О признании незаконным договора аренды



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2008г. с.Коркмаскала

Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Камалова Н.Ю.,

при секретаре Гаджиакаевой Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, РД, МО «Кумторкалинский район» и неопределенного круга лиц к ФИО2 и Администрации МО «Новолакский район» о признании недействительным договора аренды земельного участка площадью 0,09га от Дата обезличенаг., заключенного между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района и ФИО2, сносе самовольного строения и взыскании в доход бюджета МО «Кумторкалинский район» с ФИО2 935 337р. в счет возмещения ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и деградацией лесных почв,

У С Т А Н О В И Л:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ, РД, МО «Кумторкалинский район» и неопределенного круга лиц к ФИО2 и Администрации МО «Новолакский район» о признании недействительным договора аренды земельного участка площадью 0,09га от Дата обезличенаг., заключенного между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района и ФИО2, сносе самовольного строения и взыскании в доход бюджета МО «Кумторкалинский район» с ФИО2 935 337р. в счет возмещения ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и деградацией лесных почв, указывая, что постановлением заместителя главы администрации ... Новолакского района от Дата обезличенаг. за Номер обезличен ФИО2 выделен на праве аренды земельный участок площадью 0.09га из земель, находящихся в ведении администрации ..., поручено комитету по имуществу заключить договор его аренды и предложено ФИО2 зарегистрировать право в установленном порядке.

На основании данного постановления между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района и ФИО2 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от Дата обезличенаг. за Номер обезличен, согласно которому ФИО2 предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 0,09га за кадастровым номером Номер обезличен из земель, находящихся в ведении администрации ... Новолакского района РД.

Дата обезличенаг. Новолакским филиалом ФГУ «Земельно-кадастровая палата по РД» ФИО2 выдан кадастровый план земельного участка общей площадью 0.09 га за Номер обезличен с указанием местоположения: ... и категории: «Земли особо охраняемых территорий», кадастровый номер Номер обезличен.

Представив вышеуказанные документы в Дагестанскую республиканскую регистрационную палату, ФИО2 получено свидетельство Номер обезличен за № Номер обезличен от Дата обезличенаг. о государственной регистрации права на аренду земельного участка площадью 900м2, расположенного по адресу: ..., на землях администрации ..., кадастровый номер Номер обезличен.

Дата обезличена года по передаточному акту ФИО2 принят от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района земельный участок площадью 900м2.

На основании вышеуказанных документов на береговой полосе Каспийского моря, прямо у уреза воды, на административной территории Кумторкалинского района, ФИО2 на полученном земельном участке общей площадью 0,09га возведен 2-х этажный жилой дом размерами 12м. на 10м. По периметру земельный участок огорожен капитальным кирпичным забором высотой 3м 50см. В процессе строительства уничтожен плодородный слой лесных почв на площади 900м2 и порублены сырорастущие деревья породы вяз общим объемом древесины 0,9м3., вследствие чего лесному фонду причинены убытки на общую сумму 935 337р.

Земельный участок, полученный ФИО2, является частью земельного участка общей площадью 200га, отведенного постановлением 3 съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991г. «Об отводе земель для вновь образуемого Новолакского района», постановлением администрации Кумторкалинского района от 17.06.1994 №20 и распоряжением Совета Министров – Правительства РД от 5 июля 1994г. №300-р, на побережье Каспийского моря на административной территории Кумторкалинского района сельскохозяйственным организациям Новолакского района, в том числе СХПК «Правда» ... Новолакского района, из земель Махачкалинского мехлесхоза как леса колхозов и совхозов без права использования на социально-бытовые и хозяйственные нужды.

Из пункта 2 ст.101 Земельного кодекса РФ, действовавшего на момент заключения договора, и ст.7 Лесного кодекса РФ следует, что границы земель лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

По материалам лесоустройства, проведенного Украинским лесоустроительным предприятием в Дата обезличена г., данный участок земли относится к землям лесного фонда 19 квартала Ленинского лесничества Махачкалинского мехлесхоза.

Согласно приложению №3 к распоряжению Совета Министров РСФСР от 12.06.1987г №739-р леса 1-48 кварталов Ленинского лесничества Махачкалинского мехлесхоза являются лесами 1 группы категории защитности «противоэрозийные леса».

Приказом Министерства лесного хозяйства Дагестанской АССР № 88 от 27 июня 1990г. «О реорганизации лесничеств Махачкалинского лесхоза» Ленинское лесничество Махачкалинского лесхоза было упразднено и лесные кварталы Ленинского лесничества включены в состав Сулакского лесничества.

Приказом от Дата обезличенаг. Номер обезличен 19 квартал перенумерован в 79 квартал Сулакского лесничества Махачкалинского мехлесхоза и на момент отвода сельскохозяйственным организациям Новолакского района вышеуказанные 200 га земель лесного фонда относились к этому кварталу.

Земельный участок, предоставленный ФИО2, находится в выделе 16 квартала 79 бывшего Махачкалинского мехлесхоза.

В соответствии с п.2 ст.8 Земельного кодекса РФ категории земель указываются в актах федеральных органов исполнительской власти, актах органов исполнительской власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Из Приложений к распоряжению Совета Министров-Правительства РД от 05.07.2004 №300-р., постановлению Правительства РД от 29 октября 2002г. №222 «О передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям в Республике Дагестан», постановлению администрации Кумторкалинского района от 17.06.1994 №20, государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданного Кумторкалинским райкомземом колхозу «Победа» Новолакского района, прилагаемых к нему экспликации земель и чертежа границ земель следует, что в составе земель указанного колхоза в пределах административной территории Кумторкалинского района имеется 8га лесов, расположенных на побережье Каспийского моря на участке «Черные камни».

Статус земельного участка общей площадью 200га, отведенного для переселения лакского народа, как земель лесного фонда, подтвержден и вступившими в законную силу решениями Арбитражного Суда РД от Дата обезличена г. по делу №Номер обезличен, от Дата обезличена по делу №Номер обезличен, от Дата обезличена г. №Номер обезличен и от Дата обезличена по делу № Номер обезличен. При принятии решения от Дата обезличена по делу №Номер обезличен Арбитражный суд РД не руководствовался и не применил постановление Государственного Совета РД от Дата обезличена Номер обезличен, предусматривающее передачу земель колхозов Новолакского района в ведение сельских администраций Новолакского района, как принятое Государственным Советом РД с превышением своей компетенции.

В силу ч.2 ст.120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Следовательно, ФИО2 предоставлен земельный участок, отнесенный к категории земель лесного фонда.

Как определено в ст.17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно ст.19 Лесного кодекса РФ, действовавшего на момент вынесения решения о предоставлении земельного участка гр. ФИО2, ч.1 ст.8 действующего Лесного кодекса РФ и ст.3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 4 декабря 2006г. № 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в государственной собственности РФ (в федеральной собственности).

Кроме того, постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977г. №105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» побережье Каспийского моря отнесено к курортной зоне республиканского значения.

В соответствии с п.5 Постановления Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. №654 «Об утверждении положения о курортах», действовавшего на момент издания вышеуказанного постановления, курорты могли быть общесоюзного, республиканского и местного значения, а отнесение курортов к курортам республиканского значения производилось Советами Министров союзных республик по совместному представлению ВЦСПС и Министерства здравоохранения союзной республики.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что побережье Каспийского моря является курортной зоной федерального значения.

Согласно ч.6 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Данный земельный участок находится в пределах границ 1 зоны округа санитарной охраны данной курортной местности, установленных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27 мая 1993г. №498 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан», и тем самим является земельным участком, находящимся в федеральной собственности.

Пунктом 3 ст.3 Земельного кодекса РФ определено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в статьях 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. В частности, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьями 34 и 35 Лесного кодекса РФ (в редакциях, действовавших на момент вынесения решения, заключения договора аренды) было установлено, что участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Лесные конкурсы организуются и проводятся территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством. Участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участков лесного фонда.

Статьи 41, 71 и 74 ныне действующего Лесного кодекса РФ также предусматривают предоставление лесов для осуществления рекреационной деятельности в аренду только по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Администрация ... Новолакского района не является собственником предоставленного гр. ФИО2 земельного участка, законом органы местного самоуправления не уполномочены распоряжаться земельным участком лесного фонда.

Приняв решение о предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заместитель главы администрации ... Новолакского района и, заключив договор аренды этого земельного участка, комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района превысили свои полномочия, и в нарушение вышеуказанных норм законов распорядились чужим имуществом.

По протесту прокурора от Дата обезличенаг. постановлением заместителя главы администрации ... Новолакского района от Дата обезличена г. Номер обезличен постановление зам. главы администрации ... Новолакского района РД от Дата обезличена Номер обезличен «О выделении земельного участка площадью 0.09га ФИО2» отменено как противоречащее закону.

Таким образом, договор аренды земельного участка от Дата обезличенаг. за Номер обезличен между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района и ФИО2 заключен с нарушением установленного законодательством порядка предоставления земель лесного фонда, на которых объявлен режим особо охраняемой природной территории.

Согласно ст.168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, в связи с чем указанный договор аренды земельного участка является ничтожной сделкой.

Ничтожная сделка в соответствии со ст.167 ГК РФ недействительна с момента его совершения и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученные по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Как определено в п.2 ст.62 и п.3 ст.76 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно ч.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из вышеприведенного следует, что объекты капитального строительства созданы на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 34 и 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение и строительство зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Запрещается строительство объектов без утвержденных проектов.

Статьями 32,33,37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 42 и 65 Лесного кодекса РФ, ст.105 Водного кодекса РФ и ст.12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», действовавшими на момент заключения договора и строительства объектов, предусматривалось возведение объектов капитального строительства на землях лесного фонда и в водоохранных зонах по разработанным проектам использования земельного участка и строительства объектов, проведения по ним государственной экологической экспертизы и получения его положительного заключения, по согласованию с органами управления лесным и водным фондами, а осуществление лесопользования (снятие лесных почв, вырубка деревьев и т.д.) - на основании лесного и лесорубочных билетов, что не выполнено при строительстве коттеджей, вырубке деревьев и снятии лесной почвы на данном земельном участке.

Из ст.ст. 61 и 62 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1988 №73-ФЗ и ст.ст. 48 и 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ следует, что строительство объектов капитального строительства осуществляется по разработанному проекту на основании разрешения на строительство.

Разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта строительства коттеджа ФИО2 не имеет, разрешение на строительство этих объектов, вырубку деревьев и производство работ в лесном фонде им не получено, т.е. строительство и лесопользование произведено без необходимых разрешений.

Согласно ст.52 названного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Как следует из ст.59 названного Закона, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Из п.7 ст.95 Земельного кодекса РФ, ч.2 ст.6, ч.4 ст.12, ст.25,102,103,104 и 105 Лесного кодекса РФ, ст.63 и 64 Водного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и пунктов 12 и 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. №1425, следует, что в водоохраной зоне водного объекта, в пределах первой зоны округа санитарной охраны курортной местности запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, в том числе строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, проведение сплошных рубок леса.

Статьей 6 Водного кодекса РФ определено, что каждый гражданин праве иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы составляет 20 м. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т.ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Самовольным строительством на данном земельном участке и его использованием грубо нарушаются требования законодательства об охране окружающей среды, изменяется целевое назначение земель лесного фонда, на которых объявлен режим особо охраняемой природной территории, ухудшается экологическая обстановка в водоохраной зоне Каспийского моря, имеющей особое рекреационное и оздоровительное значение, права и интересы Российской Федерации как собственника земли, Республики Дагестан – как субъекта, уполномоченного на управление и распоряжение землями лесного фонда, Государственного учреждения «Дагестанское управление сельскими лесами», на которого в соответствии постановлением Правительства РД от 25.10.2005 г.№175 «О государственном учреждении «Дагестанское Управление сельскими лесами» возложено выполнение функций управления и контроля в лесном фонде, находящемся в пользовании сельскохозяйственных организаций, МО «Кумторкалинский район», на административной территории которого расположены природные объекты, которым причинен вред и неограниченного круга лиц (предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 1 Земельного кодекса и ст.1 Лесного кодекса РФ права граждан на благоприятную окружающую природную среду и на благоприятные условия жизни и здоровья, отдыха и купания в традиционном месте на побережье моря).

Поскольку вышеуказанный земельный участок должен использоваться в соответствии с целевым его назначением, деятельность ответчика по его использованию, в том числе по порубке лесонасаждений, возведению на нем объектов капитального строительства, заграждающих береговую полосу водного объекта общего пользования - Каспийского моря, противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает права и интересы других лиц. Дальнейшее его использование может привести в последующем к негативным изменениям качества окружающей среды, в том числе к загрязнению вод, атмосферного воздуха, невозможности для граждан использования береговой полосы для отдыха, купания, прохода и других целей, выводу данного земельного участка из состава особо охраняемой природной территории.

Как следует из частей 2 и 3 ст.222 Гражданского кодекса РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Из требований ст.1064 и 1065 ГК РФ, ст.77, 78 и 80 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.60,62 и 76 Земельного кодекса РФ следует, что лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме и нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. По решению суда виновное лицо может быть принуждено к сносу незаконно возведенных строений и прекращению деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом.

Размер причиненного незаконной порубкой деревьев и деградацией лесных почв вреда определен Управлением Росприроднадзора по РД в соответствии с требованиями ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» по Таксам для исчисления размера взысканий за ущерб лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 388.

Как определено в ст.22 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.» суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), подлежат зачислению в бюджет муниципального района по месту нахождения природного объекта.

В своем отзыве соистец – глава администрации МО «Кумторкалинский район» исковые требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

В своем отзыве ответчик – глава администрации МО «Новолакский район» исковые требования прокурора не признал и просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель истца – помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил признать недействительным договор аренды земельного участка площадью 0.09га от Дата обезличенаг., заключенный между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района и ФИО2, обязать последнего освободить земельный участок и снести возведенные на нем самовольные строения, взыскать в доход бюджета МО «Кумторкалинский район» с ФИО2 935 337р. в счет возмещения ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и деградацией лесных почв.

Представитель соистца МО «Кумторкалинский район» ФИО7 в судебном заседании исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик ФИО2 и его представитель – адвокат Маматов Р.Я. в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что ФИО2 Дата обезличена года колхозом им. Правда Новолакского района на законных основаниях предоставлен в аренду спорный земельный участок. В последующем аналогичный договор заключен с комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района. Условия договора аренды он не нарушил. Никаких самовольных строений он на этом земельном участке не возводил, деревьев не рубил, и плодородного слоя почвы не уничтожал. Им получены необходимые разрешения на строительство по согласованию со всеми соответствующими службами. Возведенные им строения соответствуют всем строительным нормам и правилам. С 1999 года его неоднократно проверяли многочисленные контролирующие и надзирающие органы, в том числе прокуратура Кумторкалинского района, прокуратура Новолакского района и прокуратура Республики Дагестан. Ленинским районным судом г.Махачкалы признано незаконным постановление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора от Дата обезличенаг. о возбуждении в отношении него уголовного дела. Государственным органам и органам прокуратуры было известно о предоставлении данного земельного участка ФИО2 со дня заключения первого договора аренды, т.е. с Дата обезличена года. Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Исполнение сделки по договору аренды началось в Дата обезличена году. Истцом пропущен срок исковой давности. Просят применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика МО «Новолакский район» ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что ФИО2 Дата обезличена года колхозом им. Правда Новолакского района на законных основаниях предоставлен в аренду спорный земельный участок. В последующем аналогичный договор заключен с комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района на основании постановления главы администрации ... Новолакского района РД от Дата обезличена года за Номер обезличен. Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, а не лесного фонда. Условия договора аренды Гаджиалиев не нарушил. Никаких самовольных строений он на этом земельном участке не возводил, деревьев не рубил, плодородного слоя почвы не уничтожал. Просит отказать в удовлетворении иска.

Извещенные надлежащим образом соистцы – Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом и Правительство РД, а также заинтересованные лица – ГУ «Дагсельлес» и СХПК «Правда» явку в суд своих представителей не обеспечили и не сообщили об уважительных причинах неявки.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Такой вывод суда основан на следующем:

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Постановлением главы администрации Новолакского района РД от Дата обезличенаг. Номер обезличен на основании заявления ФИО2 ООО «Земля» поручено подготовить межевое дело запрашиваемого земельного участка площадью 0,09 га из земель, переданных Постановлением Государственного Совета РД №108 от 25.08.2003г. в ведение сельских муниципальных образований, Росземкадастру поручено присвоить кадастровый номер отведенному участку, комитету по управлению муниципальной собственностью поручено заключить арендный договор.

Постановлением главы администрации ... Новолакского района РД от Дата обезличена года за Номер обезличен ФИО2 выделен на праве аренды земельный участок площадью 0,09 га из земель, находящихся в ведении администрации ..., поручено комитету по имуществу заключить договор его аренды и предложено ФИО2 зарегистрировать право в установленном порядке.

На основании данного постановления между комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка от Дата обезличенаг. Номер обезличен, согласно которому ФИО2 предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 0,09га за кадастровым номером Номер обезличен из земель, находящихся в ведении администрации ... Новолакского района РД.

Дагестанской республиканской регистрационной палатой ФИО2 выдано свидетельство Номер обезличен за № Номер обезличен от Дата обезличенаг. о государственной регистрации права аренды земельного участка площадью 900м2, расположенного по адресу..., на землях администрации ..., кадастровый номер Номер обезличен.

Дата обезличена года по передаточному акту ФИО2 принят от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района земельный участок площадью 900м2.

Согласно техническому паспорту на этом земельном участке ФИО2 возведен семейно-оздоровительный комплекс.

Согласно представленных ответчиком писем Госкомзема РД, Министерства строительства и архитектуры РД, Дагестанской специализированной морской инспекции МПР РФ, строительство предварительно согласовано с ними.

Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Судом установлено и этого не отрицают стороны, что земельный участок, выделенный ФИО2, является частью земельного участка общей площадью 200га, расположенного в 79 квартале Сулакского лесничества Махачкалинского лесхоза, отведенного постановлением 3 съезда народных депутатов Дагестанской ССР от Дата обезличенаг. «Об отводе земель для вновь образуемого Новолакского района» и распоряжением Совета Министров – Правительства РД от Дата обезличенаг. Номер обезличен, вновь организуемым хозяйствам Новолакского района как леса колхозов и совхозов без права использования на социально-бытовые и хозяйственные нужды.

Вышеуказанный земельный участок в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.06.1986г. №262 входил в городскую черту города Махачкалы и был отнесен к категории защитности – городские леса лесов первой группы.

Как следует из письма Комитета Правительства РД по лесному хозяйству от Дата обезличенаг. №Номер обезличен соответствующие изменения в материалы государственного учета лесного фонда своевременно не были внесены, хотя по земельному балансу Управления Роснедвижимости по Республике Дагестан этот участок исключен из состава земель лесного фонда. Данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и на него не зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Из письма Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от Дата обезличенаг. №Номер обезличен следует, что Лесным кодексом РФ (статьи 7, 10), вступившим в силу Дата обезличенаг., было установлено, что леса, расположенные на землях поселений, в состав лесного фонда не входят. Таким образом, леса, расположенные в границах черты поселений, установленной до вступления в силу Лесного кодекса РФ от 29.01.1997г. №22-ФЗ, подлежат исключению из состава земель лесного фонда и передаче в состав земель поселений, что не требует принятия дополнительных распорядительных документов.

В соответствии с п.10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса. В частности, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Постановлением Государственного Совета РД от 25 августа 2003 г. N 108 земли, отведенные постановлением III Съезда народных депутатов ДССР от 23 июля 1991 г. "Об отводе земель для вновь образуемого Новолакского района" для переселения лакского населения Новолакского района и закрепленные за переселяемыми хозяйствами района, переданы в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района.

Следовательно, администрация ... Новолакского района правомерно распорядилась своим земельным участком, а комитет по управлению муниципальной собственностью правомерно заключил договор аренды этого участка с ФИО2

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г.Махачкалы от Дата обезличенаг. установлена недостаточность данных, указывающих на возведение ФИО2 самовольного строения и причинения ущерба незаконной порубкой деревьев и деградацией лесных почв, и постановление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора от Дата обезличена года о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 262 и 330 ч.1 УК РФ, признано незаконным.

Постановлением и.о. следователя прокуратуры Кумторкалинского района РД от Дата обезличенаг. отказано в возбуждении уголовного дела по факту незаконной вырубки деревьев и уничтожения плодородного слоя почвы ФИО2 в связи с отсутствием в его действиях составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 262 и 330 ч.1 УК РФ.

Истцом не представлено суду достоверных доказательств того, что спорный земельный участок является участком земли лесного фонда и собственностью Российской Федерации, а строительство на этом участке семейно-оздоровительного комплекса может оказать негативное воздействие на окружающую среду и нарушить права и интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах несостоятельна ссылка истца на нарушение норм Лесного, Водного и Градостроительного кодексов РФ, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «О природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Кроме того, судом установлено, что ответчик ФИО2 Дата обезличена года заключил договор аренды спорного земельного участка с колхозом им. Правды Новолакского района. В последующем Дата обезличена года им же заключен аналогичный договор с комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Новолакского района.

Истцом заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Суд считает установленным, что исполнение оспариваемой сделки началось ранее Дата обезличена года, что подтверждается справкой комиссии в составе руководителей и прокуроров Кумторкалинского и Новолакского районов, а также представителя прокуратуры РД.

Истцом пропущен срок исковой давности, и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется.

Доводы представителя истца о том, что о нарушении прав РФ, РД, МО «Кумторкалинский район» и неопределенного круга лиц им стало известно Дата обезличенаг. в ходе проведения проверки совместно с Управлением Росприроднадзора по РД суд считает несостоятельными, так как прокурорам Кумторкалинского и Новолакского районов, а также прокурору РД данный факт согласно вышеуказанной справки комиссии был известен еще Дата обезличена года, а в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001г. № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Дата обезличенаг. судом объявлена резолютивная часть решения, мотивированное решение составлено Дата обезличенаг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, РД, МО «Кумторкалинский район» и неопределенного круга лиц к ФИО2 и Администрации МО «Новолакский район» о признании недействительным договора аренды земельного участка площадью 0,09га от Дата обезличенаг., заключенного между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новолакского района и ФИО2, сносе самовольного строения и взыскании в доход бюджета МО «Кумторкалинский район» с ФИО2 935 337 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и деградацией лесных почв, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий -