Дело № 2-283/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кулунда 00 сентября 2010 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Сачкова А.Н.,
при секретаре Фрезе Н.В.,
с участием сторон:
представителей истца Сергиенко Б.В., Вайгель А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Дирекция единого заказчика» о признании действия по начислению платы за коммунальные услуги противоправными и обязании осуществления перерасчета,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах (далее Роспотребнадзор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей к МУП «ДЕЗ» о признании неправомерными действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами и обязании произвести перерасчет сумм за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
В обосновании иска указали, что 15 марта 2010г. в Роспотребнадзор поступила письменная жалоба потребителя ГИФ на необоснованно начисленные суммы по водоснабжению и канализации за январь - февраль 2010 года МУП «Дирекцией единого заказчика». На основании полученной жалобы территориальным отделом Роспотребнадзора проведена внеплановая документарная проверка ответчика для установления обоснованности указанных в жалобе фактов. Территориальным отделом Роспотребнадзора было установлено нарушение прав как потребителя ГИФ, так и неопределенного круга потребителей при осуществлении МУП «ДЕЗ» недостоверных расчетов за оказанные потребителям коммунальные услуги по водоснабжению и канализации собственникам жилых помещений проживающих в многоквартирных домах в которых установлен общедомовой прибор учета и часть жилых квартир которые имеют индивидуальные приборы учета.
Также установлено, что ответчиком осуществлен обман (обсчет) потребителя ГИФ в части предъявленных ему для оплаты сумм за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению (холодная вода) и по водоотведению (канализации). Согласно информационных писем от __________г. 00, от __________г. __________, от __________г. 00 представленных МУП «ДЕЗ» потребитель ГИФ проживает в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета холодной воды, расположенной в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды. Также из указанных выше информационных писем МУП «ДЕЗ» следует, что часть квартир многоквартирного дома, в котором проживает потребитель ГИФ, оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды.
При при начислении коммунальных платежей МУП «ДЕЗ» должно было руководствоваться «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (с измен. От 29.07.2010 г.) (далее Правила), в частности при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к вышеназванных правил Правилам, по формуле
, (3)
где:
-количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
-норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения-куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения-кВт·час в месяц на 1 чел.);
-тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения-руб./куб. м; для электроснабжения-руб./кВт·час);
Вместе с тем в информационном письме от 02.04.2010г. №277 МУП «Дирекцией единого заказчика» представлен порядок и алгоритм расчетов, используемый ответчиком при проведении расчетов за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению. Используемая МУП «ДЕЗ» методика расчетов за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению пользователям коммунальных услуг отлична от требований, предусмотренных в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в действующей редакции).
При этом обсчет потребителя ГИФ по водоснабжению (холодная вода) составил 00 рублей, а по водоотведению (канализации) - 00 рубля.
В соответствии с выявленными нарушениями юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие «Дирекция единого заказчика» привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Обман потребителей», в отношении юридического лица вынесен штраф в размере 00 рублей. В свою очередь ответчик не возражал против установленных нарушений законодательства Российской Федерации, потребителю ГИФ был сделан перерасчет и возвращены необоснованно начисленные суммы за коммунальные услуги по водоснабжению и канализации.
Из представленного информационного письма МУП «ДЕЗ» от __________г. 00 видно, что собственникам данных жилых помещений производят начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение (канализацию) исходя из доли потребления коммунального ресурса от разницы общего объема потребленного коммунального ресурса и объема потребленного коммунального ресурса по индивидуальным приборам учета, а не по разработанной формуле (№3), предусматривающей произведение нормы потребления коммунального ресурса на количество зарегистрированных в жилом помещении граждан на тариф за коммунальную услугу. В результате произведенных расчетов собственникам помещений вместо положенной нормы потребления в соответствии с Решением Собрания депутатов Кулундинского района Алтайского края от 27.12.2006г. №298 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» используют для расчетов норму потребления коммунального ресурса найденную расчетным путем, как правило, рассчитанная норма потребления выше положенной, а следовательно и сумма за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению и канализации составила гораздо выше положенной.
Также в жилых помещениях, оборудованных приборами учета, размер платы определяется по формуле:
, (9)
где:
-объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
-суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах-общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
-суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
-объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах-общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
-тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения-руб./куб. м; для электроснабжения-
руб./ кВт·час);
Фактически МУП «ДЕЗ» не применяет данную формулу при расчетах платы за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению, водоотведению собственникам жилых квартир оборудованных индивидуальными приборами учета и расположенных в многоквартирном доме оборудованном общедомовым прибором учета.
Из представленного информационного письма МУП «ДЕЗ» от __________г. 00 видно, что собственникам данных жилых помещений производят начисление платы за холодное водоснабжение и канализацию только лишь исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации порядок расчетов за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению (использование формулы №9 подпункта 1 пункта 3 приложения № 2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в действующей редакции) МУП «ДЕЗ» при расчетах за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению, водоотведению не используется.
Несмотря на выявленные нарушения ответчик продолжает применять методику расчетов за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации. Юридическим лицом не проведена проверка сделанных расчетов и перерасчеты по другим потребителям коммунальных услуг.
В территориальный отдел Роспотребнадзора продолжают поступать обращения потребителей на необоснованно начисленные суммы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению (канализации).
Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан Кулундинского района, имеющих намерение или уже пользующихся коммунальными услугами по водоснабжению, канализации исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Определить полный перечень потребителей, на которых распространяются в настоящее время и будут распространяться в дальнейшем отношения не представляется возможным.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в т.ч. услуг жилищно-коммунального хозяйства.
На основании вышеизложенного в силу ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту неопределенного круга лиц и просят признать неправомерными указанные действия ответчика и обязать ответчика произвести в массовом порядке без заявления собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета перерасчет по неверно рассчитанным суммам за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению с января 2010 года по настоящее время.
В судебном заседании представитель истца Сергиенко Б.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям и суду пояснил, что указанные действия ответчика нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных домах с.Кулунда имеющих общедомовые приборы учета. По постановлению об административном правонарушении, вынесенном Роспотребнадзором от 04 июня 2010 г. МУП «ДЕЗ» признан виновным по ст. 14.7 КоАП РФ по факту обмана потребителя ГИФ и назначен административный штраф. Ответчик согласился с данным постановлением и добровольно произвел перерасчет потребителю ГИФ Остальным потребителям проживающим в многоквартирных домах имеющих общедомовые приборы учета ответчик производить перерасчет отказывается.
Представитель истца Вайгель А.Н. также поддержал исковое заявление по тем же основаниям, указав, что действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга граждан - потребителей проживающих в многоквартирных домах имеющих общедомовые приборы учета по водоснабжению и водоотведению. Расчет коммунальных услуг в этих домах производится по формулам отличным тем, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. В связи с чем просят признать указанные действия ответчика неправомерными и обязать МУП «ДЕЗ» произвести перерасчет в массовой порядке без заявлений потребителей проживающих в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета по суммам коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации) с января 2010 года до настоящего времени, то есть до вынесения решения суда.
Извещенный о месте и времени представитель ответчика МУП «ДЕЗ» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В суд представил отзыв, в котором указывает, что расчеты производились правильные. Производить перерасчет в массовом порядке считают нецелесообразным.
Суд с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, поскольку их неявка не является препятствием к разрешению спора.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В судебном заседании установлено, что МУП «Дирекция единого заказчика» создано в целях изучения и удовлетворения спроса потребностей предприятий района к населению в предоставлении ряда услуг и товаров производимых предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальными предпринимателями, в частности организация предоставления на договорной основе бытовых услуг, жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2.2. Устава МУП «Дирекция единого заказчика» предметом деятельности предприятия является осуществление следующих видов деятельности:
- производство тепловой энергии (пара и горячей воды) котельными для отопления, горячего водоснабжения и других целей;
- распределение тепловой энергии по тепловым сетям среди потребителей (население, промышленные предприятия и т.п.);
- организация сборов денежных средств по оплате населением услуг;
- добыча, очистка, транспортировка и реализация воды населению;
- осуществляет работу по предоставлению гражданам льгот и компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг и контроль за их целевым использованием;
- обеспечивает формирование источников финансирования за счет сбора средств населения и других потребителей, поступающих в качестве оплаты содержания и ремонта жилья, жилищно-коммунальных услуг, платы за найм и арендной платы за жилые помещения, субсидий и трасфертов федерального бюджета, средств местного бюджета;
- заключает договоры с нанимателями и собственниками приватизированных квартир на предоставление коммунальных услуг согласно Правил предоставления этих услуг, утвержденных Правительством РФ, и другие.
Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года (с изм. от 29.07.2010 г.), утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила), в которых в Приложении № 2 определены формулы для расчета размера платы за коммунальные услуги.
Так при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил (п.22 раздела 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».
Согласно п. 19 раздела 3 Правил размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
для холодного водоснабжения, водоотведения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения №2 к настоящим Правилам.
В соответствии с указанными пунктом приложения №2 Правил при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:
, (3)
где:
-количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
-норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения-куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения-кВт·час в месяц на 1 чел.);
-тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения-руб./куб. м; для электроснабжения-руб./кВт·час).
При этом в указанных многоквартирных домах в жилых помещениях оборудованных приборами учета, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 Правил размер платы определяется по формуле:
, (9)
где:
-объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
-суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах-общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
-суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
-объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах-общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
-тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения-руб./куб. м; для электроснабжения-
руб./ кВт·час);
Как достоверно установлено в суде и не отрицалось ответчиком в ходе предварительного судебного слушанья, а также в представленных им возражениях следует, что фактически МУП «ДЕЗ» не применяет указанные формулы при расчетах платы за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению, водоотведению собственникам жилых квартир, как необорудованных, так и оборудованных индивидуальными приборами учета и расположенных в многоквартирном доме оборудованном общедомовым прибором учета.
Из информационного письма МУП «ДЕЗ» от __________г. 00 видно, что собственникам жилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета производят начисление платы за холодное водоснабжение и канализацию только лишь исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а собственникам жилых помещений в указанных домах и не оборудованных индивидуальными приборами учета, производят начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение (канализацию) исходя из доли потребления коммунального ресурса от разницы общего объема потребленного коммунального ресурса и объема потребленного коммунального ресурса по индивидуальным приборам учета, а не по разработанной формуле (№3), предусматривающей произведение нормы потребления коммунального ресурса на количество зарегистрированных в жилом помещении граждан на тариф за коммунальную услугу.
Обстоятельства неприменения утвержденных в Правилах формул для расчетов размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета подтверждается также и постановлением № 21/151 по делу об административном правонарушении от 04 июня 2010 года в отношении МУП «Дирекция единого заказчика», письмом государственной жилищной инспекции Алтайского края Администрации Алтайского края № 01-11/1112 от 11.05.2010 г.
Отсюда применение ответчиком иного отличного от утвержденного Правилами расчета платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям - нанимателям и собственниками жилых помещений расположенных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета порядка расчетов данных коммунальных услуг суд считает неправомерным.
Указанный выше порядок расчета размера платы за коммунальные услуги неоднократно проверялся на соответствие действующему законодательству Верховным судом РФ (Решение ВС РФ от 12 декабря 2006 года № ГКПИИ06-1228, Решение ВС РФ от 10 сентября 2008 года № ГКПИ 08-1540).
Из исследованных материалов дела видно, что потребителю ГИФ с января 2010 года неверно произведен расчет коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации). Впоследствии ему с указанного времени ответчиком был произведен перерасчет в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В связи с этим суд считает обоснованными требования истца о проведении ответчиком всем потребителям, проживающим в многоквартирных домах оборудованных общедомовыми приборами учета перерасчета по коммунальным услугам по водоснабжению и водоотведению (канализации) с января 2010 года по настоящее время.
Поскольку заявленные исковые требования затрагивают интересы неопределенного круга граждан - потребителей, пользующихся коммунальными услугами по водоснабжению, канализации в личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и определить весь круг потребителей не представляется возможным, суд полагает обоснованным и правомерным обращение истца с вышеуказанным иском, который подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать противоправными действия муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика» по начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, оборудованным общедомовыми приборами учета, как нарушающие требования «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Дирекцию единого заказчика» произвести перерасчет всем потребителям, собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета по неверно рассчитанным суммам за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению с января 2010 года по день вынесения настоящего решения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика» в доход бюджета госпошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Кулундинский районный суд.
Председательствующий: А.Н. Сачков