№ 2-132/2012 решение по иску прокурора ... в интересах Нестеркиной А.А. к Администрации городского округа ... РБ, Правительству Республики Башкортостан



№ 2-132/2012г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

город Кумертау                          01 марта 2012 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафарова Р.Ф.,

с участием прокурора Кочетовой И.С.,

лица, в интересах которого подано исковое заявление, Нестеркиной А.А.,

при секретаре Ячменьковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора.. . в интересах Нестеркиной А.А. к Администрации городского округа.. . РБ, Правительству Республики Башкортостан, третьи лица Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан о возложении на Правительство Республики Башкортостан обязанности выделить администрации городского округа.. . РБ денежные средства на приобретение жилого помещения для Нестеркиной А.А., а также о возложении на администрацию городского округа.. . обеспечить Нестеркину А.А. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории городского округа.. . РБ с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи не менее 14 квадратных метров, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор.. . обратился в суд с иском в интересах Нестеркиной А.А. к Администрации городского округа.. . и Правительству РБ об обязании обеспечить Нестеркину А.А. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории городского округа.. ., с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи не менее 14 кв.м., исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Мотивировал свои требования тем, что по обращению Нестеркиной А.А. прокуратурой.. . проведена проверка по факту нарушения её права на внеочередное получение жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Нестеркина (урожденная Х) относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения не имеет.

Мать Нестеркиной А.А. – У. умерла.. ., отец Ц. в отношении дочери лишен родительских прав решением ... суда РБ от.. .. Постановлением администрации муниципального района.. ... . от.. . Нестеркина А.А. передана на воспитание в приемную семью Ю.

На основании постановления муниципального района.. ... . от.. . приемная семья Ю. прекращена, девочка передана в приемную семью З. постановлением администрации муниципального района.. ... . от.. ..

... Нестеркина (Х) А.А. зарегистрировала брак с Л., от брака имеют одного ребенка – Ж.,.. . года рождения. Таким образом, семья Нестеркиной А.А. состоит из трех человек. Постановлением администрации городского округа.. ... . от.. . Нестеркина А.А. включена в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке. Однако, в нарушение действующего законодательства, Нестеркина А.А. с.. . жилой площадью не обеспечена.

Нестеркина А.А. юридически неграмотна, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет, в связи с тяжелым материальным положением, является лицом, относящимся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей, относится к социально незащищенной категории граждан.

Впоследствии прокурором представлено заявление об изменении исковых требований, в соответствии с которым заявлены требования о возложении обязанности на Правительство РБ выделить администрации городского округа.. . денежные средства на приобретение жилого помещения для Нестеркиной А.А., о возложении на администрацию городского округа.. . обеспечить Нестеркину А.А. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории городского округа.. . РБ с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи не менее 14 квадратных метров, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

    В судебном заседании прокурор Кочетова И.С., истец Нестеркина А.А. исковые требования в измененном виде поддержали в полном объеме, привели доводы, указанные в иске.

Ответчик Администрация городского округа.. . РБ в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии, указав, что с удовлетворением искового заявления не согласен на том основании, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Администрации муниципальных районов и городских округов предоставляют в Министерство образования РБ списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещений, заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот. Обеспечение жильем детей-сирот будет производиться по мере поступления денежных средств из Бюджета Республики Башкортостан в порядке очередности постановки на учет.

    

Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан Фазлутдинов Р.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения иска извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв которым просил в исковых требованиях прокурора к Правительству Республики Башкортостан отказать, на том основании, что с 01 января 2012 года вступил в силу Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан. Таким образом, обязанность по предоставлению жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лежит на администрации городского округа.

Представитель 3-го лица Министерства экономического развития РБ в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения иска извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором указал, что Республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 1516-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в объеме 280 млн.рублей. В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство образования Республики Башкортостан определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений Администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Исполнение муниципальными образованиями передаваемых расходных обязательств осуществляется за счет субвенций из бюджета Республики Башкортостан. Просил рассмотреть дело, без его участия.

Третье лицо Министерство образования РБ в судебное заседание не явилось, представило суду письменное заявление о рассмотрении дела без участия их представителя. В удовлетворении иска просило отказать.

Третье лицо Министерство финансов Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки в суд не сообщило, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в его отсутствии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора.. ., заявленный в интересах Нестеркиной А.А., к Администрации городского округа.. . РБ подлежит удовлетворению, а в удовлетворении этого же иска к Правительству Республики Башкортостан следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фонда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Согласно ст.57 ч.2 ЖК РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (в ред. Законов РБ от 06.11.2007 N 483-з, от 31.10.2011 N 451-з) органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:

Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам, (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

В суде установлено, что мать Нестеркиной (урожденной Х А.А. – У. умерла.. ., что подтверждается свидетельством о смерти.. ., выданным повторно.. . отделом ЗАГС по.. . МЮ РБ (л.д.11). Решением Куюргазинского районного суда РБ от.. . отец девочки Ц. лишен родительских прав в отношении своей дочери (л.д.12-14).

Постановлением администрации муниципального района.. ... . от.. . Нестеркина А.А. передана на воспитание в приемную семью Ю. (л.д.17). На основании постановления муниципального района.. ... . от.. . приемная семья Ю. прекращена (л.д.18). Постановлением администрации муниципального района.. ... . от.. . Нестеркина А.А. передана в приемную семью З. (л.д.19).

Постановлением администрации городского округа.. . РБ.. . от.. . Нестеркина А.А. включена в список граждан, имеющих на право получения жилых помещений во внеочередном порядке, как оставшегося без попечения родителей (л.д.8).

... Нестеркина А.А. окончила МОУ СОШ.. ... . РБ (л.д.29-30).

... Нестеркина (Х) А.А. зарегистрировала брак с Л. (л.д.25), от брака имеют одного ребенка – Ж.,.. . года рождения (л.д.32). Таким образом, семья Нестеркиной А.А. в настоящее время состоит из трех человек, которая зарегистрирована и проживает по адресу:.. .. Согласно справке о составе семьи, в указанной квартире зарегистрировано восемь человек (л.д.31).

Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.. . от.. . (л.д.27) сведения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Нестеркиной А.А. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Из справки.. . от.. ., выданной Кумертауским межрайонным филиалом ГУП БТИ, Нестеркина А.А. на территории.. . собственником объектов недвижимости не установлена (л.д.26).

Таким образом, в настоящее время Нестеркина А.А. не обеспечена жилым помещением, в связи с чем, прокурор.. . просит обязать Правительство РБ и администрацию городского округа.. . РБ предоставить Нестеркиной жилое помещение.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Нестеркина А.А. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма в пределах нормы, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан.. . от.. . «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от.. . N.. ., то есть площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку порядок финансирования расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам определен рядом нормативных актов и осуществляется в установленном порядке, соответственно исковые требования прокурора в части возложения обязанности на Правительство Республики Башкортостан выделить администрации городского округа.. . денежные средства на приобретение жилого помещения для Нестеркиной А.А. удовлетворению не подлежат.

Обязанность по предоставлению жилого помещения Нестеркиной А.А. должна быть возложена на администрацию городского округа.. ..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора.. . Республики Башкортостан, действующего в интересах Нестеркиной А.А. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности выделить администрации городского округа.. . Республики Башкортостан денежные средства на приобретение жилого помещения для Нестеркиной А.А., - отказать.

Иск прокурора.. . Республики Башкортостан, действующего в интересах Нестеркиной А.А. к администрации городского округа.. . Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа.. . Республики Башкортостан предоставить Нестеркиной А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Кумертау Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в городском округе.. . Республики Башкортостан нормы предоставления площади жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его составления в окончательной форме через Кумертауский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.