Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2011 года
Кунцевский районный суд г.Москвы в составе:
председательствующего судьи Мареевой Е.Ю.
при секретаре Сорокиной С.Н.,
с участием адвоката Карпова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-497\11
по иску Шанина В.И. к ЖСК «<данные изъяты>» о признании решений, принятых на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ недействительными
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ЖСК «<данные изъяты>» о признании решений, принятых на общем собрании членами ЖСК ДД.ММ.ГГГГ недействительными.
В обоснование своего иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ЖСК было проведено общее собрание членов ЖСК в отсутствие кворума и с множественными нарушениями процедуры созыва и проведения собрания, установленными Уставом ЖСК «<данные изъяты>» и Жилищным Кодексом РФ.
В повестке дня собрания, выданной участникам собрания перед началом собрания, должны были обсуждаться следующие вопросы:
Отчет правления за ДД.ММ.ГГГГ.
Отчет ревизионной комиссии.
Выборы правления.
Выборы ревизионной комиссии.
О членстве в кооперативе.
Утверждение внесений изменений в Устав.
Утверждение перечня работ по Договору с <данные изъяты>".
Утверждение сметы на содержание и текущий ремонт общего имущества на ДД.ММ.ГГГГ (городская жилищная субсидия).
Утверждение сметы расходов и доходов на ДД.ММ.ГГГГ г.
Утверждение «положения о целевом резервном фонде».
Утверждения Договора (Соглашения) о порядке расчетов по ИПУ.
По всем вопросам были приняты решения, которые, по мнению истца, должны быть признаны недействительными по следующим основаниям:
В нарушение норм ЖК РФ перед началом проведения собрания была изменена повестка дня собрания.
В объявлении о проведении собрания, вывешенном в подъездах дома за 10 дней до собрания, повестка дня значительно отличается от повестки дня, выданной перед началом проведения собрания, что является нарушением п.2 ст.46 ЖК РФ. Вопрос о голосовании по принятию повестки дня отсутствует в обеих повестках дня.
2. Была нарушена процедура созыва общего собрания, т.к. собрание созывалось правлением, выборы которого проводились заочным голосованием, что является нарушением устава ЖСК и ЖК РФ, и в связи с чем отменены решением Кунцевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от ДД.ММ.ГГГГ
3. В соответствии с п.30 Устава общее собрание «созывается правлением не реже двух раз в год». Предыдущее собрание созывалось ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушен правлением срок созыва общего собрания.
4. В нарушении ЖК РФ после объявления о проведении собрания ни истцу, ни другим собственникам не была предоставлена возможность ознакомления с материалами по вопросам, включенным в повестку дня собрания, чем нарушено Конституционное право на достоверную информацию.
5. Собрание состоялось в нарушение ЖК РФ и п.31 Устава ЖСК «<данные изъяты>», действовавшего на день проведения собрания, в отсутствии кворума.
Общее собрание ДД.ММ.ГГГГ было начато в присутствии порядка 90 человек. Однако, председателем правления Михайловой А.В. в начале собрания было оглашено, что на собрании присутствуют <данные изъяты>, что не соответствовало действительности, т.к. собрание проводилось в зале библиотеки им.А.А.Ахматовой, который рассчитан на <данные изъяты>.
Пунктом 31 Устава ЖСК «<данные изъяты>» установлено, что «Общее собрание, созываемое для решения вопросов. .. о порядке эксплуатации дома, (а таковым и являлось общее собрание от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из повестки дня собрания), исключении из членов кооператива является правомочным при участии в нем 3/4 общего числа членов кооператива. Решение по этим вопросам принимается большинством в 3/4 голосов». Пунктом 2 Устава ЖСК «<данные изъяты>» установлено, что кооператив объединяет <данные изъяты>, то есть для правомочности собрания на нем должны были присутствовать не менее <данные изъяты> ЖСК.
6. На собрание приглашались представители членов кооператива по доверенностям, однако голосование на собрании членов кооператива через представителей не предусмотрено ни Уставом ЖСК «<данные изъяты>», ни главой 11 ЖК РФ, и подтверждено решением Кунцевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от ДД.ММ.ГГГГ
7. Вопрос о выборах председателя и секретаря собрания отсутствует в обеих повестках дня. Избранная председателем собрания Самохвалова Н.В. открыла собрание, несмотря на явное отсутствие кворума членов кооператива, не огласив, сколько членов кооператива присутствуют лично и сколько представителей присутствуют по доверенности.
Собственники квартир, живущие в доме, но не являющиеся членами ЖСК, насобрание не приглашались, несмотря на то, что на собрании решалисьфинансовые вопросы о порядке эксплуатации дома, что является нарушением ст.129 ЖК РФ и вышеуказанного решения Кунцевского районного суда.
Истечение срока полномочий правления и ревизионной комиссии в соответствии п.п.32 и 35 устава ЖСК, а также проведение отчетов в нарушение Устава и ЖК РФ не в первом квартале года, а ДД.ММ.ГГГГ, являются отдельными основаниями для отмены решений собрания по п.1 и 2 повестки дня.
10. Вопрос о выборах счетной комиссии отсутствует в обеих повестках дня. Однако голосование по выборам счетной комиссии проводилось, но фамилии членов комиссии не оглашались.
Члены счетной комиссии не вели подсчет голосующих «за» членов ЖСК. Проводился подсчет только голосующих «против» и воздержавшихся из числа присутствовавших.
При выборах правления и ревизионной комиссии организаторами собрания не были представлены доказательства членства кандидатов в ЖСК.
Решение по вопросу 6 повестки дня о внесении в качестве изменений в устав ЖСК возможности заочного голосования и голосования путем опроса, а также посредством доверенностей не предусмотрено ни в Уставе ЖСК, ни в разделе V ЖК РФ, регламентирующих деятельность ЖСК, и противоречит п.2 ст.113 ЖК РФ. А изъятие из Устава количества членов кооператива при отсутствии у правления ЖСК «<данные изъяты>» достоверного списка членов ЖСК делает возможным любые манипуляции с кворумом общего собрания. Указанные нарушения являются отдельным основанием для отмены решения собрания по п. 6 повестки дня.
Решения по вопросам 7, 8 и 9 повестки дня по финансовым вопросам с ДД.ММ.ГГГГ утверждались ДД.ММ.ГГГГ, то есть задним числом спустя ДД.ММ.ГГГГ от начала года.
Решения по вопросам 10 и 11 повестки дня приняты с нарушением компетенции общего собрания членов ЖСК, т. к. противоречат Уставу, действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации и г. Москвы. Ни Уставом ЖСК "<данные изъяты>", ни разделом V ЖК РФ, ни Налоговым Кодексом РФ, создание целевого резервного фонда на непредвиденные расходы из прибыли, получаемой правлением ЖСК за счет переплаты жителями коммунальных платежей сверх показаний общедомовых счетчиков тепла и воды, а также взимание дополнительной платы сверх показаний квартирных ИПУ воды, не являющихся общедомовым имуществом, не предусмотрено.
Принятые решения по п.10 и 11 повестки дня противоречат п.1 ст.157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениям Правительства Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ, №, № и нарушают право на перерасчет платежей в соответствии с вышеназванными постановлениями и, кроме того, общие собрания членов ЖСК не наделены правом отмены или изменения действующих правовых актов РФ.
16. В повестке дня, принятой на собрании, отсутствовал вопрос об исключении Шанина В.И. из членов ЖСК «<данные изъяты>».
В ходе ведения собрания председатель правления ЖСК «<данные изъяты>» Михайлова А.В. безосновательно потребовала исключения истца из членов ЖСК. На собрании ею было также заявлено, что в правление ЖСК якобы поступило заявление Шанина В.И. о выходе из членства в ЖСК. Однако с подобной просьбой истец в правление и к членам-пайщикам на собраниях никогда не обращался, не заявлял об этом ни в устной, ни в письменной форме, так как никогда не намеревался выходить из членства ЖСК.
Несмотря на факт отсутствия в повестке дня вопроса об исключении истца из членов кооператива, на собрании ДД.ММ.ГГГГ после обсуждения 6-го вопроса, незаконно, в нарушение повестки дня, принятой на собрании, председатель собрания поставила вопрос об исключении истца из членов кооператива, и члены кооператива проголосовали за исключение. При этом в голосовании принимали участие не только члены кооператива, но и представители по доверенности. Голосование об исключении из членства в ЖСК через представителей ни Уставом ЖСК «<данные изъяты>», ни ст.117 ЖК РФ не предусмотрено.
При подсчете голосов не было оглашено, сколько членов кооператива проголосовали «за» исключение.
Данное решение об исключении из членов ЖСК «<данные изъяты>» истец полагает незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы (л.д.5-10).
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали в полном объеме. Также просили взыскать с ответчика понесенные истцом расходы на оказание юридической помощи.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал в полном объеме, представил письменные возражения на иск (л.д. ).
Суд, выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> членом ЖСК «<данные изъяты>» (л.д. ).
ДД.ММ.ГГГГ с 19 до 21 часа в ЖСК «<данные изъяты>» было проведено общее собрание в зале библиотеки им Ахматовой А.А., о чем был составлен протокол собрания (л.д.90-95).
На общем собрании была поставлена следующая повестка дня:
Отчет правления за ДД.ММ.ГГГГ.
Отчет ревизионной комиссии.
Выборы правления.
Выборы ревизионной комиссии.
О членстве в кооперативе.
Утверждение внесений изменений в Устав.
Утверждение перечня работ по Договору с <данные изъяты>".
Утверждение сметы на содержание и текущий ремонт общего имущества на <данные изъяты> (городская жилищная субсидия).
Утверждение сметы расходов и доходов на <данные изъяты>.
Утверждение «положения о целевом резервном фонде».
Утверждения Договора (Соглашения) о порядке расчетов по ИПУ (л.д.15)
Указанное собрание было созвано правлением, выборы которого проводились ДД.ММ.ГГГГ заочным голосованием, что является нарушением устава ЖСК и ЖК РФ, что и было подтверждено решением Кунцевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и Определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-27).
Оспариваемое истцом собрание, по мнению суда, является незаконным, поскольку проведено с нарушением Устава ЖСК и действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст.116 Жилищного Кодекса РФ, высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
В соответствии с п.1 ст.117 ЖК РФ, общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Согласно п.31 Устава ЖСК «<данные изъяты>» общее собрание членов кооператива признается правомочным при участии в нем не менее 2/3 общего числа членов кооператива. Общее собрание, созываемое для решения вопросов о размерах паевых взносов и специальных фондов, о порядке эксплуатации жилого дома, размере взносов на содержание и эксплуатацию дома, исключения из членов кооператива, реорганизации и ликвидации кооператива, является правомочным при участии в нем 3\4 общего числа членов кооператива (л.д.72).
Согласно протоколу общего собрания ЖСК «<данные изъяты>», количество членов ЖСК - <данные изъяты>, в собрании приняли участие <данные изъяты> (л.д.90).
Доводы представителя ответчика, что в кооперативе в настоящее время не <данные изъяты>, а меньше, поскольку некоторые выехали, умерли и выбыли из членов ЖСК, не имеет правового значения по делу, поскольку никаких изменений в Устав ЖСК по количеству членов ЖСК не вносилось.
Устав ЖСК «<данные изъяты>» был принят на общем собрании членов ЖСК ДД.ММ.ГГГГ, прошел государственную регистрацию в ИФНС № в ДД.ММ.ГГГГ. и до настоящего времени действует, как и действовал на момент созыва собрания (л.д.60-77).
Кворум для принятия решений по общим вопросам составляет 2/3 от общего числа членов кооператива, т.е.181,3 голоса (272 х 2 : 3), для решения вопроса об исключении из членов кооператива составляет <данные изъяты> (272 х 3 : 4).
Как видно из протокола проведения общего собрания, на нем присутствовало <данные изъяты>. Но, как видно из списка членов ЖСК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, помимо членов ЖСК в собрании принимали участие лица, действовавшие по доверенностям, однако голосование на собрании членов кооператива через представителей не предусмотрено ни Уставом ЖСК «<данные изъяты>», ни главой 11 ЖК РФ, а также подтверждено решением Кунцевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от ДД.ММ.ГГГГ
Из протокола общего собрания не следует, что члены ЖСК «<данные изъяты>» проводили голосование по поводу выборов председателя собрания и секретаря.
Повестка дня собрания не соответствовала повестке дня, вывешенной для обозрения в подъездах дома, поскольку в ней значились следующие вопросы:
- прием в члены кооператива,
- исключение из членов кооператива,
- выбор способа управления домом (л.д.14).
В соответствии с п.5 ст.45 ЖК РФ, в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В соответствии с п.2 ст.46 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Как установлено в судебном заседании, повестки дня собрания разнятся, и вопрос об исключении Шанина В.И. в повестке дня собрания не ставился и не мог быть предметом обсуждения.
Однако, несмотря на то, что вопрос об исключении Шанина В.И. из числа членов ЖСК не стоял в повестке дня, данный вопрос был поставлен на обсуждение, и по нему было принято решение об исключении истца из членов кооператива.
При таких обстоятельствах, суд считает, что состоявшееся общее собрание ДД.ММ.ГГГГ в ЖСК «<данные изъяты>» не может быть признано законным, поскольку необходимый кворум на нем отсутствовал. Поскольку кворум для принятия решений отсутствовал, то и все принятые на нем решения, в т.ч. об исключении истца из членов кооператива также не могут быть признаны законными.
Учитывая, что отсутствие кворума для проведения собрания является безусловным основанием к отмене принятых на общем собрании решений, то рассматривать требования истца по иным основаниям, указанным в иске, суд считает нецелесообразным.
Поскольку требования истца удовлетворены, то также подлежат удовлетворению частично требования о взыскании с ответчика судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением данного дела, в соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ в виде расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>., расходов на оказание юридической помощи в размере <данные изъяты>., расходов по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шанина В.И. удовлетворить.
Признать решения ЖСК «<данные изъяты>», принятые на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ, недействительными.
Взыскать с ЖСК «<данные изъяты>» в пользу Шанина В.И. расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>., расходы на оказание юридической помощи в размере <данные изъяты>., расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение 10 дней.
Судья Е.Ю.Мареева