Решение о предоставлении жилого помещения



№ 2-1272/2011г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

город Кумертау                          20 декабря 2011 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафарова Р.Ф.,

с участием прокурора Воробьевой Л.В.,

при секретаре Ячменьковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кумертау в интересах Ханнанова А.Р. к Администрации городского округа город Кумертау РБ, Правительству Республики Башкортостан, третьи лица Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения,         

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Кумертау обратился в суд с иском в интересах Ханнанова А.Р. к Администрации городского округа город Кумертау и Правительству РБ об обязании обеспечить Ханнанова А.Р. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории городского округа город Кумертау, площадью не менее 14 кв.м. Мотивировал свои требования тем, что по обращению Ханнанова А.Р. прокуратурой города Кумертау проведена проверка по факту нарушения его права на внеочередное получение жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Ханнанов А.Р. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Ханнанова А.Р. – М умерла.. ., отец О отказался от родительских прав в отношении сына. После смерти матери Ханнанов А.Р. находился под опекой. В период времени с.. . по.. . Ханнанов А.Р. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ. Постановлением администрации городского округа город Кумертау.. . от.. . Ханнанов А.Р. включен в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке. Однако, в нарушение действующего законодательства, Ханнанов А.Р. с.. . жилой площадью не обеспечен.

    В судебном заседании прокурор Воробьева Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, указанные в иске.

Истец Ханнанов А.Р., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствии в связи с нахождением его.. .. Указал, что исковое требование прокурора поддерживает.

Ответчик Администрация городского округа город Кумертау РБ в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии, указав, что с удовлетворением искового заявления не согласен.

Ответчик Правительство РБ в судебное заседание по неизвестным причинам не явился, хотя надлежащим образом и своевременно был извещен о времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки ответчик не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении дела не просил. На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Третье лицо Министерство образования РБ в судебное заседание не явилось, представило суду письменное заявление о рассмотрении дела без участия их представителя. В удовлетворении иска просило отказать.

Третьи лица: Министерство финансов Республики Башкортостан и Министерство экономического развития Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствии.

Выслушав прокурора Воробьеву Л.В., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора города Кумертау, заявленный в интересах Ханнанова А.Р., к Правительству Республики Башкортостан подлежит удовлетворению, а в удовлетворении этого же иска к Администрации городского округа город Кумертау РБ следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фонда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от б октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве, в соответствии с со ст. 49 ч.3 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Согласно ст.57 ч.2 ЖК РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ.

Судом установлено, что Ханнанов А.Р. родился.. .. Из Свидетельства о его рождении.. ., выданного повторно.. ., следует, что родителями Ханнанова А.Р. являются О и М (л.д.10, 13). Согласно Свидетельству о смерти.. . мать Ханнанова А.Р. – М умерла.. . (л.д.15). Отец О отказался от родительских прав в отношении сына (л.д.22). После смерти матери Ханнанов А.Р. находился под опекой (л.д.11,12. В период времени с.. . по.. . Ханнанов А.Р. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ (л.д.25-26).

Постановлением администрации городского округа город Кумертау РБ.. . от.. . Ханнанов А.Р. включен в список граждан, имеющих на право получения жилых помещений во внеочередном порядке, как оставшегося без попечения родителей (л.д.17-19).

В настоящее время Ханнанов А.Р. зарегистрирован по адресу:.. ., что подтверждается справкой о составе семьи.. . от.. ., выданной МУП «Заказчик» (л.д.9), а также справкой о составе семьи.. . от.. ., выданной МУП «Жилкомсервис» (л.д.23), паспортом истца (л.д.27,28).

Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.. . от.. . сведения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Ханнанова А.Р. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.8). Из справки.. . от.. ., выданной Кумертауским межрайонным филиалом ГУП БТИ РБ, Ханнанов А.Р. по материалам филиала (территориального участка) на территории г.Кумертау собственником объектов недвижимости не установлен (л.д.24).

Из справки.. . от.. ., представленной сектором по опеке и попечительству администрации городского округа город Кумертау РБ (л.д.16), следует, что Ханнанов А.Р. на территории городского округа город Кумертау РБ закрепленного жилого помещения не имеет.

Таким образом, в настоящее время Ханнанов А.Р. не обеспечен жилым помещением, в связи с чем прокурор города Кумертау просит обязать Правительство РБ и администрацию городского округа город Кумертау РБ предоставить Ханнанову жилое помещение.

Суд считает, что обязанность предоставить Ханнанову А.Р. жилое помещение должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку, в силу закона, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возложено на субъекты РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагаются на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Администрация городского округа город Кумертау РБ, в соответствии со ст.12 Конституции РФ, как местное самоуправление признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:1)предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот. Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам, (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.

Вместе с тем Ханнанов А.Р. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

При этом, суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Ханнанов А.Р., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в приемной семье и имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Решением Совета муниципального образования «Машиностроитель» города Кумертау от 23 мая 2005 года № 14/4 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения», согласно которому установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

На основании изложенного, руководствуясь стст.56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска прокурора города Кумертау Республики Башкортостан, действующего в интересах Ханнанова А.Р. к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.

Иск прокурора города Кумертау Республики Башкортостан, действующего в интересах Ханнанова А.Р. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Ханнанову А.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Кумертау Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме через Кумертауский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу 10 января 2012 года.