Решение по делу № 2-109/2011 по иску природоохранного прокурора к администрации Кулундинского р-на и Златополинской сельской администрации об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки быт. и промышл. отходов.



Дело №2-109/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кулунда 21 апреля 2011 года

Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Новиков Е.В.,

с участием прокурора Кулундинского района Зайцева Н.Л.,

представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора ГОС

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулундинского района Алтайского края и администрации Златополинского сельсовета Кулундинского района об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Кулундинского района Алтайского края и администрации Златополинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии с информацией полученной из администрации Кулундинского района, отходы образующиеся в границах Златополинского сельсовета Кулундинского района размещаются на свалке в с. Златополь - площадью 7,3 га. Установлено, что на территории Златополинского сельсовета не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов: место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории сельсовета отсутствует, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенного пункта, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, нет. Выявленные нарушения подтверждаются информацией администрации Кулундинского района, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. На основании п. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»). В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.п. 6,7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). На основании п.п. 2.2, 2.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровня шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований (п.п. 6.4, 6.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»). На полигоны ТБО, на основании п. 2.4 вышеуказанных Правил, принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличных, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности. Таким образом, обезвреживание ТБО должно осуществляться только в строго отведенных местах - полигонах ТБО. При этом согласно п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализированных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»). В нарушение вышеуказанных норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, утилизация и переработка отходов на территории Златополинского сельсовета надлежащим образом не организованы. В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Транспортирование отходов, т.е. их вывоз, Закон Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» определил как перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, использования, обезвреживания, захоронения и уничтожения (ст. 1 данного Закона). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании п.п. 14 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. До настоящего времени надлежащее место для проведения утилизации бытовых и промышленных отходов в границах Златополинского сельсовета не определено. Его отсутствие свидетельствует о том, что на протяжении всего существования населенных пунктов в границах сельсовета, этот вопрос не решался ни администрацией района, ни администрацией сельсовета. В сложившейся ситуации администрация Златополинского сельсовета должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов в границах сельсовета, а администрация Кулундинского района их утилизацию и переработку. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Следовательно администрация Златополинского сельсовета, администрация Кулундинского района должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды. ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ. ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Исходя из преамбулы к ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Таким образом, нормы вышеуказанных законов направлены на обеспечение здоровья населения и благоприятной окружающей среды. Несоблюдение названных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц. В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, на защиту прав жителей Златополинского сельсовета на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию Златополинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края организовать в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Златополинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края. Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Златополинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края.

В судебном заседании прокурор Кулундинского района исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Кулундинского района Малышенко С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствии. Ранее в ходе предварительного судебного заседания представила суду заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска и принятия его судом ей разъяснены и понятны. Для выполнения обязанностей указанных в исковом заявлении потребуется время, с учетом объема работы, до 01 июля 2012 года.

Представитель ответчика администрации Златополинского сельсовета Кулундинского района Матиенко Н.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Ранее в ходе предварительного судебного заседания представил суду заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска и принятия его судом ему разъяснены и понятны. Для выполнения обязанностей указанных в исковом заявлении потребуется время, с учетом объема работы, до 01 июля 2012 года.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в судебном заседании поддержала заявленные прокурором исковые требования.

Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Прокурор в судебном заседании не возражал против принятия судом признания иска представителями ответчиков.

Суд принимает признания иска ответчиками, считая, что они не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании ст. 206 ГПК РФ, с целью обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также устранения нарушений закона и предполагаемого объема работы, суд считает необходимым установить ответчикам срок до 01 июля 2012 года организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Златополинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края, в срок до 01 июля 2012 года, организовать в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Златополинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края.

Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края, в срок до 01 июля 2012 года, организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Златополинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кулундинского

районного суда Е.В. Новиков