Решение по делу № 2-111/2011 по иску природоохранного прокурора в интересах неопред. круга лиц к администрации Кулундинского р-на о переводе земель сельскохоз. назначения.



Дело №2-111/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кулунда 21 апреля 2011 года

Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Новиков Е.В.,

с участием прокурора Кулундинского района Зайцева Н.Л.,

представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора - ГОС

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулундинского района Алтайского края о переводе земель сельскохозяйственного назначения и организации места размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Кулундинского района Алтайского края о переводе земель сельскохозяйственного назначения и организации места размещения отходов. В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии с информацией полученной из администрации Кулундинского района, отходы образующиеся в границах Ананьевского сельсовета Кулундинского района размещаются на свалке, расположенной на земельном участке в 1,5 км по направлению на восток от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Алтайский край Кулундинский район село Ананьевка. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 03.04.2009г. №23/09-00472, составленному ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю, ему присвоен кадастровый номер 22:23:040004:784, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей. При этом в соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Размещение полигона бытовых и промышленных отходов на землях сельскохозяйственного назначения противоречит целевому назначению данных земель. Следовательно, необходим перевод их из одной категории в другую. Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую определен ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии со ст. 7 данного Закона, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов коммунального бытового назначения, при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. Поскольку место размещения бытовых отходов относится к объектам коммунально-бытового назначения, то для его организации возможен перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ст. 2 Закона). В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах района отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Следовательно, вопросы организации места размещения бытовых отходов входят в сферу полномочий администрации района. Администрация Кулундинского района должна на подведомственной территории определить место размещения отходов, образующихся в границах Ананьевского сельсовета. При невозможности образования полигона отходов на землях иных категорий, обратиться в администрацию Алтайского края с ходатайством о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Земельный кодекс РФ в качестве самостоятельной категории земель выделяет земли промышленности и иного специального назначения. В силу ст. 87 Земельного кодекса РФ, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Объекты размещения отходов, на основании ст. 87 Земельного кодекса РФ, могут располагаться на землях промышленности и иного специального назначения. Учитывая, что земельный участок, на котором размещаются отходы, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, администрации Кулундинского района необходимо обеспечить его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Однако несмотря на длительность существования места размещения отходов, образующихся в границах Ананьевского сельсовета, меры по переводу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, администрацией Кулундинского района не принимались. Кроме того, установлено, что на территории Ананьевского сельсовета место размещения отходов не соответствует предъявляемым требованиям: не ведется учет поступающих отходов, производственный контроль, отсутствует программа производственного контроля, объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствует организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующей деятельности. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. На основании п. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динами уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»). В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.п. 6,7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). На основании п.п. 2.2, 2.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровня шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований (п.п. 6.4, 6.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»). На полигоны ТБО, на основании п. 2.4 вышеуказанных Правил, принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличных, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности. Таким образом, обезвреживание ТБО должно осуществляться только в строго отведенных местах - полигонах ТБО. При этом согласно п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию. В нарушение вышеуказанных норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, утилизация и переработка отходов на территории Ананьевского сельсовета надлежащим образом не организованы. Организация, ответственная за выполнение названных мероприятий, не определена. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Следовательно администрация Кулундинского района должна обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к её компетенции. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды. ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ. ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Исходя из преамбулы к ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Таким образом, нормы вышеуказанных законов направлены на обеспечение здоровья населения и благоприятной окружающей среды. Несоблюдение названных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц. В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, на защиту прав жителей Ананьевского сельсовета на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края обратиться с ходатайством в администрацию Алтайского края о переводе земельного участка с кадастровым номером 22:23:040004:784, расположенного относительно ориентира: Алтайский край Кулундинский район село Ананьевка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, подготовив документы по перечню, установленному ст. 2 ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края определить организацию, ответственную за эксплуатацию места размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:23:040004:784, расположенного относительно ориентира: Алтайский край Кулундинский район село Ананьевка.

В судебном заседании прокурор Кулундинского района исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Кулундинского района Малышенко С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствии. Ранее в ходе предварительного судебного заседания представила суду заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска и принятия его судом ей разъяснены и понятны. Для выполнения обязанностей указанных в исковом заявлении потребуется время, для перевода участка земли в иную категорию около двух месяцев, для определения организации, с учетом объема работы, до 01 июля 2012 года.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в судебном заседании поддержала заявленные прокурором исковые требования.

Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Прокурор в судебном заседании не возражал против принятия судом признания иска представителем ответчика.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, считая, что оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании ст. 206 ГПК РФ, с целью обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также устранения нарушений закона и предполагаемого объема работы, суд считает необходимым установить ответчику срок до 01 июля 2012 года определить организацию, ответственную за эксплуатацию места размещения отходов, и срок до 30 июня 2011 года обратиться с ходатайством переводе земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края, в срок до 30 июня 2011 года, обратиться с ходатайством в администрацию Алтайского края о переводе земельного участка с кадастровым номером 22:23:040004:784, расположенного относительно ориентира: Алтайский край Кулундинский район село Ананьевка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, подготовив документы по перечню, установленному ст. 2 ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края, в срок до 01 июля 2012 года, определить организацию, ответственную за эксплуатацию места размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:23:040004:784, расположенного относительно ориентира: Алтайский край Кулундинский район село Ананьевка.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кулундинского

районного суда Е.В. Новиков