назначение досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     01 июня 2011 года

Кунцевский районный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи Гаврилюк М.Н.,

при секретаре Чупраковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1349/11

по иску Трошиной О. Н. к ГУ - Главное управление ПФР по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

     Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, указывая, что решением ГУ - Главное управление ПФР по г. Москве и Московской обл. от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по основаниям отсутствия специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости. В подсчет специального трудового стажа не приняты периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных корпуса (акушерско-гинекологического) Центральной клинической больницы, в связи с тем, что отделение патологии беременных не предусмотрено действующим законодательством.

     Исковые требования истица ДД.ММ.ГГГГ уточнила, просит суд включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, а также включить в специальный стаж в календарном исчислении курсы повышения квалификации периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

     Истица в судебном заседании изложенные в уточненном заявлении доводы поддержала.

     Представитель ответчика – по доверенности Глухова Е.Н. – в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Комиссия по назначению пенсий после проверки предоставленных документов для назначения досрочной трудовой пенсии по старости отказала в назначении, о чем был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Основание - отсутствие на дату обращения требуемого стажа 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии со ст. 27 п.1 пп.20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ. Кроме того, отделения, в которых работала Трошина О.Н. отсутствуют в списках , , применяемых для подсчета льготного стажа.

     Поэтому, исходя из вышеизложенного, Управление считает решение комиссии законным и обоснованным и просит суд отказать Трошиной О.Н. в удовлетворении исковых требований.

     Суд, изучив материалы дела, выслушав истицу, представителя ответчика, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     В судебном заседании установлено, что за назначением пенсии истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-53).

     В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», суд при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативно акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

     Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы (в том числе и Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») имеет прямое действие на всей территории РФ.

     В связи с этим любые пенсии, в том числе и пенсии, назначенные досрочно по старости, с учетом льгот должны назначаться в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях РФ».

     В силу положений Конституции РФ, в Российской Федерации не должны приниматься правовые акты, ущемляющие права одних граждан по сравнению с другими.

     В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

     При этом, Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

      Согласно записи в трудовой книжке истицы (л.д. 15-20), с ДД.ММ.ГГГГ она была зачислена на должность препаратора кафедры биологии Московского медицинского стоматологического института – уволена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истица зачислена на 1 курс дневного лечебного факультета Московского медицинского стоматологического института – окончила ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача-интерна по акушерству и гинекологии ГБ , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача лечебного здравпункта при СУ-33 треста «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности врача в отделении патологии п/санаторного типа родильного дома Ворошиловского РЗО г. Москвы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача врачебного здравпункта при СУ-76 треста «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности врача акушера гинеколога в 1-м послеродовом отделении ГБ , ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача-гинеколога медсанотдела патологического отделения ГНИС, ДД.ММ.ГГГГ уволена, в связи с зачислением в клиническую ординатуру, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в клинической ординатуре Учебно-методического кабинета МЗ СССР, ДД.ММ.ГГГГ принята в поликлинику медсанчасти на должность врача акушера-гинеколога женской консультации по распределению 3 Главного Управления МЗ СССР, ДД.ММ.ГГГГ переведена 0,5 ставки по должности врача акушера-гинеколога до ДД.ММ.ГГГГ женской консультации поликлиники , ДД.ММ.ГГГГ уволена, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных Медицинского центра Управления делами Президента РФ ЦКБ с поликлиникой, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача акушера-гинеколога отделения акушерского патологии беременности <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача акушера-гинеколога отделения акушерского патологии беременности кор. ЦКБ.

     В соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ФГУ Центральный медицинский архив управления делами президента РФ, Трошина О.Н. работала в должности врача акушера-гинеколога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила повышение квалификации с отрывом от основной работы.

     Согласно справке из ФГУ ЦКБ от ДД.ММ.ГГГГ ЦКБ 4 Главного управления при МЗ СССР с ДД.ММ.ГГГГ передана в лечебно-оздоровительное объединение при Совмине СССР, с ДД.ММ.ГГГГ переименована в ЦКБ Лечебно-оздоровительного объединения при Кабинете Министров СССР, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ государственного лечебно-оздоровительного объединения, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента РФ, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ Медицинского центра при Правительстве РФ, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ Управления делами Президента РФ, с ДД.ММ.ГГГГ – ЦКБ с поликлиникой Медицинского центра Управления делами Президента РФ, ДД.ММ.ГГГГ – ФГУ ЦКБ с поликлиникой Управления делами Президента РФ (л.д. 23).

     Согласно архивной справки их Центрального объединенного архива Департамента здравоохранения г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Трошина О.Н. до ДД.ММ.ГГГГ работала в ГКБ , с ДД.ММ.ГГГГ зачислена на должность врача-интерна по акушерству и гинекологии, уволена ДД.ММ.ГГГГ.

     Согласно архивной справки из Федерального медико-биологического агентства ФГУ здравоохранения клиническая больница (ФГУЗ КБ ФМБА России) Зуева (Трошина) О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала в Медико-санитарном отделе в должности врача-гинеколога гинекологического отделения стационара хирургического профиля (л.д. 27).

     Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, анализируя законодательные и нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

      Доводы ответчика о том, что в спорные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), истица работала в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных, акушерского отделения патологии беременности в ЦКБ Медицинского центра, так как наименование отделений «отделение патологии беременных», «акушерское отделение патологии беременности» не относится к наименованиям, предусмотренных Перечнем , , номенклатурой , суд полагает несостоятельными, так как ссылка ответчика на отсутствие указанных выше отделений в Перечне и Номенклатуре наименований отделений не соответствует действительности, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, нарушается гарантированное Конституцией РФ равное право граждан на получение пенсии, а именно лица, работавшие в не вошедших в Перечень, но непосредственно связанных с лечебной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства РФ.

     Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что работа истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделении патологии беременных и акушерского отделения патологии беременности не может быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, т.к. наименование отделения не предусмотрено Перечнем и структурных подразделений учреждений здравоохранения. Поскольку правоотношения, связанные с приобретением льготного трудового стажа, закончились еще до вступления в силу нового правового регулирования, отмена льготного порядка исчисления общего трудового стажа, ухудшившая их положение, означает нарушение конституционного права на социальное обеспечение, закрепленного статьей 39 Конституции Российской Федерации, и противоречит ее статьям 2, 7, 15, 17, 18, 19, 35, 37, 46, 52, 53, 54 и 55 (части 2 и 3).

         Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

         Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

         В соответствии с подп. 14 п.4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются: периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

         В связи с чем, периоды повышения Трошиной О.Н. квалификации должны быть включены в общий трудовой стаж.

         Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Как следует из Перечня , в нем предусмотрены такие наименования отделений как – акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, в связи, с чем спорные периоды работы истицы в указанных отделениях подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости 1 год работы как 1 год 6 месяцев.

    Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Исковые требования Трошиной О. Н. к ГУ - Главное управление ПФР по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.

    Признать незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Трошиной О. Н. досрочной трудовой пенсии по старости.

     Обязать ГУ – Главное Управление ПФР по Москве и Московской области включить Трошиной О. Н. в льготный стаж, дающий право на получение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача гинеколога.

     Обязать ГУ – Главное Управление ПФР по Москве и Московской области назначить Трошиной О. Н. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

     Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

       Судья                                                                                              Гаврилюк М.Н.