Решение о признании незаконным бездействия



№ 2-362-2011г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 25 марта 2011 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Шухардиной Г.Ю.,

при секретаре Лыщенко Е.С.,

с участием помощника прокурора города Кумертау Димитрова А.И.,

представителя ответчика и.о. генерального директора ОАО «Нефтехиммаш» Кудашева Р.С., приказ. .. от. ..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора. .. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Нефтехиммаш» о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, представить произведенный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законом порядке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кумертау в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу (далее ОАО) «Нефтехиммаш» о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, представить произведенный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законом порядке, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу ст. 16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и друг виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата. Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за размещение отходов взимается соответствующая плата. В соответствии с ч.3 ст. 16 № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные радиационные воздействия и т.п.). Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2005 № 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В соответствии с п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, указанный орган ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. Согласно Перечню главных администраторов доходов федерального бюджета (Приложение № 4 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый 2011 и 2012 годов») Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проведенной прокуратурой города проверки исполнения природоохранного законодательства в ОАО «Нефтехиммаш» установлено, что на балансе предприятия находятся автотранспортные средства, при эксплуатации которых в атмосферный воздух осуществляется выброс загрязняющих веществ. Кроме того, предприятие осуществляет размещение отходов производства и потребления. Таким образом, ОАО «Нефтехиммаш» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, в нарушение требований природоохранного законодательства ОАО «Нефтехиммаш» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год не произведен, плата не внесена. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Данная правовая позиция содержится в Определении Конституционного суда Российской Федерации № 284-0 «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью неопределенного круга лиц в результате деятельности ОАО «Нефтехиммаш». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании помощник прокурора города Кумертау Димитров А.И. заявленные исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Нефтехиммаш» Кудашев Р.Р. в судебном заседании исковые требования прокурора города Кумертау признал, пояснил, что признание иска заявлено добровольно, последствия признания иска разъяснены и понятны.

Третье лицо представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, хотя надлежаще и своевременно был извещен о времени и месте рассмотрения дела, письменных возражений на иск не представил.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора города Кумертау обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.39 ч.ч.1,2 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ признание иска и принятие его судом является основанием для удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ОАО «Нефтехиммаш» Кудашев Р.Р. признал иск прокурора города Кумертау, признание иска ответчиком принято судом, так как в суде установлено, что признание иска заявлено ответчиком добровольно, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому иск прокурора города Кумертау подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ОАО «Нефтехиммаш» в пользу федерального бюджета РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме. .. рублей.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Кумертау удовлетворить.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Нефтехиммаш», выразившееся в неосуществлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год.

Обязать открытое акционерное общество «Нефтехиммаш» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, представить произведенный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законом порядке.

Взыскать с открытого акционерного общества «Нефтехиммаш» в пользу федерального бюджета РВ государственную пошлину в сумме. .. рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Г.Ю. Шухардина

Решение вступило в законную силу 04 апреля 2011 года.