№ 2-573/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Кумертау 09 июня 2011 года. Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующей судьи Газимуллиной Л.А. с участием истца Кашкаровой А.Р. представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в. .. Юртаевой Т.А., действующей на основании доверенности. .. года, представителя 3-го лица - Военного комиссариата РБ. .. Миньязовой А.С., действующей на основании доверенности. .. от. .. года при секретаре Сахарове О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашкаровой А.Р. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ. .. о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно УСТАНОВИЛ: Кашкарова А.Р. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в. .. ( далее УПФ) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии. .. от. .. года, обязывании включить в период ее трудовой деятельности период службы в вооруженных силах с. .. года по. .. года -... года. .. месяцев. .. дней и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с. .. года по. .. года -. .. месяцев. .. дней указывая, что до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком начался. .. года, то есть данный период имел место до вступления в силу указанного выше закона, поэтому считает, что указанный период с. .. года по. .. года подлежит включению в специальный стаж. До 1993 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. В соответствии п.п.»г» п.1 данного постановления учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. Поскольку период ее службы в армии относился к периоду деятельности до. .. года, то есть до установления нового правого регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, то данный период подлежит включению в специальный трудовой стаж, без учета вновь установленных ограничений в календарном исчислении. Поэтому период службы в составе Вооруженных Сил СССР также должен быть включен в льготный стаж. Более того, она проходила военную службу не по контракту, а по призыву, что подтверждается справкой, выданной ОВК РБ по городу Кумертау и. ... В судебном заседании истец Кашкарова А.Р. уточнила исковые требования. Просит признать незаконным решение. .. от. .. в части не включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет и время военной службы. Уточнила, что в исковом заявлении допущена описка, просит назначить пенсию со дня обращения, с. .. года, а не с. .. года, как указано в исковом заявлении. Представитель ответчика Юртаева Т.А. исковые требования не признала и пояснила, что Управление при назначении трудовых пенсий руководствуется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17декабря 2001 года №173-Ф3, Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 и другими нормативными актами, которые устанавливают основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на пенсии. В соответствии с п.п. 19 п.1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001года №173-Ф3 ( изм. от 30 декабря 2009 года №319-Ф3) досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Период военной службы истца по контракту с. .. года по. .. года в Кумертауском горвоенкомате не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по следующим причинам: Включение в стаж на соответствующих видах работ периодов прохождения военной службы по контракту не предусмотрено постановлениями Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, от 11 июля 2002 года № 516, от 21 сентября 1999 года № 1067, а также постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. Кроме того, доводы истца о необходимости рассмотрения данного спора в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», так как применение данного постановления противоречит действующему законодательству. Так, в соответствии с Декларацией от 12 июня 1990 года №22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, верховенство законов РСФСР на всей территории РСФСР, действие актов СССР, вступающих в противоречие, приостанавливается Республикой на всей территории. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании СНГ» было ратифицировано Соглашение о создании СНГ, статьей 11 которого предусмотрено, что с момента подписания указанного Соглашения – 08 декабря 1991г., на территории подписавших его государств, в том числе и на территории РФ, не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР. Полагают что доводы истца о возможности применения союзного законодательства с учетом позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 г. №2-П также необоснованны, так как в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004. № 2-П речь идет о сохранении ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, а не законодательства СССР.Кроме того, Постановление Совета Министров СССР от 17декабря 1959 г. №1397 предусматривало возможность включения только срочной службы (по призыву) в составе Вооруженных сил СССР, службу в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции, но никогда не предусматривал службу по контракту. Возможность прохождения срочной службы в органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции также было предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. 3 Закона СССР от 12 октября 1967 года «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего в спорный период, все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. В соответствии со ст. 8, 13 Закона СССР от 12 октября 1967 года военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе. В соответствии со ст. 57 Закона СССР от 12 октября 1957 г. на действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР принимаются в добровольном порядке военнослужащие и военнообязанные, не имеющие офицерских званий. Таким образом, если рассматривать право на включение периодов прохождения службы в педагогический стаж сквозь призму Закона СССР от 12 октября 1967 года, то следует, что законодатель компенсируя исполнение гражданином воинской обязанности по несению срочной военной службы, предусмотрел возможность включения периода исполнения данной обязанности в специальный трудовой стаж. Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Представитель 3-го лица-Военного комиссариата РБ по городу Кумертау и. .. Миньязова А.С. не возражала против удовлетворения исковых требований истца. Пояснила, что истец была призвана на военную службу по призыву, а не по контракту. Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя 3-го лица, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно подп.10 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 3 названной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.7-13 п.1 ст.28 Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Судом установлено, что. .. истец обратилась с заявлением в УПФ РФ в. .. о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Решением УПФ РФ в. ... .. от. .. года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности. В стаж педагогической деятельности истца не включен период с. .. года по. .. года - военная служба по контракту и период с. .. года по. .. года –отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет( л.д.6). С указанным решением УПФ нельзя согласиться по следующим основаниям: Положения ст.6 ч.2, ст.15 ч.4, ст.17 ч.1, ст.18, ст.19 и ст.55 ч.1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2 - П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Судом установлено, что истец с. .. года начала педагогическую деятельность в Илькенеевской восьмилетней школе учителем английского языка ( л.д.16). Затем она работала в Кумертауском ГК ВЛКСМ, откуда уволена в связи с призывом на действительную военную службу( л.д.16). С. .. года истец работала в школе. ... .. учителем иностранного языка и. .. переведена учителем английского языка в школу. ... .., где работает по настоящее время ( л.д.17). Согласно справки. .. от. .., выданной Муниципальным общеобразовательным учреждением « Средняя общеобразовательная школа. ..» Городского округа. .. ( л.д.10) с. .. года по. .. года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, с. .. года по. .. года истец находилась в отпуске, до достижения ребенком возраста 3-х лет. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР « ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 « Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей « с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии, право женщин, имеющих малолетних детей, оформив отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, было предусмотрено законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, ст.71 Основ, была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы в соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР, до внесения изменения в данную норму закона, то есть, до. .. года. Начало периода нахождения Кашкаровой А.Р. в отпуске по уходу имело место до вступления в силу указанного Закона, с. .. года, поэтому период отпуска - с. .. года по. .. года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно справки. .. от. .. года, выданной отделом Военного комиссариата Республики Башкортостан. .. и. .., Кашкарова А.Р.проходила военную службу по призыву в военном комиссариате. .. и. .. с. .. года по. .. года ( л.д.8). Согласно военному билету. ... .. истец проходила военную службу по призыву с. .. года по. .. года( л.д.23-25). В период прохождения истцом военной службы по призыву действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» которым было утверждено Положение « О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п.п « г» п.1 данного Положения, в стаж работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ. Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. В соответствии с п.4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дате право на эту пенсию. Из копии трудовой книжки истца и других материалов следует, что больше 2/3 трудового стажа истца приходится на работу, связанную с осуществлением педагогической деятельности. Доводы представителя ответчика о том, что истец проходила службу по контракту суд считает несостоятельными, так как Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" была введена военная служба в добровольном порядке ( по контракту). Истец же проходила военную службу с. .. года по. .. года, когда отсутствовал порядок прохождения военной службы по контракту. Согласно ст.19 п.1 Закона « О трудовых пенсиях в РФ » трудовая пенсия назначается со дня ее обращения, но не ранее возникновения права на нее. УПФ РФ в городе Кумертау в стаж педагогической деятельности истца засчитал. .. года. .. месяца. .. дней. Оспариваемый период составляет. .. года. .. месяца. .. дней. На день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истец имела стаж педагогической деятельности. .. лет. .. месяцев. Таким образом, с. .. года истцу должна быть назначена досрочная трудовая пенсия как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность. Истцом при подаче искового заявления были понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в доход государства в сумме. .. рублей (л.д.5), которые, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика – ГУ–УПФ РФ в. .. РБ. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования Кашкаровой А.Р. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в. .. об отказе в установлении пенсии от. ... .. в части не включения в стаж Кашкаровой А.Р. для назначения трудовой пенсии по старости досрочно, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, период службы в вооруженных силах по призыву с. .. года по. .. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, за период с. .. года по. .. года. Признать за Кашкаровой А.Р. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, включив в льготный стаж период службы в вооруженных силах по призыву с. .. года по. .. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, за период с. .. года по. .. года. Обязать УПФ РФ в городе Кумертау назначить Кашкаровой А.Р. досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет, с. .. года. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в. .. в пользу Кашкаровой А.Р. расходы по оплате государственной пошлины в сумме. .. рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующая Решение вступило в законную силу 9 августа 2011 года