Решение о признании бездействия незаконным



№ 2-227/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кумылженский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Т.А. Маноцковой

при секретаре Ю.И. Пышненко

С участием представителя прокуратуры Кумылженского района Волгоградской области - старшего помощника прокурора А.Н. Левадной

27 мая 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Кумылженской гражданское дело по иску прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кумылженского района Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Кумылженского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения Администрацией Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, Администрацией Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области работа по проведению противопожарной пропаганды среди населения должным образом не организована, равно как и деятельность в области распространения пожарно-технических знаний. Так, за период 2010 - 2011 г.г. ответчиком не было опубликовано ни одной статьи в средствах массовой информации по вопросам организации пожарной безопасности в границах поселения, пропаганде противопожарной безопасности и иным вопросам в указанной сфере деятельности, что подтверждается справкой МУ редакция газеты «Победа».

Более того, за указанный период времени ответчиком не осуществлялось распространение среди населения муниципального образования специальной литературы и рекламной продукции; не проводились тематические выставки, смотры, конференции и иные мероприятия, направленные на проведение противопожарной пропаганды и распространение пожарно-технических знаний.

Неисполнение ответчиком приведенных выше требований законодательства влечет снижение уровня пожарной безопасности Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, что, в свою очередь, создает угрозу жизни, здоровью, а также имущественным правам неопределенного круга лиц - населения данного муниципального образования. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Администрации Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности, обязать Администрацию Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области к осуществлению мероприятий, направленных на проведение противопожарной пропаганды в границах Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области и содействие распространению пожарно-технических знаний.

Представитель истца - прокуратуры Кумылженского района Волгоградской области - старший помощник прокурора А.Н. Левадная в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области А.И. Петров в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.

Представитель третьего лица - начальник отделения надзорной деятельности по Кумылженскому району ГУ МЧС России по Волгоградской области М.Ю. Парсанов в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления, определены нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу пункта 9 статьи 14 которого к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - «Закон»), из преамбулы которого следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу статьи 3 указанного Закона система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.

В число основных функций системы обеспечения пожарной безопасности включено создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, а также информационное обеспечение в области пожарной безопасности.

Обязанности органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности регламентированы статьей 19 Закона, в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статьей 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в обязанности органов местного самоуправления также вменено проведение противопожарной пропаганды в границах поселения, которая представляет собой целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

Указанная обязанность органов местного самоуправления также нашла свое отражение в статье 26 Закона, в силу которой органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

По результатам проведенной прокуратурой проверки, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Михайловским отделом ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области выдано предписание Главе Администрации Шакинского сельского поселения по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 18-19). Указанное предписание не исполнено, в связи с чем по данному факту ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отделения надзорной деятельности по Кумылженскому району ГУ МЧС России по Волгоградской области в отношении Главы Администрации Шакинского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 20).

Неисполнение ответчиком указанной обязанности (бездействие) нарушает законодательство о пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ «Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства» к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании изложенных выше обстоятельств, суд считает необходимым, удовлетворить заявленные требования и обязать ответчика осуществить мероприятия, направленные на проведение противопожарной пропаганды в границах Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области и содействие распространению пожарно-технических знаний, устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку не исполнение закона создает угрозу жизни, здоровью, а также имущественным правам неопределенного круга лиц населения Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязать Администрацию Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области к осуществлению мероприятий, направленных на проведение противопожарной пропаганды в границах Шакинского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области и содействие распространению пожарно-технических знаний.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Волгоградский областной суд через Кумылженский районный суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате машинописным текстом.

Судья :