Дело № 12-338-2010г
РЕШЕНИЕ
город Кумертау16 декабря 2010 года
Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Терер С.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Богатырева Л.П., его защитника адвоката Фархутдиновой Л.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе Богатырева Леонида Петровича на постановление мирового судьи судебного участка №2 по городу Кумертау Республики Башкортостан от 27 октября 2010 года,
УСТАНОВИЛА:
указанным выше постановлением мирового судьи Богатырев Л.П. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, то есть то, что, являясь должностным лицом, 08 октября 2010 года в 15 часов 00 минут не выполнил в установленный срок предписание государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Кумертау РБ №159 от 07 октября 2010 года по устранению нарушения ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
Не согласившись с указанным постановлением, Богатырев Л.П. подал жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу. Свое требование мотивировал тем, что требования, содержащиеся в предписании № 159 от 07 октября 2010 года, противоречат действующему законодательству и не подлежат исполнению. В силу п. 179 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (далее - «ПФРРЭЭ») подключение, восстановление подачи электрической энергии возможно только в случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности. Отказ потребителя от признания задолженности или указанного в письменном уведомлении размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств. В соответствии с п.п. «д» п. 177 «ПФРРЭЭ» возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда, то есть законом определен исчерпывающий перечень оснований для возобновления ограничения режима потребления электроэнергии, введенного в связи с невыполнением обязательств по оплате потребленного товара. На момент получения предписания ни одно из указанных выше оснований не наступило. Для решения вопроса о включении светофорных объектов, учитывая отсутствие оплаты, ОГИБДД ОВД по г. Кумертау необходимо было обратиться в суд для вынесения соответствующего решения о возобновлении подачи электроэнергии, либо принять соответствующие меры в отношении руководителя подразделения ГУП РБ «Баштранссигнал» в связи с непринятием мер по восстановлению электроснабжения светофорных объектов, поскольку обязанность по содержанию и поддержке технической готовности эксплуатируемых технических средств регулирования дорожного движения в силу положений Федерального закона N 196-ФЗ и Устава возложена на последнего. Право Гарантирующего поставщика на введение ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии предусмотрено ст. 523, 546 ГК РФ, п. 78 и гл. XIII «ПФРРЭЭ», ФЗ «Об электроэнергетике». Также условия, порядок оплаты и последствия в виде ограничения за несвоевременную оплату потребленной электрической энергии содержатся в договоре электроснабжения № 71721, заключенном с ГУП РБ «Баштранссигнал» без разногласий с их стороны. Таким образом, отключение объектов ГУП РБ «Баштранссигнал» от электроснабжения произведено в рамках действующего законодательства и в соответствии с условиями заключенного договора электроснабжения, а восстановление подачи электрической энергии было невозможно ввиду отсутствия оплаты за потребленную электроэнергию со стороны ГУП РБ «Баштранссигнал», соглашения с потребителем или вступившего в законную силу решения суда. Руководство ГУП РБ «Баштранссигнал» должно было произвести своевременную оплату электроэнергии в целях не допущения снижения уровня безопасности участников дорожного движения, степени защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий. Соответственно предписания ОГИБДД ОВД должны были быть составлены в отношении должностных лиц ГУП РБ «Баштранссигнал» как «реакция» на письменное предупреждение ООО «ЭСКБ», направленное в адрес ОГИБДД ОВД, о возможности ввода ограничения светофоров в случае непогашения долга.
Требование, содержащееся в предписании № 159 от 07 октября 2010 года о подключении Богатыревым Л.П. светофорного объекта, в силу своего содержания не могло быть исполнено последним, поскольку в соответствии с п. 172 «ПФРРЭЭ» фактические действия по ограничению, а, следовательно, и по восстановлению режима электропотребления осуществляются потребителем самостоятельно или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Сетевой организацией в данном случае является ООО «БашРЭС», которое производило фактические действия по ограничению электропотребления, и предписание на восстановление режима потребления электроэнергии должно было быть направлено в адрес должностных лиц этой организации. Предписание о том, что вопрос исполнения обязательств по оплате потреблённой электроэнергии с ГУП РБ «Баштранссигнал» должен решаться без отключения электроэнергии от светофорных объектов в установленном законом порядке, также не имеет под собой законных оснований. Правилами функционирования розничных рынков...., в частности Приложением № 6, установлен перечень потребителей (отдельных объектов) в отношении, которых не допускается ограничение режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони. Светофорные объекты в данный перечень не включены, соответственно Гарантирующий поставщик имеет все законные основания для ввода ограничения режима потребления в отношении объектов ГУП РБ «Баштранссигнал» в порядке предусмотренном «ПФРРЭЭ».
Также считает необоснованным вывод суда о недопустимости отключения светофоров, регулирующих дорожное движение, поскольку такое отключение влечет за собой снижение уровня безопасности дорожного движения. Светофор не является источником повышенной опасности и единственным средством регулирования дорожного движения, и если он по какой-либо причине отключен, участники дорожного движения должны осуществлять движение в соответствии с правилами дорожного движения. Согласно ст. 13.3. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета. Знаки приоритета на перекрестке улиц Брикетная - Промышленная г. Кумертау установлены, а значит, снижения уровня безопасности не произошло.
Суд также не учел тот факт, что признак наличия его (Богатырева) вины по отключению электроэнергии светофорных объектов является обязательным к привлечению к административной ответственности, и в данном случае, т.к. им были приняты все меры и соблюдены нормы гражданского законодательства и обязательства по договорным отношениям между ООО «ЭСКБ» и ГУП РБ «Баштранссигнал», отсутствует. Более того, неисполнение предписания явилось следствием стремления соблюсти нормы законодательства, где прямо указывается, что возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда (п.п. «д» п. 177 «ПФРРЭЭ»). Вышеперечисленные доводы были изложены в судебном заседании, а также представлены мировому судье в письменном виде, однако не нашли надлежащей оценки и не были учтены при вынесении постановления.
Кроме того, суд не учёл положение абз.2 п.177 «ПФРРЭЭ», которое имеет существенное значение для дела. Согласно данной норме, если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, сетевая организация не вправе производить действия по ограничению режима потребления и обязана известить об этом инициатора введения ограничения.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что фактические действия по ограничению режимов электропотребления возложены на сетевые организации, начальник Кумертауского отделения филиала «ЭСКБ-Юг» ООО «ЭСКБ» Богатырев Л.П. как инициатор ввода ограничения за прекращение подачи электрической энергии на светофорные объекты ответственности не несёт и тем более не является лицом, виновным в отключении светофорных объектов от электрической энергии.
В судебном заседании Богатырев Л.П. поддержал свою жалобу, просил отменить постановление мирового судьи, производство по делу - прекратить, представил уточнение жалобы на постановление мирового судьи, привел доводы, изложенные в жалобе и уточнении к ней. Дополнительно пояснил, что в его бездействии отсутствуют признаки состава административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, поскольку КО ООО «ЭЭСКБ» не осуществляет подключение светофорных объектов к электрической сети, и он (Богатырев) не способен был своими личными действиями выполнить требование инспектора ОГИБДД о подключении к электроэнергии светофорных объектов.
Защитник Фархутдинова Л.Т. также просила отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Богатырева Л.П. состава административного правонарушения, привела доводы, изложенные в жалобе и уточнении к ней.
Суд, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Богатырева Л.П., его защитника Фархутдинову Л.Т., считает, что жалоба подлежит удовлетворению, постановление мирового судьи судебного участка №2 по городу Кумертау - отмене, производство по делу – прекращению.
Квалифицируя действия Богатырева Л.П. по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, мировой судья в постановлении указал, что действия Богатырева Л.П. по отключению светофора на перекрестке улиц Брикетная-Промышленная города Кумертау являются незаконными, следовательно предписание ОГИБДД №159 от 07 октября 2010 года обоснованно, Богатырев Л.П. не выполнил законное предписание в установленный срок.
Однако с таким выводом мирового судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.
Субъектом административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение предписания о возобновлении электроснабжения светофора могут быть лица, которые обладают полномочия восстановить электроснабжение светофора в силу закона или договора.
Кроме того, субъектом административной ответственности, предусмотренной ст.2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.172 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530, и п.45 Приложения №5 к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии №107/14 от 01 января 2010 года, действия по возобновлению режима потребления электроэнергии осуществляет ООО «БашРЭС» в течение 24 часов с момента получения уведомления об оплате потребителем долга.
Потребителем электроэнергии в соответствии с договором электроснабжения №71721 от 01 декабря 2008 года является ГУП РБ «Баштранссигнал», в чью компетенцию, как владельца светофорных объектов, входит организация надлежащей работы светофоров. Согласно ст.5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Следовательно, устранить причины, послужившие основанием для ввода ограничений режима потребления электроэнергии, то есть оплатить задолженность, могло только ГУП РБ «Баштранссигнал». После чего, сетевая организация ООО «БашРЭС» была бы вправе в течение 24 часов с момента получения уведомления от ОАО «Башкирэнерго» возобновить электроснабжение.
Предписание было выдано начальнику Кумертауского отделения филиала «ЭСКБ-Юг» ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана», то есть руководителю организации, не уполномоченной ни законом, ни договором осуществлять действия по подключению светофоров. Лицо, не уполномоченное производить подключение электроустановок к электрической сети, не может выступать субъектом административной ответственности за невыполнение требования о подключении.
При таких обстоятельствах, Богатырев Л.П. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, в связи с чем постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях Богатырева состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 ч.3, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу Богатырева Леонида Петровича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 по городу Кумертау от 27 октября 2010 года по делу об административном правонарушении о привлечении Богатырева Леонида Петровича к административной ответственности, предусмотренной ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Председательствующая