о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите населения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июля 2011 года                                                                                                             г. Москва

       Кунцевский районный суд г. Москвы

       в составе председательствующего судьи Заковоротного В.И.

       с участием прокурора Тимофеевой Е.М.

        при секретаре Акаевой Д.Р.

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2931/11 по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «<данные изъяты>» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите населения,

установил:

       Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «<данные изъяты>» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите населения. В обоснование иска прокурор указал, что по обращению Государственного учреждения - Центр занятости населения <адрес> проведена проверка по факту неисполнения Закрытым акционерным обществом «Белое Золото» требований федерального и локального законодательства о занятости инвалидов. Проверкой установлено, что численность работников ЗАО «<данные изъяты>» составляет более 100 человек, в точности 204 человека, отсюда квота для приема на работу инвалидов составляет - 3 человека – 1,5% от среднесписочной численности работников, установленная в соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории <адрес>». В нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатель не создал и не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. В этой связи, прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ЗАО «<данные изъяты>» с требованием об обязании ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 1,5% от среднесписочной численности штата организации и направить информацию о создании указанных рабочих мест в Государственное учреждение - Центр занятости населения <адрес>.

В судебном заседании старший помощник Кунцевского межрайонного прокурора г.Москвы Тимофеева Е.М. настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - ЗАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, направленное судом по его последнему известному месту нахождении, не вручена в связи с отсутствием адресата, о чем орган связи проинформировал суд. Поскольку местонахождение ответчика неизвестно, в соответствии с требованиями ст 119 ГПК РФ, суд находит возможным разрешить спор в его отсутствие.

Представитель третьего лица Государственного учреждения - Центр занятости населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор <адрес> обратился в защиту прав неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 20 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе в виде установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 1 ст.24 Федерального закона установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

При этом, под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите (инвалидов) в организациях независимо от ее организационно-правовой формы и форм собственности. Квота - это минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которая рассчитывается исходя из среднесписочной численности работников организации.

В силу п. 1.1 Порядка предоставления информации о выполнении квоты для приема на работу инвалида и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов, утвержденного Постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении квот для приема на работу инвалидов» квота считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды и работодателем в установленном порядке предоставлена отчетность о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и информация об имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что численность работников ЗАО «<данные изъяты>» составляет – 204 человека, отсюда квотируемых рабочих мест – 3 (1,5%), в счет квоты в организации не создано и не выделено 3 рабочих места, что свидетельствует о не выполнении организацией установленных законодательством норм для устройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

          Согласно ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

         В части 3 ст.25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

        С учетом вышеизложенного, а также, принимая во внимание, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы (ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституция Российской Федерации), правило 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) предписывает, что инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости, как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите населения – удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 1,5% от среднесписочной численности штата организации и направить информацию о создании указанных рабочих мест в Государственное учреждение - Центр занятости населения <адрес>.

Обязать Закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» ежемесячно предоставлять в Государственное учреждение Центр занятости населения <адрес> информацию об имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов.

    Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Кунцевский районный суд г. Москвы в течение десяти дней.

         Судья: