Об обязании назначить ежемесячную денежную выплату



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2009г. с.Коркмаскала

Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Н.Ю. Камалова,

при секретаре Н.Я. Гаджиакаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО9 к ГУ-ООПФР по РД в Кумторкалинском районе об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на основании «Удостоверения инвалида оправе на льготы»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО9 обратился в суд с иском к ГУ-ООПФР по РД в Кумторкалинском районе об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на основании «Удостоверения инвалида оправе на льготы», указывая, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой МСЭК Номер обезличен и является инвалидом второй группы бессрочно. В связи с отказом ОСЗН МО «Кумторкалинский район» он обратился в суд с требованием о выдаче ему «Удостоверения инвалида о праве на льготы». Решением Кумторкалинского райсуда от Дата обезличена постановлено: обязать отдел социальной защиты населения МО «Кумторкалинский район» выдать ему «Удостоверение инвалида о праве на льготы». Получив указанное удостоверение, он обратился в отделение пенсионного фонда по Кумторкалинскому району о назначении ежемесячной выплаты, предусмотренной законом. Дата обезличена года он получил отказ в выплате ему ежемесячной выплаты денежных средств на основании удостоверения серии Номер обезличен. Считает такой отказ незаконным. Кроме того, в удостоверении значится, что он является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.

В своих возражениях ГУ-ООПФР по РД в Кумторкалинском районе исковые требования не признает по тем основаниям, что гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрены специальные удостоверения. В Федеральных законах «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» оговорено, что ежемесячные денежные выплаты производятся по одному из оснований, за исключением выплат, предусмотренных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» определена конкретная категория граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату. Граждане, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в этом пункте не упомянуты. Что касается «Удостоверения инвалида о праве на льготы», то оно было установлено постановлением Советов министров СССР от 23 февраля 1981 г. для военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы. Выдача такого удостоверения гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, не предусматривалась (в 1981 году такой категории инвалидов не было). Статус инвалида войны установлен Федеральным законом «О ветеранах». Статьей 4 этого Федерального закона установлено, что к инвалидам войны могут быть отнесены граждане, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при участии в боевых действиях либо в обслуживании воинских частей в период ведения боевых действий.

В судебном заседании истец ФИО9 и его представитель – адвокат Н.А. Абсултанов поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просили удовлетворить их.

Представитель ответчика ГУ-ООПФР по РД в Кумторкалинском районе Г.А. Абдурагимов в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, и просил отказать в удовлетворении иска.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Такой вывод суда основан на следующем:

Судом установлено, что ФИО9 является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом второй группы бессрочно вследствие заболевания, полученного при исполнении "иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.

Указанное подтверждается Удостоверением серии Б Номер обезличен и справкой серии МСЭ-006 Номер обезличен.

Из представленной в суд представителем ответчика справки ГУ-ООПФР по РД в Кумторкалинском районе следует, что ФИО9 получает пожизненно две ежемесячные денежные выплаты: по категории «Инвалиды» на основании п.1 ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и по категории «Инвалиды вследствие ЧАЭС» на основании п.2 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как разъяснено в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 года "Удостоверение инвалида о праве на льготы" было установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.

Согласно п. 27 указанного Положения льготы для инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные вышеназванным Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

Однако на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала.

Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Следовательно, граждане - инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении "иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается "удостоверение инвалида о праве на льготы".

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (с последующими изменениями) меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.

Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.

Так, в соответствии с подп. "а" данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма". Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта "г" этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".

Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17.

Как следует из п. 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма".

Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. п. 9 - 12 Разъяснения от 15 апреля 2003 г. N 17 с иными формулировками, например "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".

Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма", на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.

Оценив относимость, допустимость и достоверность представленных сторонами доказательств и их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд приходит к убеждению в том, что исковые требования ФИО9 являются необоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО9 к Государственному учреждению – Отделу Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Кумторкалинском районе об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на основании «Удостоверения инвалида о праве на льготы» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий-