№ 2-936/2012 решение по гражданскому делу по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа город Кумертау о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части



№ 2-936/2012г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 27 августа 2012 года.

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Газимуллиной Л.А.

с участием помощника прокурора города Кумертау Шарафутдинова Р.Я.

представителя ответчика-Администрации Городского округа город Кумертау РБ Котловой Н.В., действующей на основании доверенности <...> от <...>,

при секретаре Султановой Э.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа город Кумертау о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <...> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации <...> РБ о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части указывая, что постановлением администрации городского округа <...> от <...> <...> утвержден Порядок разработки и реализации городских целевых программ городского округа <...> Республики Башкортостан (далее - Порядок разработки и реализации городских целевых программ). <...> прокуратурой <...> принесен протест на постановление администрации городского округа <...> от <...> <...> с требованием привести Порядок разработки и реализации городских целевых программ городского округа <...> РБ в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку пункт 6.1 Порядка разработки и реализации городских целевых программ не соответствует требованиям закона и подлежит изменению по следующим основаниям. Согласно п. 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131 - ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развития муниципального образования. Кроме того, Порядок разработки и реализации городских "целевых программ не предусматривает вынесение проектов программ на публичные слушания. Пунктом 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона 131-ФЗ предусмотрено, что проекты планов и программ развития муниципального образования должны выноситься на публичные слушания. Администрацией Городского округа город Кумертау РБ протест отклонен на том основании, что порядок разработки и реализации городских целевых программ утвержден в соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Указанные доводы противоречат закону, имеющему наибольшую юридическую силу. Согласно преамбулы ФЗ № 131, указанный закон устанавливает в соответствии с Конституцией РФ общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ. Преамбулой БК РФ определено, что БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФЫ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ. Таким образом, Федеральный закон № 131 является специальным нормативным правовым актом, устанавливающим основные принципы организации местного самоуправления в РФ, полномочия органов местного самоуправления, в том числе утверждение программ развития. Бюджетный кодекс РФ определяет полномочия органов местного самоуправления лишь в части касающейся бюджетных правоотношений. Поэтому в случае наличия противоречий между ФЗ № 131 и БК в части определения полномочий органов местного самоуправления следует руководствоваться нормами ФЗ № 131.Кроме того, Уставом Городского округа город Кумертау РБ полномочия администрации по утверждению долгосрочных программ не предусмотрены. Порядком разработки и реализации городских целевых программ предусмотрен механизм, цели и задачи реализации долгосрочной программы. Пунктом 1.2 Порядка установлено, что долгосрочная программа принимается для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа город Кумертау. Таким образом, долгосрочная программа по своему содержанию, целям и задачам является программой развития муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора города Кумертау Шарафутдинов Р.Я. поддержал доводы, указанные в заявлении. Дополнительно пояснил, что прокурор <...> обратился с требованием признать п.6.1 Порядка разработки и реализации городских целевых программ не действующим в связи с несоответствием его требованиям закона и дополнить Порядок разработки и реализации городских целевых программ пунктом, предусматривающим вынесение проектов программ на публичные слушания.

Представитель ответчика Котлова Н.В. исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что порядок реализации городских целевых программ утверждается администрацией <...>, поскольку под программы предусмотрено финансирование. Требование о дополнении Порядка разработки и реализации городских целевых программ о вынесении проекта программ на публичное слушание удовлетворению также подлежать не может, так как публичные слушания проводятся только в случае принятия решения представительным органом муниципального образования.

Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям :

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно преамбуле Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указанный закон устанавливает в соответствии с Конституцией РФ общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развития муниципального образования.

Преамбулой Бюджетного кодекса РФ установлено, что указанный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2009 года, полномочиями по утверждению муниципальных долгосрочных целевых программ обладали представительные органы местного самоуправления. В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" указанные полномочия перешли в ведение местной администрацией муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Судом установлено, что постановлением Главы администрации <...> РБ <...> от <...> утвержден Порядок разработки и реализации городских целевых программ городского округа <...> РБ.

В пункте 6.1 указано, что долгосрочные программы утверждаются постановлением Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан.

<...> прокурором <...> принесен протест на постановление администрации <...> РБ от <...> <...>, где указано, что проекты планов и программ развития муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.

Согласно п.2 Постановления Правительства РБ от 28 декабря 2010 года N 517 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирования и реализации" порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирование и реализация возложены на:

Министерство экономического развития Республики Башкортостан методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан (далее - долгосрочные программы);

Министерство финансов Республики Башкортостан методическое руководство по вопросам, связанным с планированием бюджетных ассигнований на исполнение долгосрочных целевых программ.

В соответствии с п.п. «д» п.3 Постановления установлено, что общими принципами разработки и реализации долгосрочных целевых программ являются, в том числе, планирование и использование бюджетных ассигнований на исполнение долгосрочных целевых программ в форме бюджетных ассигнований на исполнение ведомственных целевых программ, связанных с долгосрочными целевыми программами и направленных на достижение непосредственных результатов деятельности соответствующего органа исполнительной власти.


    Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемые прокурором п. 6.1 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ городского округа <...> Республики Башкортостан, их формирования и реализации, утвержденного постановлением администрации городского округа <...> РБ <...> от <...>, приняты в соответствии действующим законодательством, - поскольку в данном случае правоотношения урегулированы законодательным актом (Бюджетным кодексом), имеющим более узкую сферу деятельности, - бюджетные правоотношения, нежели законом № 131-ФЗ, определяющим общие принципы организации местного самоуправления, - а потому в удовлетворении заявления прокурора <...> следует отказать.

Требование прокурора о вынесении проектов программ на публичные слушания также не подлежит удовлетворению, поскольку утверждение данных программ производится администрацией <...>, а не представительным органом муниципального образования.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа город Кумертау РБ о приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативного акта в его части.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись.

Верно. Судья                                Л.А.Газимуллина

Решение не вступило в законную силу.

Судья                                    Л.А.Газимуллина    

Секретарь судебного заседания                    Э.И.Султанова