Решение о назначении досрочной трудовой пенсии



№ 2-247-2011г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 25 февраля 2011 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Чернина Д.Л.,

при секретаре Поляковой Е.В.

с участием истицы Ромасенко Л.М.

представителя ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кумертау Саитбаталовой Р.Г., действующей на основании доверенности. .. от. ..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромасенко Л.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении определенных периодов работы в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии и признании права на назначение указанной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Ромасенко Л.М. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ в г. Кумертау о признании за ней права на назначение досрочной пенсии по старости по подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» как работнику здравоохранения, отмене решения УПФ от. .., которым ей отказано в назначении пенсии, возложении обязанности на УПФ в г. Кумертау включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов нахождения её на курсах повышения квалификации

с 27 августа по. .. - 2 месяца 25 дней;

с 13 февраля по. .. - 3 месяца;

с 02 марта по. .. - 7 дней;

с 24 марта по. .. - 12 дней;

с 17 ноября по. .. - 5 дней;

с 16 декабря по. .. - 11 дней;

в общей сложности 7 месяцев и назначить ей указанную трудовую пенсию с. .., а также взыскать расходы по оплате услуг адвоката в размере. .. рублей и по оплате госпошлины в сумме. .. рублей.

Ромасенко Л.М. мотивировала свои требования тем, что решением ответчика от. .., ей было необоснованно отказано в назначении досрочной пенсии по старости. В специальный стаж было засчитано лишь 29 лет 6 месяцев и 3 дня её работы. .. в различных отделениях и структурных подразделениях ХХХ (в настоящее время ХХХ»), а вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не были засчитаны. Данное решение она считает неправильным по следующим основаниям:

все работники больницы в приказном порядке один раз в 5 лет направляются на курсы повышения квалификации, в противном случае не выдается сертификат, и работник не может осуществлять лечебную деятельность;

находясь на курсах, она была занята в процессе обучения совмещенной с практикой полный рабочий день;

за время нахождения на курсах ей начислялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд;

Таким образом, курсы повышения квалификации являются неотъемлемой частью её трудовой деятельности и приравниваются по условиям труда к тем, которые дают право на назначение досрочной пенсии и поэтому должны включаться в специальный трудовой стаж.

С учетом необоснованно исключенных периодов повышения квалификации её трудовой стаж на. .. (день обращения) составляет 30 лет 1 месяц 3 дня, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости.

В суде истица Ромасенко Л.М. исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске. Пояснила, что в действующем законодательстве отсутствует норма прямо указывающая, что периоды повышения квалификации не подлежат включению специальный стаж для назначения пенсии работникам здравоохранения. Она проходила курсы повышения квалификации не по своей инициативе, а выполняла требования закона и работодателя. Согласно ст.54 Основ законодательства РФ о здравоохранении для занятия медицинской деятельностью помимо специального образования необходимо наличие сертификата, который выдается на основании послевузовского или дополнительного образования в частности - повышение квалификации. Поэтому, если бы она не проходила повышение квалификации, то лишилась бы работы. Согласно справке КЦРБ за указанные периоды ей начислялась заработная плата за полный рабочий день, и производились отчисления в пенсионный фонд, что подтверждает её занятость на курсах полный рабочий день лечебной деятельность.

Представитель ГУ-УПФ РФ в г. Кумертау Саитбаталова Р.Г. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать и в суде пояснила, что решение от. .. об отказе Ромасенко Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии является законным. Для назначения пенсии истица должна была иметь специальный стаж не менее 30 лет. Однако её стаж на день подачи заявления составлял 29 лет 6 месяцев 3 дня. Периоды повышения квалификации, в общей сложности 7 месяцев, не подлежали включению в специальный стаж, т.к. они не предусматривались п.5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РФ « О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее Разъяснения) и также не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года (далее Правила). Саитбаталова Р.Г. не оспаривала, что повышение квалификации является обязанностью Ромасенко, за эти периоды ей начислялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Однако в эти периоды она не была занята на работах связанных с лечебной деятельностью полный рабочий день, т.к. проводились и теоретические занятия.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Ромасенко Л.М. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что Ромасенко Л.М. с. .. осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения, что подтверждается трудовой книжкой и не оспаривается ответчиком.

Согласно подпункта 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от. .. трудовая пенсия по старости назначается ранее возраста, установленного ст.7 этого же Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ст.81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» действовавшим до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона устанавливалась пенсия в связи лечебной или иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 30 лет в городах.

В суде установлено, что, отказывая Ромасенко Л.М. в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью ГУ-УПФ РФ в. .. зачло в специальный стаж, дающий право на указанную пенсию 29 лет 6 месяцев 3 дня и не зачло периоды повышения квалификации:

с 27 августа по. .. - 2 месяца 25 дней;

с 13 февраля по. .. - 3 месяца;

с 02 марта по. .. - 7 дней;

с 24 марта по. .. - 12 дней;

с 17 ноября по. .. - 5 дней;

с 16 декабря по. .. - 11 дней;

В результате специальный стаж Ромасенко составил менее 30 лет, поэтому ей было отказано в назначении пенсии. Не засчитывая в специальный стаж периоды повышения квалификации, УПФ в г. Кумертау руководствовалось п.5 Правил от 11.07.2002 года, которым предусмотрено, что специальный стаж для назначения пенсии включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды повышения квалификации в данном перечне не предусмотрены.

С решением ГУ-УПФ РФ в г. Кумертау согласиться нельзя по следующим обстоятельствам.

Названные Правила от 11 июля 2002 года не содержат прямого указания о том, что периоды повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года одним из условий получения прав на занятие медицинской деятельностью по определенным специальностям является наличие сертификата специалиста, который выдается на основании послевузовского образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).

Согласно ст.ст. 20, 197 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Истица Ромасенко в суде пояснила, что повышение квалификации осуществляется по направлению Кумертауской ЦРБ (МУЗ ЦГБ) в плановом порядке и является обязанностью работников здравоохранения, не исполнение которой может повлечь прекращение трудовой деятельности.

Данное обстоятельство не оспаривалось в суде и представителем ответчика.

Суд считает, что добросовестное исполнение работником трудовых обязанностей, не должно влечь для него негативных последствий, в том числе в виде не включения периода повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Ромасенко Л.М. в суде пояснила, что за периоды повышения квалификации ей начислялась заработная плата, и удерживались страховые взносы в пенсионный фонд. Данное обстоятельство также подтверждается справкой и.о. главного бухгалтера ХХХ от. .. (л.д. 16) и не оспаривалось в суде представителем ответчика.

Поскольку за периоды повышения квалификации начислялись страховые взносы в пенсионный фонд, эти периоды подлежат включению в страховой стаж в соответствии со ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что периоды повышения квалификации Ромасенко Л.М. подлежат включению в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Доводы представителя ответчика о том, что Ромасенко в период нахождения на курсах не была занята в течение полного рабочего дня лечебной деятельностью, суд считает несостоятельными. Ответчик не представил в обоснование своих доводов каких-либо доказательств. Напротив, согласно справке ХХХ заработная плата начисляется в эти периоды за полный рабочий день. Ромасенко пояснила в суде, что на практических занятиях, проводящихся на курсах, работники осуществляют такую же лечебную деятельности как по месту основной работы.

С учетом периодов повышения квалификации специальный стаж Ромасенко Л.М. на. .. составлял: 29 лет 6 месяцев 3 дня + 7 месяцев = 30 лет 1 месяц 3 дня, при требуемом для назначения пенсии стаже не менее 30 лет.

При таких обстоятельствах Ромасенко Л.М. на момент подачи заявления. .. имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работнику здравоохранения на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Поэтому решение УПФ в г. Кумертау от. .. об отказе Ромасенко Л.М. в назначении указанной пенсии является незаконным и подлежит отмене. Нарушение права Ромасенко Л.М. должно быть устранено путем назначения требуемой ею пенсии.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией является день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В суде установлено, что Ромасенко Л.М. обратилась с заявлением о назначении пенсии со всеми необходимыми документами в ГУ-УПФ в. ... .. и это заявление было принято. Поэтому пенсия должна быть назначена Ромасенко с указанной даты.

В связи с удовлетворением исковых требований согласно ст.ст. 99,10 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные расходы по оплате юридических услуг в разумных пределах в сумме 1000 рублей и расходы по уплате госпошлины 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ зачесть в специальный трудовой стаж, на досрочное назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, периоды нахождения её на курсах повышения квалификации: с 27 августа по. .. - 2 месяца 25 дней; с 13 февраля по. .. - 3 месяца; с 02 марта по. .. - 7 дней; с 24 марта по. .. - 12 дней; с 17 ноября по. .. - 5 дней; с 16 декабря по. .. - 11 дней всего 7 месяцев.

Признать за Ромасенко Л.М. право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кумертау назначить Ромасенко Л.М. указанную трудовую пенсию с. ...

Отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кумертау от. .. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии Ромасенко Л.М.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кумертау в пользу Ромасенко Л.М. расходы по оплате юридических услуг в сумме 1000 рублей и расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу 10 марта 2011 года.