РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с.Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Кариповой Ю.Ш.
с участием прокурора Кунашакской районной прокуратуры Багаутдиновой Р.М.
ответчика – представителя Администрации Кунашакского муниципального района Гильманова Д.Д.,
3-его лица - представителя Управления имущественных и земельных отношений администрации района ФИО5
при секретаре Фроловой Н.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кунашакского района в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к Администрации Кунашакского муниципального района, МУ Кунашакский «Автотранс» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по перевозке детей на школьных автобусах соответствующих требованиям законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кунашакского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) с учетом уточненных требований с иском к Администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Кунашакского района в части не оснащения удерживающими устройствами для детей; выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке»; устройством ограничивающим скорость, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», следующих школьных автобусов:
1) марки <данные изъяты>, год изготовления 1997, идентификационный №;
2) марки <данные изъяты>, год изготовления 2003, идентификационный №;
3) марки <данные изъяты>, год изготовления 2005, идентификационный №;
4) марки <данные изъяты>, год изготовления 2001, идентификационный №;
5) марки <данные изъяты>, год изготовления 1996, идентификационный №;
6) марки <данные изъяты>, год изготовления 2003, идентификационный №;
7) марки <данные изъяты>, год изготовления 2003, идентификационный №
8) марки <данные изъяты>, год изготовления 2001, идентификационный №;
9) марки <данные изъяты>, год изготовления 2004, идентификационный №.
А также просят обязать администрацию Кунашакского муниципального района организовать перевозку детей по маршрутам: д. <адрес> – д. <адрес> и обратно; д. <адрес> – д. <адрес> и обратно; д. <адрес> – с. <адрес> и обратно; д. <адрес> - с. <адрес> и обратно; д. <адрес> – с. <адрес> и обратно; д. <адрес>, п. <адрес>, д. Урукуль – п. <адрес> и обратно; д. <адрес>, д. <адрес> – с. <адрес> и обратно; ст. <адрес>, д.<адрес> – с. <адрес> и обратно; д. <адрес> – с. <адрес> и обратно, на школьных автобусах, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности перевоза детей на школьных автобусах было установлено, что в собственности Управления имущественных и земельных отношений администрации района находятся вышеперечисленные автобусы согласно паспортов транспортных средств. Автобусы переданы на праве оперативного управления в муниципальное учреждение Кунашакский «Автотранс» на неопределенный срок в соответствии с договором о закреплении имущества на праве оперативного управления, а также соглашением о приеме-передаче. Автобусы ежедневно перевозят несовершеннолетних школьников в школы по маршрутам: д. <адрес> – д. <адрес> и обратно; д. <адрес> – д. <адрес> и обратно; д. <адрес> – <адрес> и обратно; д. <адрес> - <адрес> и обратно; д. <адрес> – <адрес> и обратно; д. <адрес>, <адрес>, д. <адрес> – <адрес> и обратно; д. <адрес>, д. <адрес> – <адрес> и обратно; ст. <адрес>, д.<адрес> – с. <адрес> и обратно; д. <адрес> – <адрес> и обратно. При этом автобусы не в полной мере отвечают требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам. Вопреки п.п.4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.18 ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» сиденья в школьных автобусах не оборудованы удерживающими устройствами для детей (совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления). В каждом поперечном ряду сидений отсутствует сигнальная кнопка «Просьба об остановке», рабочее место водителя не оснащено звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей. Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС (устройство ограничивающее скорость), отвечающее требованиям ГОСТ Р 41.89. В соответствии со ст. 21 Устава Кунашакского муниципального района к полномочиям администрации района относится формирование и исполнение местного бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Поэтому просит признать бездействие ответчика незаконным и возложить обязанность организовать перевозку детей на автобусах, соответствующих требованиям законодательства.
Представитель ответчика – Администрации Кунашакского района Гильманов Д.Д. (являющийся также представителем 3-го лица Управления образования Администрации района по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ) не согласился с иском прокурора и указал, что нести ответственность должна МУ «Кунашакский Автотранс», на которого возложена обязанность по перевозке детей по школьным маршрутам. Считает неисполнимым осуществление по школьным маршрутам детей в автобусах, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98, поскольку такие автобусы отсутствуют в необходимом количестве, приобретение новых школьных автобусов возможно лишь при областном финансировании.
Представитель ответчика- Управления имущественных и земельных отношений администрации района ФИО5 с иском не согласился, указав на отсутствие денег в местном бюджете и отсутствие достаточного финансирования с области.
Представитель МУ «Кунашакский Автотранс» - Хафизова М.Б. в суд не явилась, в заявлении просит дело рассмотреть в их отсутствие.
3-е лицо – представитель Финансового управления администрации района в суд не явилась, была извещена надлежащим образом.
3-и лица представители <данные изъяты> в суд не явились, были извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что по Кунашакскому району <данные изъяты> автобусов осуществляют школьные перевозки, из которых <данные изъяты> автобусов соответствуют требованиям ГОСТ Р 51160-98, <данные изъяты> автобусов не соответствуют техническим требованиям, предусмотренным для перевозки детей, в том числе автобусы с идентификационными номерами: №; №; №; №; №; №; №; №; №. Собственниками указанных транспортных средств является Управление имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского района (на основании паспортов транспортных средств), переданы автобусы на праве оперативного управления в МУ Кунашакский «Автотранс» (договор от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи имущества).
В соответствии с п.4.5.9 ГОСТ Р 51160-98 (введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 года № 101) сиденья автобусов для перевозки детей должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляет совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления. Согласно п.п. 4.5.15, 4.5.16, 4.5.18 ГОСТ Р 51160-98 в каждом поперечном ряду сидений должны быть предусмотрена сигнальная кнопки «Просьба об остановке». Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна. Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей. Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 кв/м, должен быть оборудован УОС, отвечающее требованиям ГОСТ Р 41.89.
Вышеперечисленные школьные автобусы не соответствуют указанным требованиям ГОСТ Р 51160-98.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона № 16-ФЗ от 9.02.2007 г. «О транспортной безопасности» обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст.1 указанного закона).
В соответствии со ст. 20 Устава Кунашакского муниципального района – администрация Кунашакского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Челябинскойобласти.
В силу ст.21 Устава Кунашакского муниципального района и в соответствии со ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены: формирование и исполнение местного бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Челябинской области.
На основании изложенного, суд считает обоснованными доводы прокурора о незаконности бездействия администрации Кунашакского района, выразившееся в не оснащении школьных автобусов удерживающими устройствами для детей, выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке», устройствами, ограничивающими скорость в соответствии с требованиями ГОСТа.
Доводы ответчиков ограничены тем, что отсутствуют финансовые средства как на переоборудование школьных автобусов, так и на организацию перевозок детей автобусами, соответствующими требованиям ГОСТ 51160-98. Однако отсутствие в бюджете района денежных средств на указанные мероприятия, не освобождает администрацию Кунашакского района от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета ( п.п.1 п.1 ст. 14, п.п.1 п.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования прокурора о возложении на Администрацию Кунашакского района организацию перевозку детей на школьных автобусах, соответствующих требованиям ГОСТа Р 51160-98.
Руководствуясь ст. 194,197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Кунашакского муниципального района в части не оснащения удерживающими устройствами для детей; выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке»; устройством ограничивающим скорость, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», следующих школьных автобусов:
1) марки <данные изъяты>, год изготовления 1997, идентификационный №;
2) марки <данные изъяты>, год изготовления 2003, идентификационный №;
3) марки <данные изъяты> год изготовления 2005, идентификационный №;
4) марки <данные изъяты>, год изготовления 2001, идентификационный №;
5) марки <данные изъяты>, год изготовления 1996, идентификационный №;
6) марки <данные изъяты>, год изготовления 2003, идентификационный №;
7) марки <данные изъяты>, год изготовления 2003, идентификационный №;
8) марки <данные изъяты>, год изготовления 2001, идентификационный №;
9) марки <данные изъяты>, год изготовления 2004, идентификационный №.
Обязать администрацию Кунашакского муниципального района организовать перевозку детей по маршрутам: д. <адрес> – д. <адрес> и обратно; д. <адрес> – д. <адрес> и обратно; д. <адрес> – <адрес> и обратно; д. <адрес> - <адрес> и обратно; д. <адрес> – <адрес> и обратно; д. <адрес>, <адрес>, д. <адрес> – <адрес> и обратно; д. <адрес>, д. <адрес> – <адрес> и обратно; ст. <адрес>, д.<адрес> – <адрес> и обратно; д. <адрес> – <адрес> и обратно, на школьных автобусах, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий Ю.Ш. Карипова