2-1215/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Кумертау 01 декабря 2011 года Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Идиятовой Н.Р., с участием истца прокурора Шакирова Д.Р., представителя ответчика – Администрации городского округа.. . Билаловой А.К., при секретаре Ивановой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора.. . Республики Башкортостан в интересах Шатова Т.В. к Администрации городского округа.. . Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: прокурор.. . обратился в суд с иском в интересах Шатова Т.В. к Администрации городского округа.. . и Правительству Республики Башкортостан об обязании обеспечить Шатова Т.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории городского округа.. . общей площадью не менее 14 кв.м. Мотивировал свои требования тем, что по обращению Шатова Т.В. прокуратурой.. . проведена проверка, в ходе которой установлено, что Шатов Т.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Шатова Т.В. М. и П. решением Кумертауского городского суда от.. . лишены в отношении него родительских прав. Постановлением Администрации ГО.. . от.. ... . Шатов Т.В. передан под опеку О... . Шатов Т.В. окончил федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «...» по программе среднего профессионального образования. На основании постановления Администрации ГО.. . от.. ... . Шатов Т.В. включен в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке. Однако, в нарушение действующего законодательства, Шатов Т.В. с.. . жилой площадью не обеспечен. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Шакиров Д.Р. исковые требования поддержал, привел доводы, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика – Администрации ГО.. . Билалова А.К. в суде иск прокурора признала в части, пояснила, что в соответствии с утвержденным списком граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке по месту жительства в городском округе.. . на.. . состоит в очереди 34 человека. Поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет производиться по мере поступления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан на приобретение квартир для сирот в порядке очередности постановки на учет. Заинтересованное лицо Шатов Т.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не просил. Представитель Правительства Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил. Представитель третьего лица Министерства образования Республики Башкортостан Бадертдинов Т.Ф., действующий на основании доверенности от.. ., в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.. .. Представитель третьего лица Министерства экономического развития Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил. Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил. Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В суде установлено, что Шатов Т.В. родился.. . года рождения (л.д. 14). Родители Шатова Т.В. М. и П. решением Кумертауского городского суда от.. . лишены в отношении него родительских прав (л.д.16). Постановлением Администрации.. . от.. ... . Шатов Т.В. передан под опеку О. (л.д. 17). ... Шатов Т.В. окончил федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «...» по программе среднего профессионального образования (л.д. 22-23). Постановлением Администрации ГО округа.. . от.. ... . Шатов Т.В. включен в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке (л.д. 12). Однако, до настоящего времени Шатов Т.В. жильем не обеспечен. Суд считает, что обязанность обеспечения жилым помещением Шатова Т.В. должна быть возложена только на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных выше норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Администрация ГО.. . РБ согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132). Из ст. 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому обязанность обеспечения Шатова Т.В. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа.. . Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. П. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)… В соответствии с ч. 4 и 6 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (в ред. от 07.11.2005 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено: 1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. 2. Установить, что: финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. 3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. 4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. 5. Министерству образования Республики Башкортостан: сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля; ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств; обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели. 6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан: списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению; документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. Судом установлено и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Администрация ГО.. . РБ во исполнение Постановления Правительства РБ № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования РБ заявку, с указанием детей-сирот, в том числе Шатова Т.В., для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений. ... Министерством образования РБ была подана ежегодная заявка на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот в Министерство экономического развития РБ, в которую включен и Шатов Т.В. Распоряжениями Правительства РБ № 579-р от 03 июня 2010 года, № 285-р от 31 марта 2011 года, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 88 963 500 руб., в том числе Администрации ГО.. . РБ в сумме 590 700 руб. Между тем, Шатов Т.В. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. При этом, суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание полагать, что Шатов Т.В., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в образовательном учреждении и имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и решением Совета муниципального образования.. ... . от.. ... . «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения», площадью не ниже 14 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: иск прокурора.. . Республики Башкортостан, действующего в интересах Шатова Т.В. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Шатову Т.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа.. . Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. В удовлетворении иска прокурора.. . Республики Башкортостан, действующего в интересах Шатова Т.В. к Администрации городского округа.. . Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме. Председательствующий подпись Верно. Судья Н.Р.Идиятова Решение вступило в законную силу 15 декабря 2011 года.