№ 2-717/2012г РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Кумертау 02 августа 2012 года Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Ахметовой О.И. при секретаре судебного заседания Иванове С.И. с участием помощника прокурора <адрес> Воробьевой Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Тлягулова Р.С. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился с иском в интересах Тлягулова Р.С. к <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении последнему жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории <адрес> общей площадью с учетом нормы предоставления площади нежилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка обращения Тлягулова Р.С. по факту нарушения его права на внеочередное получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Тлягулов Р.С. <дата> года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Тлягулова Р.С. – ХХХ лишена в отношении него родительских прав, отца нет. Постановлением администрации <адрес> РБ от <дата> <номер> Тлягулов Р.С. устроен в Дом ребенка <адрес>, где воспитывался в период с <дата> по <дата>. В период с <дата> по <дата> Тлягулов Р.С. воспитывался в Уфимском детском <адрес>, с <дата> по <дата> – в Башкирском республиканском детском <адрес> им. Худайбердина, находился на полном государственном обеспечении. <дата> Тлягулов Р.С. окончил среднюю общеобразовательную школу села <адрес> РБ, где получил основное общее образование. С <дата> Тлягулов Р.С. проживает в городе Стерлитамаке и обучается в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональный лицей <номер>. Постановлением администрации городского округа <адрес> РБ от <дата> <номер> Тлягулов Р.С. включен в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке с <дата>. Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 2 ст.57 ЖК РФ не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и тем более от времени включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть на очередность лиц равной категории. Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные требования содержаться в ст. 8 Закона РБ от 27 октября 1998 года № 188-з. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно п.5 Закона РБ от 27 октября 1998 г. № 188-з предусмотренные данным законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Согласно ч.1 ст.1 и ст.2 Закона РБ от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год городу Кумертау выделено 11203,6 тыс.руб. Решением Совета городского округа <адрес> от <дата> <номер> «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение приведенных норм Тлягулов Р.С. с <дата> жилой площадью не обеспечен. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих нарушенных прав дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Тлягулов Р.С. юридически неграмотен, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет в связи с тяжелым материальным положением, оставшись без попечения родителей, относится к незащищенной категории граждан. В судебном заседании прокурор Воробьева Л.В. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме. Истец Тлягулов Р.С., его попечитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения (<номер>). Заявления об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседания в суд не поступали, поэтому суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствии. Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> РБ Билалова А.К. представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии, по существу дела просила исковые требования, заявленные прокурором в интересах Тлягулова Р.С. оставить без удовлетворения на том основании, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Администрации муниципальных районов и городских округов предоставляют в Министерство образования РБ списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещений, заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот. Обеспечение жильем детей-сирот будет производиться по мере поступления денежных средств из Бюджета Республики Башкортостан в порядке очередности постановки на учет. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения (<номер>). Заявления об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствии, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседания в суд не поступали, поэтому суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствии. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты. Согласно пункту 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан (по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Законов РБ от 06.11.2007 N 483-з, от 31.10.2011 N 451-з). Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено: Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам, (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов. Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Судом установлено, что мать Тлягулова Р.С. – ХХХ лишена в отношении него родительских прав решением <скрыто> от <дата>. Согласно справке о рождении <номер> от <дата> отцом Тлягулова Р.С. значится УУУ, однако сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. <адрес> Совета народных депутатов РБ <номер> от <дата> Тлягулов Р.С. устроен в <адрес>. В соответствии со справкой <номер> от <дата> Тлягулов Р.С. поступил в ГСУЗ «<номер>» <адрес> <дата> из ДОБ <адрес> по причине – отказ мамы, отца нет. Усыновлен гражданами РБ <дата>, <дата> вновь поступил в ГСУЗ «Дом ребенка» <адрес> ввиду отмены осыновления решения суда от <дата>. <дата> переведен в <адрес> детский <адрес>. Согласно справке <номер>-П от <дата> Тлягулов Р.М. с <дата> по <дата> являлся воспитанником Башкирского республиканского детского <адрес>. В <скрыто> году окончил муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> РБ, что подтверждается аттестатом <адрес>6 от <дата>. Постановлением Администрации городского округа <адрес> от <дата> <номер> включен в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан. Постановлением Администрации городского округа <адрес> от <дата> <номер> принят на регистрационный учет для получения жилья. Постановлением Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от <дата> <номер> принят на учет как гражданин, оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, имеющий право на получение жилья во внеочередном порядке. Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> <номер>, от <дата> <номер> справке ГУП БТИ <номер> от <дата>, справке <номер> от <дата> Тлягулов Р.С. на праве собственности жилья не имеет. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Тлягулов Р.С. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма в пределах нормы, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан <номер> от <дата> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от <дата> N 7, то есть площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Решением Совета городского округа <адрес> от <дата> <номер> «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека Согласно справкам <номер> и 93 от <дата> Тлягулов Р.С. обучается в профессиональном образовательном учреждении, ему предоставлено право на временное проживание в общежитии лицея, где он фактически проживает и зарегистрирован. Однако данные обстоятельства не могут являться основанием к отказу в иске прокурора, так как по смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Тлягулова Р.С. удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан обеспечить Тлягулова Р.С., <дата> года рождения, благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Жалоба подается через Кумертауский городской суд Республики Башкортостан. Председательствующий Решение не вступило в законную силу.