№ 2-894-2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 26 июля 2010 года
Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Шухардиной Г.Ю.,
при секретаре Гусаренковой Л.Р.,
с участием заявителя Струковой И.А., представителя заявителей Струкова С.В. и Струковой И.А. - Ахмадиева В.А., действующего на основании доверенностей № 2740 и № 2741 от 19 апреля 2010 года,
заинтересованного лица представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по РБ Аминова Р.Х., действующего на основании доверенности от 10 февраля 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Струкова Сергея Владимировича и Струковой Ирины Александровны на неправомерные действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по Республике Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
Струков С.В. и Струкова И.А. обратились в суд с жалобой на неправомерные действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по РБ, мотивируя свое требование тем, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 23 июня 2003 года № 76 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (закон вступил в силу с 01 января 2004 года) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего ФЗ, до 01 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту жительства следующие документы: (указан перечень документов). В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего закона, предусмотренный данной статьей обязанности, государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 2005 года утрачивает силу. С 01 января 2005 года они не являются индивидуальными предпринимателями, предпринимательскую деятельность не осуществляют, поскольку заявление о проведении регистрации и необходимые для этого документы в соответствии с требованиями законодательства в регистрирующий орган они не представляли. Им не был выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Из чего следует, что они не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и страховые взносы они не должны уплачивать. О внесении записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении них узнали только после вызова 02 марта 2010 года к судебному приставу-исполнителю. Внесение записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении них в качестве индивидуальных предпринимателей налагают на них дополнительные обязанности по представлению отчетности и уплаты страховых взносов в УПФ РФ.
Просят признать записи об индивидуальных предпринимателях Струковых И.А. и С.В. в Едином Государственном реестре индивидуальных предпринимателей незаконными и аннулировать их с 01 января 2005 года.
В судебное заседание заявитель Струков С.В. не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Ахмадиева В.А.
Заявитель Струкова И.А. в судебном заседании поддержала жалобы, привела изложенные в ней доводы, пояснила, что с 01 января 2005 года они с мужем в налоговую инспекцию не предоставляли никакие отчеты, их к ответственности за не предоставление отчетов не привлекали. На бланках ее и супруга заявлений по форме Р27001 имеется карандашная отметка «на закрытие», такая же отметка имеется и на копии заявления, полученной ею в феврале 2010 года в регистрирующем органе. На бланке заявления, имеющегося в регистрационном деле, данная отметка стерта, но видны следы старой записи.
Представитель заявителей Ахмадиев В.А. поддержал требование своих доверителей, пояснил, что физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу закона № 76 от 23 июня 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц» до 01 января 2005 года обязаны представить в регистрирующий орган по месту жительства следующие документы: 1) копию основного документа, удостоверяющего личность как гражданина РФ на территории РФ в случае, если указанное лицо является гражданином РФ. Струковы являются гражданами РФ и соответственно должны были представить копии своих паспортов; 2) документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя. В регистрационном деле Струкова С.В. кроме заявления никакие документы не представлялись. Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, до сих пор находится у Струкова С.В. на руках. Статьей 3 ФЗ № 76 от 23 июня 2003 года предусмотрено, что запись о физическом лице, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу указанного закона, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр ИП на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов. Закон предусматривает внесение записи на основании документов, а не заявления. Регистрирующий орган не имел права выносить решение о внесении записи без предоставления копии паспорта и свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Согласно ст.5 п.6 ФЗ от 08 августа 2001 года № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган. В регистрационном деле Струковых таких документов нет, следовательно, решение об их включении в качестве индивидуальных предпринимателей в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей незаконно.
Кроме того, заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, зарегистрированном до 1 января 2004 года, имеющееся в регистрационном деле, не подписано Струковым С.В. Эти же заявления не соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку их подлинность не засвидетельствована в нотариальном порядке.
Заинтересованное лицо представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по РБ Аминов Р.Х. с доводами жалобы не согласился, просил отказать в их удовлетворении, пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2003 года №577 функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с 01 января 2004 года возложены на Министерство РФ по налогам и сборам. Функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с 01 января 2004 года осуществляют территориальные органы МНС России. На основании ФЗ от 23 июня 2003 года № 76 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» всем предпринимателям, зарегистрированным до 01 января 2004 года, нужно в течение года до 01 января 2005 года подать в налоговую инспекцию заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года по форме Р27001. К заявлению прилагаются копии основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства, свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего дату и место рождения, документа, подтверждающего государственную регистрацию лица в качестве ИП. После прохождения перерегистрации в налоговом органе индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными до 01 января 2004 года, документом, подтверждающим такую перерегистрацию, является свидетельство о внесении в Единый государственный реестр ИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года или называемая выписка из ЕГРИП. В налоговый орган 11 декабря 2004 года Струковой И.А. и 22 декабря 2004 года Струковым С.В. были представлены заявления о внесении в Единый государственный реестр ИП записи об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01 января 2004 года. На основании поданных заявлений Струковой И.А. присвоен государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304026234800157, Струкову С.В. 304026235700028. Согласно п.3 ст.3 ФЗ № 76 в случае, если индивидуальный предприниматель не перерегистрируется подобным образом до 01 января 2005 года, то его государственная регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица с этой даты утрачивает силу. Индивидуальные предприниматели, принявшие решение о прекращении предпринимательской деятельности, должны представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме № 26001, утвержденной Правительством РФ, а также документ об уплате государственной пошлины. Струковы не обращались с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме № 26001.
Налоговой инспекцией по почте направлялись Струковым новые свидетельства о государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно письму и.о. руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РБ Афанасьевой О.А. № 0115-0726/3703а от 02 марта 2004 года территориальным налоговым органам МНС России по РБ предложено принимать заявления физических лиц по формам № Р270001 и Р27003 без нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя, в таком случае регистрирующий орган не вправе отказать индивидуальному предпринимателю в приеме заявления по указанным формам.
Кроме того, заявители пропустили сроки давности для обращения с заявлением в суд. В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Доводы представителя заявителей о том, что они только 02 марта 2010 года от судебного пристава-исполнителя узнали о том, что они продолжают считаться индивидуальными предпринимателями необоснованны, поскольку Струковы уплачивали страховые взносы в виде фиксированных платежей, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии, еще в 2007 году, то есть на момент оплаты они знали, что они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
Суд, выслушав заявителя Струкову И.А., представителя заявителей Ахмадиева В.А., представителя заинтересованного лица Аминова М.Х., изучив материалы дела, считает, что жалобы Струкова С.В. и Струковой И.А. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 23 июня 2003 года № 76 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее ФЗ № 76) (закон вступил в силу с 01 января 2004 года) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту жительства следующие документы:
а) копию основного документа, удостоверяющего личность указанного лица как гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является гражданином Российской Федерации);
б) копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как иностранного гражданина (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином);
в) копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как лица без гражданства (в случае, если указанное лицо является лицом без гражданства);
г) копию свидетельства о рождении указанного лица или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, не содержит сведений о его дате и месте рождения);
д) копию документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
е) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства указанного лица в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, или документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
ж) документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Представление данных документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом верность копии документа, представляемой в соответствии с настоящей статьей, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если указанное в абзаце первом части первой настоящей статьи физическое лицо (далее также - заявитель) представляет такую копию в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" расписки.
Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В суде установлено, что постановлением Администрации города Кумертау РБ № 881 от 03 ноября 1997 года Струкова И.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лицал.д.107, 108, 109).
Постановлением Администрации города Кумертау РБ № 144 от 10 февраля 2000 года Струков С.В. зарегистрирован администрацией города Кумертау в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией свидетельства № 5310 от 14 февраля 2000 года о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лицал.д. 66, 91, 92, 93).
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2003 года № 577 государственная регистрация индивидуальных предпринимателей с 01 января 2004 года возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с 01 января 2004 года осуществляют территориальные органы Министерства РФ по налогам и сборам.
На основании ФЗ № 76 22 декабря 2004 года Струков С.В. и 11 декабря 2004 года Струкова И.А. обратились в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 36 по РБ с заявлениями по форме № Р27001 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01 января 2004 года.
Заявления Струкова С.В. и Струковой И.А. были приняты Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 36 по РБ, что подтверждается соответствующими штампами за №№2784, 2700 и расписками в получении документовл.д. 40, 87-90, 103-106).
На основании данных заявлений Струков С.В. и Струкова И.А. были включены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и до настоящего времени числятся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лицал.д. 22-26, 41-45, 46-50).
Согласно Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 439 от 19 июня 2002 года (в редакции Постановления Правительства РФ№ 630 от 16 октября 2003 года), заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением. Кроме того, подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении или сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.
Аналогичный порядок предусмотрен абз.3 п.1 ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии со ст.80 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам РФ. При этом нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным путем.
В нарушение данных требований законодательства подписи заявителей Струкова С.В. и Струковой И.А. в заявлениях по форме № Р27001 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01 января 2004 года, не заверены в нотариальном порядке.
В судебном заседании Струкова И.А. пояснила, что заявление за супруга Струкова С.В. подписала она сама и от его имени подала его в налоговый орган.
Суд не может опровергнуть данный довод Струковой И.А., поскольку подписи Струкова С.В. и Струковой И.А. в заявлениях по форме № Р27001 не заверены в нотариальном порядке.
Ссылка представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по РБ Аминова Р.Х. на письмо и.о. руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РБ Афанасьевой О.А. № 0115-0726/3703а от 02 марта 2004 года, согласно которому территориальным налоговым органам МНС России по РБ предложено принимать заявления физических лиц по формам № Р270001 и Р27003 без нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя, в таком случае регистрирующий орган не вправе отказать индивидуальному предпринимателю в приеме заявления по указанным формам, не принимается судом во внимание, поскольку данное письмо не заверено в установленном законом порядке, оригинал письма суду не представлен, следовательно, оно не может быть признано допустимым доказательством.
Кроме того, в данном письме сказано о том, что регистрирующий орган не вправе отказать индивидуальному предпринимателю в приеме заявления по указанным формам, однако, не сказано о возможности регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Также суд считает, что данный документ носит лишь рекомендательный характер.
В нарушение Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» Струковым С.В. и Струковой И.А. не представлены в регистрирующий орган перечень документов, необходимых для государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей с 1 января 2005г.
Согласно расписке в получении документов, представленных индивидуальными предпринимателями Струковым С.В. и Струковой И.А. в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года, Струков С.В. представил, а регистрирующий орган принял лишь заявление в количестве 3 листов, Струкова И.А. не представила на регистрацию никаких документовл.д. 89, 105).
В бланке заявления по форме № Р27000 нет перечня необходимых для представления документов, представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по РБ Аминовым Р.Х. указанное обстоятельство и не оспаривается, поскольку для перерегистрации они не требовали перечня документов, установленных федеральным законом, однако требования федерального закона носят обязательный характером, следовательно Межрайонная федеральная налоговая служба №36 по РБ обязаны были потребовать у Струкова С.В. и Струковой И.А. перечень необходимых документов.
Также на заявлении Струковой И.А. по форме № Р27001 стоит пометка карандашом «на закрытие», в оригинале заявления, представленном представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по РБ Аминовым Р.Х. на обозрение суду, такая запись отсутствует, однако просматривается стертая запись, что подтверждает доводы Струковой И.А. о том, что в связи с отсутствием в налоговом органе соответствующих бланков заявлений о прекращении деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей ей был выдан бланк формы Р27001, на основании которого осуществлялась перерегистрация индивидуальных предпринимателей, намеревающихся продолжить осуществление предпринимательской деятельности либо зарегистрироваться впервые в качестве таковых.
Довод представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №36 по РБ Аминова Р.Х. о том, что Струковым направлялись новые свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей письменно не подтвержден.
Довод представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №36 по РБ Аминова Р.Х. о том, что Струковы знали о наличии у них статуса индивидуальных предпринимателей и соответственно платили налоги опровергается письмом начальника Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в городе Кумертау РБ Каменевой И.В. № 4881 от 12 апреля 2010 годал.д. 146), согласно которому вносимые Струковыми в 2007 году платежи по уплате страховых взносов шли на погашение задолженности, образовавшейся с 2002 года.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №36 по РБ Аминов Р.Х. просил применить пропущенный 3-хмесячный срок исковой давности для обращения с заявлением о нарушении прав и свобод.
Суд считает, что Струковыми не пропущен срок исковой давности по следующим основаниям.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ пропуск 3-х месячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании установлено, что Струковым С.В. и И.А. стало известно о том, что они являются индивидуальными предпринимателями в феврале 2010 года после того, как Струков С.В. получил извещение № 6344 от 13 февраля 2010 года о вызове на прием к судебному приставу-исполнителюл.д. 4).
Струков С.В. и Струкова И.А. обратились в суд с жалобой 20 апреля 2010 годал.д. 2, 10), следовательно, срок исковой давности для обращения с заявлением о нарушении прав и свобод ими не пропущен.
При таких обстоятельствах в силу неисполнения Струковым С.В. и Струковой И.А., зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей до вступления в силу ФЗ № 76, предусмотренной статьей 3 данного ФЗ обязанности по представлению в регистрирующий орган по месту жительства перечня документов на государственную перерегистрацию, государственная регистрация их в качестве индивидуальных предпринимателей с 1 января 2005 года утратила силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу Струкова Сергея Владимировича и Струковой Ирины Александровны на неправомерные действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 36 по Республике Башкортостан удовлетворить.
Признать записи об индивидуальных предпринимателях Струковой Ирины Александровны и Струкова Сергея Владимировича в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) незаконными.
Прекратить с 01 января 2005 года запись № 304026235700028 в отношении Струкова Сергея Владимировича, внесенную в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 22 декабря 2004 года.
Прекратить с 01 января 2005 года запись № 304026234800157 в отношении Струковой Ирины Александровны, внесенную в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 13 декабря 2004 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись
Решение ФИО11.