Решение по делу № 2-258/2011 по иску Ганн Л.А. к ЗАО `Кулундинское` о взыскании задолженности по вылате денежной компенсации по потере кормильца.



Дело № 2-258-2011

                                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                                                      Именем Российской Федерации

25 июля 2011года                                                                                                   с.Кулунда

                    Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Балухина ВН.

С участием сторон: истицы Ганн Л.А., представителя ответчика Гайдар С.С., представителя ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

Прокурора Зайцева Н.Л.

При секретаре Фрезе Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ганн Л.А. к ЗАО «Кулундинское» о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца

                                                          У С Т А Н О В И Л:

Ганн Л.А. обратилась в суд с иском к ЗАО «Кулундинское» о взыскании в ее пользу денежной компенсации за потерю кормильца в результате несчастного случая за период с ноября 2006г. по июнь 2011года в сумме 0000., а также взыскании на будущее время ежемесячной компенсации в размере заработной платы погибшего супруга. Свои требования истица обосновывает тем, что ***** в результате несчастного случая на производстве погиб при выполнении должностных обязанностей ее супруг, и она осталась без средств существования, так как на момент гибели мужа по состоянию здоровья не работала и находилась на его иждивении.

В судебном заседании истица поддержала свои требования в полном объеме, дополнительно показала, что на ***** она не работала и полностью находилась на иждивении супруга. ЗАО «Кулундинское» грубо нарушили правила техники безопасности, которые привели к гибели ее супруга. После его смерти она трудоустроилась в хозяйстве, однако в связи с состоянием здоровья была уволена. В настоящее время из-за болезни она не имеет возможности работать и осталась без средств существования. Медицинского заключения о ее трудоспособности она не имеет, так как для этого ей необходимо согласиться на операцию, что она не делает из-за боязни. Она располагает другими медицинскими документами, которые ею приобщены в деле и указывают на ее состояние здоровья и невозможность трудиться. У младшей дочери Алены ранее была инвалидность до 16 лет, но на момент гибели отца она была снята с учета. Ее доход сейчас состоит из пособия по уходу своим отцом. Свои требования Ганн Л.А. предъявляет к ЗАО «Кулундинское», как непосредственному виновнику аварии с ее мужем и не желает предъявлять к Фонду социального страхования.

Представитель Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Швец Н.С., который был привлечен в дело по инициативе суда, считает, что отделение не является надлежащим ответчиком в данном деле, так как свои обязательства в соответствии с законом они выполнили еще в 2005г., когда выплатили истице и ее дочерям единовременную страховую выплату каждой, а также назначили ежемесячные выплаты дочерям истицы.

Представитель ответчика ЗАО «Кулундинское» Гайдар С.С. находит требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из того, что истица не относится к категории граждан, имеющих право на такое обеспечение, так как не находилась на иждивении погибшего ни на момент его гибели, ни в настоящее время. Кроме того, ее требования относительно взыскания денежных сумм за пять лет невозможно, сроки обращения за таким правом истекли.

Суд, выслушав пояснения и доводы участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в иске истице отказать, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не опровергается сторонами по делу, что ***** с супругом истицы Ганн В.А. произошел несчастный случай на производстве, приведший к его гибели. На момент данного страхового случая истица временно не работала. На иждивении погибшего находились трое дочерей: Наталья, *****г.р., Анастасия, *****г.р. и Алена *****г.р., которым были назначены и выплачивались страховые выплаты.

Указанные обстоятельства подтверждены актом о несчастном случае формы Н-1,, свидетельством о заключении брака, свидетельствами о рождении детей, приказами филиала №4 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, копией паспорта истицы

Согласно ст.184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику /его семье/ возмещается его утраченный заработок, а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работника гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и урегулированы ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно ст.7 указанного Закона право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

ребенок умершего, родившийся после его смерти;

один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Таким образов перечень граждан, имеющих право на такое обеспечение, обозначен законом.

Вместе с тем, нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае потери кормильца признаются: несовершеннолетние, в том числе ребенок умершего, рожденный после его смерти, до достижении ими возраста 18 лет /независимо от того, работают ли они, учатся или ничем не заняты/. Правом на возмещение вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, пользуются также совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении до достижения ими возраста 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме; женщины старше 55 лет; инвалиды 1,2 или3 группы.

Указанное разъяснение дано в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011г «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Исходя из пояснений истицы, материалов дела, оснований для отнесения истицы к категории нетрудоспособных не имеется. Отсутствие трудового договора у истицы на момент гибели супруга, наличие в данный период детей старше 14лет, ее возраст /1964 г.р./не свидетельствуют о ее нетрудоспособности. Ограничение в медицинских показаниях к выполнению каких-либо работ в данном случае также не указывает на ее нетрудоспособность как основания для обеспечения социального страхования.

Других доказательств иного суду представлено не было и не установлено.

Кроме того, в силу п.7 ст.15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» выплата обеспечения по социальному страхованию застрахованному, за исключение выплаты пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, и оплаты отпуска /сверх ежегодного оплачиваемого отпуска/ на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, которые производятся страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов, производятся страховщиком.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что работодатель - ЗАО «Кулундинское» в указанной ситуации не может являться ответственной стороной по таким требованиям.

Истица Ганн Л.А. каких-либо требований к страховщику, то есть к Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ не предъявляет и предъявлять не желает.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы и потому отказывает в иске.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Ганн Л.А. к ЗАО «Кулундинское» о взыскании денежной компенсации и задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Кулундинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий                                                          В.Н.Балухина