного найма жилого помещения №, в соответствии с п.1.1 которого, наймодатель сдает, а наниматель принимает в срочное возмездное пользование отдельную двухкомнатную квартиру, общей площадью 55,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> для использования в целях проживания Тишина А.В., который, в свою очередь, освобождает занимаемое на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> переезжает в предоставленное государственное (муниципальное) жилое помещение с правом регистрации по месту жительства, с последующими оформлением договора передачи нового жилого помещения, находящегося в собственности г.Москвы, в частную собственность в порядке компенсации-возмещения за жилую площадь в снесенном доме в установленном законом порядке (л.д.34-35).
Согласно п.1.4 Договора, срок найма устанавливается с момента подписания договора до государственной регистрации договора передачи или иного договора по переходу прав собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> ГУФРС по г.Москве.
Согласно п.5.1 Договора, в случае смерти нанимателя, право требования по безвозмездной передаче жилого помещения в собственность, в установленном законом порядке, переходит к его наследникам.
Согласно представленной копии свидетельства о заключении брака, Тишин А.В. ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с Маркиной А.Н. (л.д.36).
Согласно представленной копии свидетельства о смерти, Тишин А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
Согласно представленной копии свидетельства о смерти, Маркина А.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).
Согласно представленной копии свидетельства о государственной регистрации права, право собственности <адрес>, расположенную в <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).
Таким образом, учитывая тот факт, что Маркина А.Н. умерла после своего супруга Тишина А.В., право требования по безвозмездной передаче в собственность квартиры, принадлежащей Тишину А.В. на основании договора краткосрочного найма жилого помещения с правом регистрации по месту жительства, с последующим оформлением договора передачи жилого помещения, находящегося в собственность г.Москвы, в частную собственность в порядке компенсации – возмещения за жилую площадь в снесенном доме в установленном законом порядке, подлежит включению в наследственную массу после смерти Маркиной А.Н., в соответствии с положениями ст.1156 ГК РФ.
Согласно ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Никулинского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был установлен факт нахождения Степанчикова К.А. на иждивении Тишина А.В. и Маркиной А.Н. За Степанчиковым К.А. было признано право собственности в порядке наследования после смерти Маркиной А.Н. на 2-хкомнатную <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, право собственности на автомашину <данные изъяты>, г.р.з. № (л.д.39-43).
Решением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за Степанчиковым К.А. было признано право собственности на земельный участок № по <адрес> при <адрес> <адрес> в порядке наследования по закону после смерти Маркиной А.Н., было признано право собственности на 21/100 долю домовладения, состоящего из жилого дома и служебных строений, расположенного по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после смерти Маркиной А.Н. При этом судом было установлено, что Степанчиков К.А. в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства (л.д.47-50).
Таким образом, Степанчиков К.А. был признан единственным наследником, после смерти Маркиной А.Н. и Тишина А.В. и за ним было признано право собственности на все имущество, входящее в наследственную массу после смерти Маркиной А.Н.
Оценив собранные по делу доказательства, суд считает возможным признать за Степанчиковым К.В. право требования по безвозмездной передаче в собственность двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Тишина А.В. и Маркиной А.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.1156, 1112 ГК РФ, ст.ст.61, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Степанчиковым К.А. право требования по безвозмездной передаче в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после смерти Тишина А.В. и Маркиной А.Н..
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение 10 дней.
СудьяЕ.Ю.Мареева