РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2011 года
Кунцевский районный суд г. Москвы в составе:
председательствующего судьи Гаврилюк М.Н.,
при секретаре Чупраковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1349/11
по иску Трошиной О. Н. к ГУ - Главное управление ПФР № по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, указывая, что решением ГУ - Главное управление ПФР № по г. Москве и Московской обл. от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по основаниям отсутствия специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости. В подсчет специального трудового стажа не приняты периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных корпуса № (акушерско-гинекологического) Центральной клинической больницы, в связи с тем, что отделение патологии беременных не предусмотрено действующим законодательством.
Исковые требования истица ДД.ММ.ГГГГ уточнила, просит суд включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, а также включить в специальный стаж в календарном исчислении курсы повышения квалификации периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истица в судебном заседании изложенные в уточненном заявлении доводы поддержала.
Представитель ответчика – по доверенности Глухова Е.Н. – в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Комиссия по назначению пенсий после проверки предоставленных документов для назначения досрочной трудовой пенсии по старости отказала в назначении, о чем был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. Основание - отсутствие на дату обращения требуемого стажа 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии со ст. 27 п.1 пп.20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ. Кроме того, отделения, в которых работала Трошина О.Н. отсутствуют в списках №, №, применяемых для подсчета льготного стажа.
Поэтому, исходя из вышеизложенного, Управление считает решение комиссии законным и обоснованным и просит суд отказать Трошиной О.Н. в удовлетворении исковых требований.
Суд, изучив материалы дела, выслушав истицу, представителя ответчика, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что за назначением пенсии истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 48-53).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», суд при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативно акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы (в том числе и Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») имеет прямое действие на всей территории РФ.
В связи с этим любые пенсии, в том числе и пенсии, назначенные досрочно по старости, с учетом льгот должны назначаться в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях РФ».
В силу положений Конституции РФ, в Российской Федерации не должны приниматься правовые акты, ущемляющие права одних граждан по сравнению с другими.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ № «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом, Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Согласно записи в трудовой книжке истицы (л.д. 15-20), с ДД.ММ.ГГГГ она была зачислена на должность препаратора кафедры биологии Московского медицинского стоматологического института – уволена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истица зачислена на 1 курс дневного лечебного факультета Московского медицинского стоматологического института – окончила ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача-интерна по акушерству и гинекологии ГБ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача лечебного здравпункта № при СУ-33 треста «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности врача в отделении патологии п/санаторного типа родильного дома № Ворошиловского РЗО г. Москвы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача врачебного здравпункта № при СУ-76 треста «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности врача акушера гинеколога в 1-м послеродовом отделении ГБ №, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача-гинеколога медсанотдела № патологического отделения ГНИС, ДД.ММ.ГГГГ уволена, в связи с зачислением в клиническую ординатуру, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в клинической ординатуре Учебно-методического кабинета МЗ СССР, ДД.ММ.ГГГГ принята в поликлинику № медсанчасти № на должность врача акушера-гинеколога женской консультации по распределению 3 Главного Управления МЗ СССР, ДД.ММ.ГГГГ переведена 0,5 ставки по должности врача акушера-гинеколога до ДД.ММ.ГГГГ женской консультации поликлиники №, ДД.ММ.ГГГГ уволена, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных Медицинского центра Управления делами Президента РФ ЦКБ с поликлиникой, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача акушера-гинеколога отделения акушерского патологии беременности <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача акушера-гинеколога отделения акушерского патологии беременности кор. № ЦКБ.
В соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ФГУ Центральный медицинский архив управления делами президента РФ, Трошина О.Н. работала в должности врача акушера-гинеколога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила повышение квалификации с отрывом от основной работы.
Согласно справке из ФГУ ЦКБ № от ДД.ММ.ГГГГ ЦКБ 4 Главного управления при МЗ СССР с ДД.ММ.ГГГГ передана в лечебно-оздоровительное объединение при Совмине СССР, с ДД.ММ.ГГГГ переименована в ЦКБ Лечебно-оздоровительного объединения при Кабинете Министров СССР, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ государственного лечебно-оздоровительного объединения, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента РФ, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ Медицинского центра при Правительстве РФ, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ Управления делами Президента РФ, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ с поликлиникой Медицинского центра Управления делами Президента РФ, ДД.ММ.ГГГГ – ФГУ ЦКБ с поликлиникой Управления делами Президента РФ (л.д. 23).
Согласно архивной справки их Центрального объединенного архива Департамента здравоохранения г. Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ Трошина О.Н. до ДД.ММ.ГГГГ работала в ГКБ №, с ДД.ММ.ГГГГ зачислена на должность врача-интерна по акушерству и гинекологии, уволена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно архивной справки из Федерального медико-биологического агентства ФГУ здравоохранения клиническая больница № (ФГУЗ КБ № ФМБА России) Зуева (Трошина) О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала в Медико-санитарном отделе № в должности врача-гинеколога гинекологического отделения стационара хирургического профиля (л.д. 27).
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, анализируя законодательные и нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы ответчика о том, что в спорные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), истица работала в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных, акушерского отделения патологии беременности в ЦКБ Медицинского центра, так как наименование отделений «отделение патологии беременных», «акушерское отделение патологии беременности» не относится к наименованиям, предусмотренных Перечнем №, №, номенклатурой №, суд полагает несостоятельными, так как ссылка ответчика на отсутствие указанных выше отделений в Перечне и Номенклатуре наименований отделений не соответствует действительности, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, нарушается гарантированное Конституцией РФ равное право граждан на получение пенсии, а именно лица, работавшие в не вошедших в Перечень, но непосредственно связанных с лечебной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства РФ.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что работа истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделении патологии беременных и акушерского отделения патологии беременности не может быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, т.к. наименование отделения не предусмотрено Перечнем № и № структурных подразделений учреждений здравоохранения. Поскольку правоотношения, связанные с приобретением льготного трудового стажа, закончились еще до вступления в силу нового правового регулирования, отмена льготного порядка исчисления общего трудового стажа, ухудшившая их положение, означает нарушение конституционного права на социальное обеспечение, закрепленного статьей 39 Конституции Российской Федерации, и противоречит ее статьям 2, 7, 15, 17, 18, 19, 35, 37, 46, 52, 53, 54 и 55 (части 2 и 3).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с подп. 14 п.4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются: периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
В связи с чем, периоды повышения Трошиной О.Н. квалификации должны быть включены в общий трудовой стаж.
Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Как следует из Перечня №, в нем предусмотрены такие наименования отделений как – акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, в связи, с чем спорные периоды работы истицы в указанных отделениях подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Трошиной О. Н. к ГУ - Главное управление ПФР № по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Трошиной О. Н. досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ – Главное Управление ПФР № по Москве и Московской области включить Трошиной О. Н. в льготный стаж, дающий право на получение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача гинеколога.
Обязать ГУ – Главное Управление ПФР № по Москве и Московской области назначить Трошиной О. Н. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.
Судья Гаврилюк М.Н.