№ 1-1301/2011 решение по иску прокурора.. . в интересах Китаева И.В. к Администрации Городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,



№ 2-1301/2011г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау                         22 декабря 2011 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Газимуллиной Л.А.

с участием помощника прокурора города Кумертау Кочетовой И.С.

истца Китаева И.В.

представителя ответчика – Администрации Городского округа город Кумертау РБ Билаловой А.К., действующей на основании доверенности.. . от.. .,

при секретаре Янбековой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора.. . в интересах Китаева И.В. к Администрации Городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор.. . обратился с иском в интересах Китаева И.В. к Администрации Городского округа город Кумертау РБ, Правительству Республики Башкортостан в интересах Китаева И.В. о предоставлении последнему жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории.. . общей площадью в пределах социальной нормы, не менее 14 кв.м., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой.. . проведена проверка обращения Китаева И.В. по факту нарушения его права на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Китаев И.В... . года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Китаева решением Кумертауского городского суда от.. . лишены родительских прав в отношении сына Китаева И.В., который с.. . по.. . воспитывался в.. .»... . Китаев И.В. окончил.. . С.. . по.. . Китаев проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ... . Китаев включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, на основании постановления администрации.. ... . от.. .. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В нарушение требований закона, Китаев И.В. с.. . жилой площадью не обеспечен.

В судебном заседании прокурор Кочетова И.С. исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, указанные в иске. Истец Китаев И.В. также поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что у него нет места жительства.

Представитель ответчика администрации.. . РБ Билалова А.К. исковые требования не признала. Пояснила, что администрация на основании выделенных Правительством Республики Башкортостан средств, приобретает жилое помещение.

Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения иска извещен надлежащим образом.

Представитель 3-го лица Министерства экономического развития РБ в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения иска извещен надлежащим образом.

Представитель 3-го лица Министерства образования РБ Бадертдинов Т.Ф., действующий на основании доверенности.. . от.. ., представила письменный отзыв.. . от.. ., в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований. Также просила рассмотреть иск в отсутствие представителя Министерства образования РБ.

Представитель 3-го лица Министерства финансов РБ в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения иска извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора.. . подлежит частичному удовлетворению, в части требований к Правительству РБ, по следующим основаниям:

в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фонда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от б октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве, в соответствии с со ст. 49 ч.3 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Согласно ст.57 ч.2 ЖК РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ.

Судом установлено, что на основании решения Кумертауского городского суда от.. . ХХ и ХХХ лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ЖЖ,.. . года рождения и Китаева И.В.,.. . года рождения (л.д.16).

Постановлением администрации.. . РБ.. . от.. . Китаев И.В. включен в список граждан, имеющих на право получения жилых помещений во внеочередном порядке, как оставшегося без попечения родителей (л.д.18-20).

Согласно справки.. . от.. ., выданной директором детского дома «...» Китаев И.В. проживал по адресу:.. ., воспитывался в.. . с.. . по.. ., находился на полном государственном обеспечении (л.д.17).

Согласно справки.. . от.. ., выданной директором.. ., Китаев И.В. обучался в Профессиональном лицее.. ... . в период времени с.. . по.. . по профессии «мастер общестроительных работ». В период обучения находился на полном государственном обеспечении (л.д.21).

В период времени с.. . по.. . Китаев И.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, что подтверждается военным билетом.. . (л.д.9).

Согласно справке.. . от.. ., представленной сектором опеки и попечительства администрации.. . РБ следует, что Китаев И.В. на территории.. . РБ закрепленного жилого помещения не имеет (л.д.21).

В настоящее время Китаев И.В. не обеспечен жилым помещением, в связи с чем прокурор.. . просит обязать Правительство РБ и администрацию.. . РБ предоставить ему жилое помещение.

Суд считает, что обязанность предоставить Китаеву И.В. жилое помещение должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу закона предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возложено на субъекты РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагаются на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Администрация Городского округа город Кумертау РБ в соответствии со ст.12 Конституции РФ как местное самоуправление признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено: предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м - для одиноко проживающих детей-сирот. Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам, (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 285-р от 31 марта 2011 года, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме.. . рублей, из них на.. . выделено.. . рублей.

Вместе с тем Китаев И.В. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

При этом, суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Китаев И.В., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывания в образовательном учреждении профессионального образования, прошел службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Решением Совета муниципального образования «Машиностроитель» города Кумертау от 23 мая 2005 года № 14/4 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения», согласно которому установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора.. . в интересах Китаева И.В. к.. . Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Китаеву И.В.,.. . года рождения, по договору социального найма жилое помещение на территории.. . Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 квадратных метров.

В удовлетворении остальной части иска отказать

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующая подпись

Верно. Судья Л.А.Газимуллина

Решение вступило в законную силу 10 января 2012 года.