№ 2-929/2012 решение по гражданскому делу по иску прокурора ... РБ к администрации городского округа ... РБ о признании п.п.5.5., 6.1 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ не действуюими



№ 2-929/2012г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Кумертау                         07 августа 2012 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафарова Р.Ф.,

с участием помощника прокурора города Кумертау Шарафутдинова Р.Я.,

представителей администрации городского округа <...> РБ, - Шакировой Н.А. (по доверенности <...> от <...>), Котловой Н.В., действующей на основании доверенности <...> от <...>, представляющей также интересы Совета городского округа <...> РБ на основании доверенности <...> от <...>,

при секретаре Ячменьковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <...> РБ к администрации городского округа <...> РБ, заинтересованное лицо Совет городского округа <...> РБ, о признании пунктов 5.5., 6.1 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ не действующими в связи с их несоответствием требованиям закона,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <...> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части.

В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением администрации городского округа <...> от <...> <...> утвержден Порядок принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ городского округа <...> Республики Башкортостан, их формирования и реализации, на которой <...> прокуратурой <...> принесен протест с требованием о приведении п.п.5.5 и 6.1 оспариваемого акта в соответствии с требованиями Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по следующим основаниям. Согласно п.4 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развития муниципального образования. Кроме того, Порядок принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ не предусматривает вынесение программ на публичные слушания.

Пунктом 3 ч.3 ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что Администрацией городского округа <...> протест отклонен на том основании, что порядок принятия решений утвержден в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Указанные доводы противоречат закону, имеющему наибольшую юридическую силу. Согласно преамбуле Федерального закона № 131-ФЗ указанный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ.

Преамбулой Бюджетного кодекса РФ определено, что БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ является специальным нормативным правовым актом, устанавливающим основные принципы организации местного самоуправления в РФ, полномочия органов местного самоуправления, в том числе утверждение программ развития.

Бюджетный кодекс РФ определяет полномочия органов местного самоуправления лишь в части касающейся бюджетных правоотношений. Поэтому в случае наличия противоречий между Федеральным законом № 131-ФЗ и БК РФ в части определения полномочий органов местного самоуправления следует руководствоваться нормами Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, Уставом городского округа <...> полномочия администрации по утверждению долгосрочных программ не предусмотрены. Порядком принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ предусмотрен механизм, цели и задачи реализации долгосрочной программы. Пунктом 1.2. Порядка установлено, что долгосрочная программа принимается для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа <...>. Таким образом, долгосрочная программа по своему содержанию, целям и задачам является программой развития муниципального образования. Полагает необходимым обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, которые будут участвовать в городских целевых программах, поскольку принятие программ неправомочным органом может повлечь за собой недействительность программ и применение последствий их недействительности в отношении указанного круга лиц.

Просил признать пункты 5.5., 6.1 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных городских программ не действующими в связи с несоответствием их требованиям закона, а также дополнить Порядок принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ пунктом, предусматривающим вынесение проектов программ на публичные слушания.

Впоследствии прокурором исковое заявление было уточнено. Просил признать п.п. 5.5, 6.1 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ городского округа <...> Республики Башкортостан, их формирования и реализации не действующими в связи с несоответствием их требованиям закона. В остальной части от заявленных требований отказался.

В судебном заседании помощник прокурора <...> Шарафутдинов Р.Я. уточненное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям.

Представители ответчика Шакирова Н.А. и Котлова Н.В. с заявленными требованиями не согласились, просили в удовлетворении заявления отказать, пояснили, что программы принимаются не первый год в таком виде, не обжаловались, и поскольку под программы предусмотрено финансирование, в связи с чем они принимаются администрацией города.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно преамбуле Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указанный закон устанавливает в соответствии с Конституцией РФ общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развития муниципального образования.

Преамбулой Бюджетного кодекса РФ установлено, что указанный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

    

Судом установлено, что Постановлением администрации городского округа <...> от <...> <...> (л.д.5) утвержден Порядок принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ городского округа <...> Республики Башкортостан, их формирования и реализации (л.д.6-17).

Пунктом 5.5. вышеприведенного Порядка принятия решений установлено, что долгосрочные программы, предлагаемые к финансированию, начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению Администрацией городского округа <...> РБ, не позднее 1 июня года, предшествующего году, в котором планируется начало реализации долгосрочной программы.

В пункте 6.1 указано, что долгосрочные программы утверждаются постановлением Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан.

Согласно п.2 Постановления Правительства РБ от <...> N 517 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирования и реализации" порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирование и реализация возложены на:

Министерство экономического развития Республики Башкортостан методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан (далее - долгосрочные программы);

Министерство финансов Республики Башкортостан методическое руководство по вопросам, связанным с планированием бюджетных ассигнований на исполнение долгосрочных целевых программ.

В соответствии с п.п. «д» п.3 Постановления установлено, что общими принципами разработки и реализации долгосрочных целевых программ являются, в том числе, планирование и использование бюджетных ассигнований на исполнение долгосрочных целевых программ в форме бюджетных ассигнований на исполнение ведомственных целевых программ, связанных с долгосрочными целевыми программами и направленных на достижение непосредственных результатов деятельности соответствующего органа исполнительной власти.


    Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемые заявителем пункты 5.5 и 6.1 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ городского округа <...> Республики Башкортостан, их формирования и реализации, утвержденного постановлением администрации городского округа <...> РБ <...> от <...>, приняты в соответствии действующим законодательством, - поскольку в данном случае правоотношения урегулированы законодательным актом (Бюджетным кодексом), имеющим более узкую сферу деятельности, - бюджетные правоотношения, нежели законом № 131-ФЗ, определяющим общие принципы организации местного самоуправления, - а потому в удовлетворении заявления прокурора <...> следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования прокурора <...> РБ о признании пунктов 5.5., 6.1 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, утвержденных постановлением администрации городского округа <...> РБ <...> от <...>, не действующими, в связи с их несоответствием требованиям закона, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления в окончательной форме через Кумертауский городской суд РБ.

Судья    

Решение не вступило в законную силу.