2-393/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего Нуретдиновой Н.Г.
при секретаре Тафтеевой М.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Усть-Багарякское сельское поселение», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании права собственности на жилой дом за умершей, возникшее при ее жизни и включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом в порядке наследования
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Усть-Багарякского сельского поселения, Управлению Росреестра по <адрес> о признании права собственности на жилой дом <адрес>, площадью 51, 40 кв.м. за умершей ФИО3, возникшее при ее жизни и включении жилого дома в наследственную массу, признании за ним права собственности на указанный жилой дом в порядке наследования по завещанию, указав в исковом заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его бабушка ФИО3, после её смерти в качестве наследственного имущества остался жилой дом, расположенный по адресу <адрес> <адрес>. При жизни его бабушка ФИО3 составила завещание согласно которого все имущество завещала ему. Он хотел принять указанное недвижимое имущество, однако на указанный жилой дом отсутствуют правоустанавливающие документы. Указанный жилой дом внесен в похозяйственные книги, расположен на земельном участке общей площадью 1700 кв.м., был предоставлен ФИО3 на праве постоянного бессрочного пользования.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался, на исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело без его участия с участием представителя.
Третье лицо ФИО4 (соседний землепользователь) пояснила, что возражений по иску Султанова не имеет, он присматривает за домом после смерти бабушки, спора с соседними землепользователями по границам земельного участка не имеется.
Представители ответчиков - администрации МО «Усть-Багарякское сельское поселение», Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия их представителей, направили отзыв, возражений по заявлению не имеют. Также в судебное заседание не явились нотариус НО <адрес>, третье лицо (соседний землепользователь) ФИО5, извещались надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, так как о дне слушания извещались надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица и исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что жилой дом <адрес> был построен в <адрес> г. супругами ФИО3 и ФИО6, они вместе с детьми проживали в указанном доме по день смерти, что, что подтверждается похозяйственными книгами Усть-Багарякского сельского Совета.
Согласно выписки из похозяйственной книги выданной Администрацией Усть-Багарякского сельского поселения земельный участок площадью 1700 кв.м. по адресу: <адрес> принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ФИО3
Согласно свидетельству о смерти ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности ФИО3 на указанный жилой дом было зарегистрировано в похозяйственной книге Усть-Багарякского сельского совета, что подтверждается похозяйственными книгами по Усть-Багарякскому сельскому поселению за 1968-2007 гг.
После смерти ФИО3 нотариусом нотариального округа Кунашакского муниципального района заведено наследственное дело № 16ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о принятии наследства обратился ФИО1
Согласно ст. ст. 8, 130, 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Постановлением Совета Министров СССР «О порядке государственного учета жилищного фонда» от 10.02.1985 г. № 136 предусматривалось, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
В соответствии с указанным постановлением была принята Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации (утв. ЦСУ СССР от 15 июля 1985 г. № 380, ), согласно которой:
- регистрацию домов с обслуживающими их строениями и сооружениями в целях учета принадлежности их в городах, поселках городского типа и сельской местности проводят бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов (п.1.2),
- в сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) основанием для регистрации права собственности на жилые помещения, производимой в порядке настоящей Инструкции, являлись подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также другие документы, подтверждающие право собственности на строения, указанные в п.п. 2.1,2.2 настоящей Инструкции (п.2.3).
Следовательно, выписки из похозяйственных книг в сельской местности являлись документами, устанавливающими право собственности на дом, на основании которых проводилась регистрация права на жилой дом.
С учетом изложенного, суд считает, что право собственности ФИО3 на жилой дом <адрес> было зарегистрировано Усть-Багарякским сельским советом в 1968 г. путем внесения в похозяйственную книгу записи о принадлежности указанного дома.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования и признать право собственности на дом <адрес> за умершей ФИО3, возникшее при ее жизни и включить указанный дом в наследственную массу.
Согласно ст.218 п.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, все свое имущество завещала своему внуку ФИО1, указанное завещание ко дню смерти ФИО3 не отменялось и не изменялось.
В соответствии со ст. 218 п.2 ГК РФ суд считает возможным признать право собственности на жилой дом <адрес> за ФИО1 в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст. 218 ч.2 ГК РФ, ст.ст.194-197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности на жилой дом <адрес>, общей площадью 51,40 кв.м. за умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, возникшее при ее жизни и включить указанное имущество в наследственную массу.
Признать право собственности на жилой дом <адрес>, общей площадью 51,40 кв.м., за ФИО1 в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца через Кунашакский районный суд.
Председательствующий Н.Г. Нуретдинова