о признании деятельности организации по проведению азартных игр незаконной



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2010 года

Кунцевский районный суд г. Москвы

в составе судьи Васильева А.В.

при секретаре Ярцевой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4072/10

по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «МАКСИКОМ» о прекращении деятельности по проведению и организации азартных игр,

установил:

<адрес> обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «МАКСИКОМ», в котором просит признать деятельность ООО «МАКСИКОМ» по организации и проведению стимулирующей лотереи с использованием игровых автоматов незаконной, об обязании ООО «Максиком» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр, организованную ООО «Максиком» с использованием стимулирующей лотереи, расположенной по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что и ходе совместной проверки прокуратуры района с сотрудниками МРИ ФНС России №6 по <адрес> было установлено, что в помещении по адресу: <адрес> расположен магазин ООО «Максиком», которым осуществляется деятельность по проведению и организации азартных игр под видом проведения лотереи с использованием развлекательного оборудования.

Всероссийская стимулирующая лотерея зарегистрирована на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (государственный регистрационный номер №) как лотерея, проводимая ООО «Фортуна-Экспресс». Лотерея по способу ее проведения является тиражной.

В судебном заседании представитель истца не явился о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, на иске настаивает (л.д.41).

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель привлеченного к участию в деле по инициативе суда в качестве третьего лица ООО «Фортуна-Экспресс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по последнему известному месту нахождения в порядке ст. 119 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Между ООО «МАКСИКОМ» и ООО «Фортуна-Экспресс» ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор № (л.д.14-17), в соответствии с которым (п.1.1) ООО «Фортуна-Экспресс» поручает, а ООО «МАКСИКОМ» принимает на себя обязательства проводить Всероссийскую стимулирующую лотерею и выплачивать выигрыши по ней в соответствии с условиями договора от имени ООО «Фортуна Экспресс» и по его поручению.

Призовой фонд стимулирующей лотереи образуется за счет средств организатора лотереи, что установлено в пункте 7.1.1. условий стимулирующей лотереи (19).

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О лотереях» от 11.11.2003г. № 133-ФЗ лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Стимулирующей лотереей в соответствии с п.п. 2, п. 3 ст. 3 ФЗ «О лотереях» является лотерея, право на участие в которой, не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Согласно ст. 2 ФЗ «О лотереях» розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши; проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками, лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.п. 5, 6 ст. 16 указанного Закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным п.п. 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

В силу п. 1 ст. 7 ФЗ «О лотереях» право па проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Из объяснения менеджера ООО «Максиком» Громова А.В. следует, что по основным видом деятельности магазина ООО «Максиком», расположенного по адресу: <адрес>, является продажа канцелярских товаров (календари, открытки) и проведение стимулирующей лотереи с согласия покупателя. Стимулирующая лотерея является тиражной. Приобретая продукцию ООО «Максиком» (календари, открытки) на сумму покупки (сумма не ограничена) покупатель может участвовать в стимулирующей лотереи на сумму покупки. Лотерея осуществляется на электронном оборудовании, предоставленном ООО «Фортуна – Экспресс». В случае выпадения выигрышной комбинации по правилам проведения покупатель вправе забрать выигрыш товаром либо эквивалентном в денежной форме. На оборудовании установлена определенная программа, которая осуществляет определенный алгоритм выигрыша. (л.д.35-36).

Проведенной проверкой установлено, что при проведении вышеуказанной лотереи в качестве лотерейного оборудования используются игровые автоматы <данные изъяты> в количестве 15 штук (один из которых находится в несправном состоянии), на купюроприемниках, которых была установлена заглушка. Посредником между игроком и автоматом является оператор, который принимает денежные средства и устанавливает нужную сумму на игровом автомате, а окончании игры в случае выигрыша выдает выигрышную сумму.

Розыгрыш осуществляется в следующем порядке: посетитель клуба получает календарь по цене 100 руб. или 500 руб., продавец с помощью электронного ключа вносит сумму призовых баллов на игровой аппарат, сумма баллов эквивалентна сумме оплаты за календарь из расчета 1 руб. = 1 бал, после чего клиент получает право игры на игровом аппарате. В случае выигрыша согласно набранным баллам выплачиваются денежные средства, в размере набранных баллов.

Фактически, ООО «МАКСИКОМ» кредитовал игрока для игры на игровых автоматах, а установление оператором количества очков на игровом автомате, совпадающего по сумме с оплатой игрока, по сути, есть скрытая форма ставки.

Как показала проверка, ООО «МАКСИКОМ» использовались игровые автоматы, которые после демонтажа купюроприемников стали называться лототронами, доступ к которым осуществлялся без использования денег.

В соответствии со ст. 25 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании» соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Приказом Министерства промышленности и энергетики № 53 от 02.03.2006г. утверждена форма сертификата соответствия, где указано, что в строке «соответствует требованиям технического регламента» приводится полное наименование технического регламента, соответствие требованиям которого удостоверяется данным сертификатом.

Из сертификата соответствия усматривается, что он выдан в рамках обязательной сертификации и лотерейному оборудованию присвоен код 8696017. (л.д.34)

В сертификате соответствия указано, что он выдан на основании протокола испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ИЛ ФГУ «НПП «Циклон-Тест».

Согласно ФЗ РФ «О лотереях» к лотерейному оборудованию относится оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Однако сертификаты и технические паспорта, представленные ООО «МАКСИКОМ» свидетельствует лишь о том, что данные игровые автоматы работают без купюроприемников, наличие установленных лотерейных программ на игровых автоматах сертификатами соответствия и техническими паспортами не подтверждается.

Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Наличие или отсутствие у игрового автомата устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, свидетельствует о том, что указанный автомат является игровым (письмо Министерства Финансов РФ от 07.04.2008г. № 05-03-08/19).

Таким образом, несмотря на демонтаж купюроприемников и переоборудование игровых автоматов, используемые ООО «МАКСИКОМ» автоматы при проведении лотереи остались игровыми.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 ФЗ «О лотереях» от 11.11.2003г. № 138-ФЗ проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. Розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

Таким образом, ООО «МАКСИКОМ» фактически осуществляет деятельность, направленную на заключение, основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.

Кроме того, частью 6 ст. 3 ФЗ «О лотереях» определены два вида лотерей в зависимости от технологии их проведения:

в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования;

в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.

Из материалов настоящего дела следует, что определение суммы выигрыша либо проигрыша каждого участника осуществляется путем выставления «ставки», нажатия игроком на определенные клавиши автомата.

При этом, поэтапный сбор, обработка информации, а тем более формирование и розыгрыш общего призового фонда не осуществлялся. В связи с чем, технология проведения лотереи на обособленном автомате не может быть отнесена к проведению поэтапной лотереи.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 3 ФЗ «О лотереях» определены требования к лотерейному оборудованию, используемому для проведения лотереи в реальном времени. Данное лотерейное оборудование, должно быть объединено сетью электросвязи, лотерея считается проводимой в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, позволяющего достоверно установить, что документ исходит от стороны договора. С помощью такого оборудования проводится розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи.

Указанное требование к подобному лотерейному оборудованию содержится и в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004г. № 65н «О лотерейных билетах».

Указанным требованиям аппараты с видеоиграми не соответствуют.

Более того, частью 7 указанной статьи установлено, что лотереи в режиме реального времени с использованием вышеуказанного оборудования проводятся только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, законодательством о лотереях не предусмотрено проведение лотереи в режиме реального времени с использованием обособленного оборудования, не связанного между собой сетью электросвязи, что свидетельствует об организации ООО «МАКСИКОМ» азартных игр с использованием игровых автоматов под видом лотерейного клуба.

В соответствии с п. 6 ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных па риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

С 01.01.2007г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный Закон от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игры о внесении изменений в некоторые законодательные акты».

В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В нарушение требований указанного законодательства ООО «МАКСИКОМ» продолжает осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр.

Игорный бизнес представляет собой реальную угрозу развитию государства в части духовного воспитания и нравственного развития нации.

Пристрастие к азартным играм превратилось в негативный социально-психологический фактор, выражающийся в относительно распространенном и устойчивом игорном увлечении части населения, влекущем подчас необратимые медико-психиатрические (заболевание игроманией) и социальные последствия.

В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие разрешения на проведение лотереи, оформленного в порядке, предусмотренном ст. 6 ФЗ «О лотереях» от 11.11.2003.г № 132-ФЗ. Доказательств, опровергающих материалы проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, в результате которой было выявлено, что ООО «МАКСИКОМ» организует деятельность по проведению азартных игр, также не представлено.

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что деятельность ООО «МАКСИКОМ» по проведении стимулирующей лотереи не может быть квалифицирована как лотерея в смысле закона «О лотереях». Следовательно, проведение ответчиком лотереи без разрешения, установленного действующим законодательством, является незаконным. Соответственно, доводы истца о том, что обособленное подразделение ООО «МАКСИКОМ» фактически осуществляет деятельность, направленную на заключение с посетителями, основанных на риске соглашений о выигрыше, т.е. деятельность по проведению азартных игр, являются обоснованными.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать деятельность ООО «МАКСИКОМ» по проведению стимулирующей лотереи с использованием игровых автоматов незаконной.

Обязать ООО «МАКСИКОМ» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр, организованную ООО «МАСКИКОМ» с использованием стимулирующей лотереи, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

СудьяА.В. Васильев