РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с.Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Нуретдиновой Н.Г.
при секретаре Имангуловой Ю.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодовой Б. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района, Администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» об обязании оформить удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, полученным в результате аварии на ПО «Маяк», выплате единовременной компенсации по случаю потери кормильца, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, о признании незаконным и отмене постановления главы <данные изъяты> сельского поселения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению и в Сводном списке граждан-получателей субсидий по Кунашакскому муниципальному району и по Челябинской области вместо умершего супруга
У С Т А Н О В И Л:
Солодова Б. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района об установлении факта смерти ФИО2 вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, полученным в результате аварии на ПО «Маяк», возложении обязанности на Министерство социальных отношений Челябинской области оформить удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, полученным в результате аварии на ПО «Маяк» и выплатить единовременную компенсацию по случаю потери кормильца, возложении обязанности на Министерство по экологической и радиационной безопасности Челябинской области выдать ей и ее семье государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Челябинской области с составом семьи из 5 человек.
В последующем Солодова Б. предъявила дополнительные исковые требования к Администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» о признании незаконным и отмены постановления главы администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2» и восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению и в Сводном списке граждан-получателей субсидий по Кунашакскому муниципальному району и по Челябинской области вместо умершего супруга ФИО2.
В судебном заседании представитель истца Хайретдинов Р.Р. поддержал исковые требования частично и в обоснование пояснил, что муж истицы ФИО2 являлся пострадавшим от воздействия радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и страдал онкологическим заболеванием. Согласно решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ онкологическое заболевание ФИО2 связано с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк». ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер и не успел получить удостоверение, выдаваемое гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, связанные с радиационным воздействием. Согласно решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ причина смерти ФИО2 от онкологического заболевания связана с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк». На день смерти ФИО2 истица состояла с ним в браке, являлась пенсионером, т.е. находилась на его иждивении. Согласно действующего законодательства семьям, потерявшим кормильца вследствие аварии на ПО «Маяк», выплачивается единовременная компенсация. Солодова Б. обратилась в Управление социальной защиты населения с заявлением о выплате ей единовременной компенсации, однако ей отказали по тем основаниям, что на момент смерти ее супруг не имел соответствующего удостоверения. Считает отказ УСЗН незаконным, поскольку ФИО2 не успел получить удостоверение в связи со смертью, он имел статус, перенесшей лучевую болезнь, поэтому истица имеет право на получение единовременной компенсации. Кроме того, ФИО2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоял в Сводном списке граждан-получателей субсидий по Челябинской области с составом семьи 5 человек. Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью. Указанное постановление является незаконным, поскольку Солодова Б. и члены ее семьи проживают в жилом доме <адрес>, который признан непригодным для проживания. Считает, что истица и члены ее семьи имеют право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании Солодова Б. поддержала исковые требования по тем же основаниям, отказалась от требований об установлении факта смерти ФИО2 вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, полученным в результате аварии на ПО «Маяк», поскольку решением экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что причина смерти ФИО2 связана с радиационным воздействием.
Представитель ответчика- юрисконсульт УСЗН администрации Кунашакского муниципального района Нургалеева М.Ф. не согласна с иском и пояснила, что ФИО2 состоял на учете в УСЗН как пострадавший от аварии на ПО «Маяк». Солодова Б. обращалась в УСЗН с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как супруге умершего, но ей было отказано, поскольку ею не были предоставлены документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении умершего супруга.
3 лица- ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика- Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, представили отзыв, где указали, что ФИО2 имел удостоверение эвакуированного из <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он состоял в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека. В связи со смертью ФИО2 был исключен из Сводного списка. В соответствии с действующим законодательством в случае смерти гражданина, имеющего удостоверение эвакуированного, на членов семьи право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета не распространяется.
Представитель ответчика- Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, представили отзыв, где указали, что не согласны с иском по тем основаниям, что действующим законодательством выдача удостоверений о праве на меры социальной поддержки членам семьи, потерявшим кормильца из числа лиц, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие деятельности ПО «Маяк», не предусмотрена. Порядок выплаты единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, получивших лучевую болезнь, определен Правилами выплаты, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907, согласно которого члены семьи, потерявшие кормильца обращаются в органы социальной защиты населения по месту жительства с заявлением, к которому прилагаются следующие документы: заверенные копия удостоверения умершего кормильца, копия свидетельства о смерти, копия экспертного заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями радиации, копия свидетельства о браке, документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца. Солодовой Б. не в полном объеме представлены документы, позволяющие признать ее членом семьи, потерявшей кормильца из числа граждан, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием.
Представители ответчиков-Администрации МО <данные изъяты> сельское поселение», администрации Кунашакского муниципального района в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым частично удовлетворить исковые требования.
Из материалов дела следует, что ФИО2 имел удостоверение эвакуированного из населенного пункта <данные изъяты> в 1957 году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и состоял в Сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека, что подтверждается удостоверением № выданного Администрацией Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, Сводными списками граждан-получателей субсидий по Кунашакскому муниципальному району и по Челябинской области.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 страдал онкологическим заболеванием, решением межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № онкологическое заболевание ФИО2 связано с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк».
Согласно свидетельства о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ
Решением межведомственного экспертного совета № от ДД.ММ.ГГГГ причина смерти от онкологического заболевания ФИО2 связана с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк».
Согласно ст. 11 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, получивших лучевую болезнь…, гарантируется предоставление компенсаций, предусмотренных статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантированные при жизни гражданина, получившего заболевания, связанные с радиационным воздействием, сохраняются за семьями, потерявшим кормильца, в случае если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Согласно ст.39 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере <данные изъяты> руб. (с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> руб. 62 коп.).
Порядок выплаты единовременной компенсации определен Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907.
Согласно Правилам, члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в статьях 39 и 41 Закона, прилагают к заявлению следующие документы, дающие право на меры социальной поддержки: а) заверенная копия удостоверения умершего участника ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС, б) заверенная копия свидетельства о смерти кормильца, в) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью 4 статьи 39 Закона, г) заверенная копия свидетельства о браке, д) документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.
Согласно ст. 14 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, связанные с радиационным воздействием имеют право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3,7, 8,12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.
Меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» в настоящее время реализуются в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050. Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Согласно ст. 9 ч. 2 и 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Из материалов дела видно, что Солодова Б. состояла в браке с ФИО2, является пенсионеркой, однако в судебное заседание не представила доказательства, подтверждающие факт нахождения на иждивении умершего, хотя суд предоставил возможность предоставить доказательства.
В связи с тем, что Солодовой Б. не представлены доказательства, позволяющие признать ее членом семьи, потерявшей кормильца из числа граждан, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании единовременной компенсации в связи с потерей кормильца и выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. Кроме того, Солодова Б. не является пострадавшей от аварии на ПО «Маяк» и не может быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о выдаче удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием в результате аварии на ПО «Маяк», поскольку действующим законодательством не предусмотрена выдача удостоверений о праве на меры социальной поддержки членам семьи, потерявшим кормильца из числа лиц, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием. Меры социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется при наличии документов, предусмотренных Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 31.121.2004 г. № 907.
Из материалов дела следует, что постановлением главы МО <данные изъяты> сельсовет» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исключен из списка нуждающихся в жилищных условиях в связи со смертью.
Cуд считает необходимым отменить постановление главы администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить Солодову Б. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению, т.к. в судебном заседании не установлены основания, предусмотренные ст.56 ЖК РФ для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Солодова Б. состояла в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению в качестве члена семьи ФИО2 с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, жилищные условия Солодовой Б. не улучшились, она проживает в жилом доме <адрес>, который заключением межведомственной комиссии Кунашакского района от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.56 ЖК РФ, ст.194,197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление главы Администрации муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ФИО2.
Восстановить Солодову Бадрисофу в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ вместо умершего супруга ФИО2.
В иске Солодовой Б. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации Кунашакского муниципального района об обязанности выдать удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, полученным в результате аварии на ПО «Маяк», выплате единовременной компенсации по случаю потери кормильца, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Челябинской области с составом семьи из 5 человек отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий Н.Г. Нуретдинова