Решение по делу № 2-20 о взыскании коммунальных платежей



Дело № 2-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Кумены 31 января 2012 года

Куменский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Малыгиной А. Г.,

при секретаре Князевой Е. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костровой <данные изъяты> к МУ администрации Куменского района о взыскании расходов по оплате коммунальных платежей за отопление и освещение,

установил:

Истица Кострова <данные изъяты> обратилась в суд с иском о взыскании с муниципального учреждения администрации Куменского района Кировской области за счет казны муниципального образования «Куменский муниципальный район» Кировской области затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты> и судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме <данные изъяты>, а всего - <данные изъяты>.

В обоснование исковых требований истица Кострова <данные изъяты> указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в должности <данные изъяты> МЛПУ «Куменская центральная районная больница» и проживает в <адрес> Куменского района Кировской области.

До 01.01.2005 года в соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» она пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 01.01.2005 года данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведение субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 153 Федерального Закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, представлявшихся соответствующей категории по состоянию на 31.12.2004 года. В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством, обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Вместе с тем меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения администрацией Куменского района установлены не были.

Всего с ДД.ММ.ГГГГ включительно документально подтвержденные затраты, понесенные ею на оплату коммунальных услуг и наем жилья составили- <данные изъяты> Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета, в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 года №267-30 составила 14 <данные изъяты> Проживающим вместе с ней членам ее семьи меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за указанный период времени не предоставлялись.

Указанные нарушения ущемляют ее социальные права, как медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения, расположенного в поселке городского типа.

В судебное заседание истица Кострова <данные изъяты> не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Куменского района Жаренов <данные изъяты> исковые требования истицы не признал, суду показал, что решения о предоставлении, а в последующем и об отмене льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности, принимались федеральными органами власти.

При этом каких-либо нормативных правовых актов о компенсации возлагаемых на органы местного самоуправления дополнительных расходов, в связи с отменой федеральных льгот не принималось.

Предусмотренные законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-30 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» и законами области о бюджете на соответствующие финансовые годы, денежные средства на частичную компенсацию расходов по содержанию, отоплению и освещению жилых помещений, занимаемых медицинскими работниками, компенсировались заявителю в период с ДД.ММ.ГГГГ в объеме средств, выделенных из областного бюджета в сумме <данные изъяты> руб.

Иной финансовой помощи для надлежащего исполнения, указываемых заявителем расходных обязательств, бюджету муниципального образования Куменский район, ни из федерального, ни из областного бюджетов, не оказывалось.

В связи с изложенным, администрация Куменского района не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялось финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент финансов Кировской области надлежаще извещенное о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явилось, направило отзыв на исковое заявление, в котором сообщило, что в соответствии с частью 4 ст. 63 "Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан" в редакции от 22 августа 2004 года меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года № 267-30 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области", установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета.

Согласно ст. 4 Закона Кировской области № 267-30 от 3 ноября 2004 года размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.

В ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной частичной компенсации расходов установлен в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ размер такой компенсации составил <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей ежемесячно. Истцу такая компенсация выплачивалась ежемесячно.

Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Пункт 1 ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.

Пункт 2 ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Ранее действующим законодательством указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение не предоставлялись.

Законом Кировской области № 267-30 установлена система мер социальной поддержки этих лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставляемых льгот, в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, по смыслу статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

В 2003 году субъектам РФ предписывалось установить и до 01 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг соответствующим категориям медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, т.е. осуществить переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий.

Жилищный кодекс Российской Федерации, в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР, прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В части 1 ст. 160 говориться лишь о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств собственных бюджетов. При этом, согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Отсюда следует, что Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года и не устраняется от исполнения обязанности по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности в организациях здравоохранения.

Как установлено определением Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П, финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно должен предусматриваться в Федеральном законе о Федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий, и необходимость соответствующих расходов.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в данном Постановлении, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в частности предоставления льгот согласно Федеральному закону.

На основании вышеизложенного Департамент финансов Кировской области считает, что требования Костровой <данные изъяты> предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Из паспорта (л.д.6), справки администрации Куменского городского поселения Куменского района Кировской области (л.д. 18) видно, что Кострова <данные изъяты> проживает в <адрес>.

Из записей в трудовой книжке истицы (л.д. 7-8) и справок КОГБУЗ «Куменская центральная районная больница» (л.д. 9, 50) видно, что Кострова <данные изъяты> работает в должности фельдшера КОГБУЗ «Куменская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в поселке городского типа <адрес>.

До 01.01.2005 г. на основании ч.2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1, Кострова <данные изъяты>, как работник с медицинским образованием муниципальной системы здравоохранения, работающая и проживающая в посёлке городского типа, пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

Всего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно документально подтвержденные затраты, понесенные Костровой <данные изъяты> на оплату коммунальных услуг за отопление- <данные изъяты>. и освещение- <данные изъяты>., составили <данные изъяты>. (л.д. 48-49).

Согласно справке КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Куменском районе» видно, что Костровой <данные изъяты> выплачивается частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, (л.д. 17). Общая сумма частичной компенсации коммунальных платежей за счет средств областного бюджета с ДД.ММ.ГГГГ, включительно, составила <данные изъяты> руб.

Фактические затраты истицы Костровой <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили <данные изъяты>. исходя из следующего: за отопление- <данные изъяты>., освещение- <данные изъяты><данные изъяты>, а всего <данные изъяты>, которые уменьшены на сумму выплаченной частичной компенсации в размере <данные изъяты>.

Часть 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно которой врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, утратила силу с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Однако, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 N 383-О-П "По жалобе граждан ФИО5 и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по своему конституционно-правовому смыслу указанное законоположение не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года. Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл данной правовой нормы является общеобязательным и исключает любое иное её истолкование в правоприменительной практике.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности.

Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения «Куменская центральная районная больница», утверждённому распоряжением главы администрации Куменского района Кировской области от 22.08.2005 года № 306 (л.д. 51-52) и Уставу муниципального лечебно-профилактического учреждения «Куменская центральная районная больница», утверждённому постановлением администрации Куменского района Кировской области от 29.12.2010 года № 1269 (л.д.53-54), Куменская центральная районная больница является муниципальным учреждением здравоохранения и находится в муниципальной собственности. Её учредителем является администрация Куменского района Кировской области.

Таким образом, обязанность компенсировать медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения, проживающему в посёлке городского типа, расходы, понесённые в связи с оплатой отопления и освещения своего жилого помещения, лежит на ответчике администрации Куменского муниципального района Кировской области.

Истицей расчёт уплаченных сумм за отопление и освещение произведён верно, и не оспаривается представителем ответчика.

Однако, исковые требования истицы Костровой <данные изъяты> подлежат удовлетворению частично, поскольку действующее законодательство регулирует социальные льготы медицинским работникам в виде предоставления в пользование бесплатно квартиры с отоплением и освещением.

Истица Кострова <данные изъяты> имеет в собственности 1/3 часть квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43).

Как видно из лицевого счета Костровой <данные изъяты>, открытого ООО «Куменское домоуправление» Куменского района Кировской области, ДД.ММ.ГГГГ, включительно, плата за наем жилья Костровой <данные изъяты> не начислялась. Костровой <данные изъяты> вносились платежи за текущий ремонт и содержание общего имущества, (л.д. 12).

Поэтому, исковые требования истицы в части взыскания оплаты за текущий ремонт и содержание общего имущества жилого помещения в сумме ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными и не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах исковые требования истицы подлежат удовлетворению частично исходя из фактических затрат истицы Костровой <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые составили <данные изъяты>., в том числе за отопление- <данные изъяты>, освещение- <данные изъяты><данные изъяты>, а всего <данные изъяты>, которые уменьшены на сумму выплаченной истице частичной компенсации в размере <данные изъяты>.

Доводы ответчика, приведенные в обоснование не согласия с иском истицы Костровой <данные изъяты>, в том, что администрация Куменского района является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными, т.к. отсутствие достаточного финансирования областным бюджетом средств на цели обеспечения социальных льгот медицинским работникам и неурегулированность отношений между бюджетами различных уровней, не могут служить основанием для освобождения администрации Куменского района от обязанности обеспечить указанные выше льготы за счёт казны муниципального района.

Закон Кировской области от 03.11.2004 N 267-30 "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области", принятый постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 28.10.2004 N 41/206, устанавливающий меру социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, а также условия, размер и порядок выплаты частичной компенсации расходов, с учётом выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла правовых норм, регулирующих вопросы предоставления социальных льгот данной категории граждан, также не освобождает ответчика от обязанности компенсировать расходы истицы на оплату коммунальных услуг в полном объёме.

Согласно ст. 98 ГПК РФ с администрации Куменского района подлежит взысканию уплаченная истицей Костровой <данные изъяты>, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, госпошлина в сумме 2269 рублей 09 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Костровой <данные изъяты> к МУ администрации Куменского района о взыскании расходов по оплате коммунальных платежей за отопление и освещение удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Куменского муниципального района Кировской области за счет казны муниципального образования «Куменский муниципальный район Кировской области» в пользу Костровой <данные изъяты> расходы на оплату отопления и освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ, включительно, в размере <данные изъяты>, и уплаченную ею госпошлину в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.

В остальной части иска Костровой <данные изъяты> к МУ администрации Куменского района о взыскании расходов по оплате коммунальных платежей за отопление и освещение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через районный суд.

Решение принято в окончательной форме 03.02.2012 года.

Председательствующий –А.Г.Малыгина