№ 2-722/2012 решение по гражданскому делу по иску прокурора ... в интересах Матисова В.В. к Администрации Городского округа ... Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



№ 2-722/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау                        17 июля 2012 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ахметовой О.И.

при секретаре судебного заседания Иванове С.И.

с участием помощника прокурора города Кумертау Шарафутдинова Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кумертау в интересах Матисова В.В. к Администрации Городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кумертау обратился с иском в интересах Матисова В.В. к Администрации Городского округа город Кумертау РБ о предоставлении последнему жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории города Кумертау общей площадью с учетом нормы предоставления площади нежилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Кумертау проведена проверка обращения Матисова В.В. по факту нарушения его права на внеочередное получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Матисов В.В. <дата> рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. <скрыто>. Постановлением администрации городского округа город Кумертау РБ от <дата> <номер> Матисов В.В. включен в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке с <дата>. С <дата> Матисов В.В. обучается в <скрыто>. Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 2 ст.57 ЖК РФ не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и тем более от времени включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть на очередность лиц равной категории. Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные требования содержаться в ст. 8 Закона РБ ОТ 27 октября 1998 года № 188-з. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно п.5 Закона РБ от 27 октября 1998 г. № 188-з предусмотренные данным законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Согласно ч.1 ст.1 и ст.2 Закона РБ от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год городу Кумертау выделено 11203,6 тыс.руб. Решением Совета городского округа город Кумертау от 28 апреля 2012 года № 3-6 «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение приведенных норм Матисов В.В. с <дата> жилой площадью не обеспечен. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих нарушенных прав дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Матисов В.В. юридически неграмотен, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет в связи с тяжелым материальным положением, оставшись без попечения родителей, относится к незащищенной категории граждан.

В судебном заседании прокурор Шарафутдинов Р.Я. поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

Матисов В.В. в судебное заседание не явился, судом приняты меры к надлежащему извещению Матисова В.В. о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовыми извещениями.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Кумертау РБ Билалова А.К. представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии, по существу дела просила исковые требования, заявленные прокурором в интересах Матисова В.В. оставить без удовлетворения на том основании, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Администрации муниципальных районов и городских округов предоставляют в Министерство образования РБ списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещений, заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот. Обеспечение жильем детей-сирот будет производиться по мере поступления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан в порядке очередности постановки на учет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения. Заявления об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствии, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседания в суд не поступали, поэтому суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствии.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Согласно пункту 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан (по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Законов РБ от 06.11.2007 N 483-з, от 31.10.2011 N 451-з).

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:

Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам, (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

<скрыто>

<скрыто>

<дата> Матисов В.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учете для получения жилья во внеочередном порядке. Постановлением Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан от <дата> <номер> включен в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от <дата> <номер>, справке ГУП БТИ <номер> от <дата> Матисов В.В. на праве собственности жилья не имеет. Согласно справке органа опеки и попечительства <номер> от <дата> Матисов так же не имеет закрепленного жилья.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Матисов В.В. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма в пределах нормы, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от 21.01.2011 N 7, то есть площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решением Совета городского округа город Кумертау от 28 апреля 2012 года № 3-6 «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Кумертау в интересах Матисова В.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан обеспечить Матисова В.В., <дата> рождения, благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Жалоба подается через Кумертауский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.