Решение по делу № 2-281/2011 по иску Коваль А.Н. к Алтайской таможне о восстановлении на работе.



1

Дело №2-281-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года                                                                                        с.Кулунда

Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Балухина В.Н. С участием сторон: истца Коваль А.Н.. представителя ответчика Букреевой О.А., при прокуроре Зайцеве Н.Л. секретаре Павленко Н.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Коваль А.Н. к Алтайской таможне о восстановлении на работе, оплате заработной платы за время вынужденного прогула

УСТАНОВИЛ:

Коваль А.Н. обратился в суд с иском к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления ФТС РФ о восстановлении на работе в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Кулундинского таможенного поста Алтайской таможни, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, при этом, ссылаясь на то, что с ///// он состоял на государственной службе в должности государственного таможенного инспектора ОТО и ТК ****** Кулундинского таможенного поста, а ///// он был назначен государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра этого поста и исполнял обязанности в указанной должности по ///// Приказом ******-К от ///// он был уволен с данной должности в связи с сокращением должностей гражданской службы, что считает незаконным. При принятии решения о его увольнении, ответчиком не было учтено, что, при равной продолжительности работы в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра, он имеет более высокий уровень профессионального образования, более высокую квалификацию, а также более высокие результаты профессиональной служебной деятельности по сравнению с оставленным на службе инспектором БВВ Кроме того, о предстоящем сокращении он был уведомлен /////, то есть менее чем за 90 дней до увольнения, что предусмотрено Отраслевым соглашением между профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и Федеральной таможенной службы при массовых сокращениях.

                В судебном заседании истец поддержал свои требования в полном объеме, дополнительно пояснил, что с ///// на Кулундинском посту не проводится сканирование, досмотр с применением МИДК, а проведением обычного досмотра, отбором проб непосредственно занимался ранее он в отличие от оставленного на работе БВВ, который работал лишь на МИДК, а потому обладает более высокой квалификацией по сравнению с БВВ, так как его направление работы более востребовано и у него есть определенный опыт в этом, также имеет благодарность за период работы в таможне, был старшим по смене, что также указывает на его профессионализм, у него большее количество выявленных нарушений, что указывает также на более высокий профессионализм и преимущество в продолжении работы в этой должности. В отделе таможенного досмотра 1 раз в неделю со всем составом проводилась учета, где разбирались ошибки сотрудников, изучались документы, используемые ими в работе. Также, в нарушение Отраслевого соглашения, которое регулирует порядок увольнения при массовом сокращении, в отношении него был нарушен     трехмесячный срок его предупреждения, информация в Управление комитета по труду Администрации

2

------ о предстоящем увольнении была направлена без указания специальностей, профиля и других обстоятельств увольняемых работников.

Представитель ответчика Алтайской таможни Сибирского таможенного управления ФТС Букреева О.А. исковые требования не признала, указав, что истец был уволен со службы по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» и с соблюдением порядка увольнения. Увольнение истца связано с проводимыми мероприятиями по сокращению штатной численности таможенных органов, которое проводилось в соответствии с приказом ФТС РФ ****** от ///// и приказом ****** от ///// Алтайской таможни, изданным в его исполнение, по которым в Алтайской таможне сокращалось 314 единиц и конкретно на Кулундинском таможенном посту 56 единиц. Приказом ****** Алтайской таможни Сибирского таможенного управления ФТС был утвержден План основных мероприятий по проведению организационно-штатных мероприятий в Алтайской таможне, создана рабочая группа для реализации данного Плана. Сокращению подлежали и 6 из 7 должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Кулундинского таможенного поста. ///// на заседании рабочей группы по реализации Плана основных мероприятий по проведению организационно-штатных мероприятий был рассмотрен вопрос о преимущественном праве на замещение должности государственного таможенного инспектора у должностных лиц отдела таможенного досмотра. Право оценки деловых качеств гражданского служащего принадлежит представителю нанимателя. Вместе с тем, основанием для проведения сравнительного анализа личностных и деловых качеств должностных лиц, замещающих должности инспекторов ОТД, явилась таблица персональных данных должностных лиц данного отдела, составленная на основании представленных таможенным постом сведений и подтвержденных соответствующими документами в отношении каждого должностного лица. Данные сведения не указывают на наличие у истца преимущества по сравнению с продолжившим работать в данной должности БВВ, который имеет наибольший стаж работы государственной гражданской службы с /////, а истец с /////; на данную должность БВВ был назначен раньше истца и постоянно исполняет обязанности старшего смены, неоднократно поощрялся за высокие показатели в службе государственной гражданской службы в таможенных органах, а истец поощрений за период работы в данном отделе не имеет; показатели же их служебной деятельности в целом равные, каждый на своем участке работы показывал результативность, оба обладают навыками осуществления таможенного контроля в отношении товаров, в том числе и при обычном досмотре, что предусмотрено их должностным регламентом, характеризуются одинаково положительно, взысканий оба не имеют, истец поощрялся один раз, однако это поощрение не было связано с работой в отделе таможенного досмотра, а БВВ дважды. Уровень образования у них одинаков, высшее. Количество осуществленных таможенных досмотров и наличие выявленных при этом нарушений ответчиком при этом не берется за основу, так как исполнение полномочий должностных лиц федеральных государственных органов не определяется количественными критериями, а по оценкам эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности у них равные данные, потому ответчик при таких данных обстоятельствах считает их равными по квалификации. При этом также принималось во внимание, что расстановкой должностных лиц отдела на определенный участок работы занимался руководитель отдела или его заместитель, утверждая графики работы смен на каждый месяц и наличие количества досмотров, оформление документации при этом и как следствие этого результативность у каждого была своя, не зависело от его желания и воли инспектора.

             Ответчиком также не был нарушен порядок увольнения истца, который был предупрежден о предстоящем увольнении в соответствии с Законом « О государственной гражданской службе РФ» за два месяца, который не предусматривает другой срок

3

предупреждения лица при массовом увольнении, профсоюза в Алтайской таможне не имеется. Органы службы занятости Алтайской таможней были извещены /////

Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работодатель в данном случае должен доказать как наличие законного основания увольнения, так и соблюдение при этом установленного порядка увольнения.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Алтайской таможни от ///// Коваль А.Н. принят на государственную должность государственной службы на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля ****** Кулундинского таможенного поста.

Приказом от ///// Алтайской таможни Коваль А.Н. назначен на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Кулундинского таможенного поста.

///// Коваль А.Н. был предупрежден о возможном предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Алтайской таможне.

Приказом Алтайской таможни от ///// ******-К государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра Кулундинского таможенного поста Коваль А.Н. был уволен с 30.06. 2011г. с государственной гражданской службы в таможенных органах РФ на основании п.6 ч.1 ст.ЗЗ ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с непредоставлением гражданскому служащему иной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы с выплатой денежного содержания государственного служащего по день увольнения включительно, компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсацией за неиспользованные дни отпуска.

В силу ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ///// « О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» при рассмотрении дел о восстановлении на работе в должности гражданских служащих уволенных с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст.ст.31,33,38 ФЗ «О государственного гражданской службе РФ»

Приказом ФТС РФ ****** от ///// «О организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе» / п.2 приказа/ сокращена численность должностных лиц и работников Алтайской таможни в количестве 314 человек. Начальникам региональных таможенных управлений приказано обеспечить внесение изменений в штатные расписания соответствующих подчиненных таможенных органов.

Во исполнение данного приказа приказом Сибирского таможенного управления Алтайской таможни от ///// ****** был утвержден План основных мероприятий по проведению организационно-штатных мероприятий в Алтайской таможне, создана рабочая группа для реализации Плана и издан приказ «Об организационно-штатных

4

мероприятиях в Алтайской таможне», которым внесены изменения в штатное расписание Алтайской таможни, согласно которого на Кулундинском таможенном посту Алтайской таможни сокращалось 56 государственных гражданских служащих и один работник, в том числе в отделе таможенного досмотра 6 единиц государственного таможенного инспектора.

После проведения данного организационно-штатного мероприятия согласно штатного расписания и списочного состава работников данного отдела, представленного суду, после увольнения истца и других лиц аналогичной должности количество должностей государственных таможенных инспекторов отдела таможенного досмотра Кулундинского поста составило 1 единицу, вместо 7 до сокращения.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии реального сокращения численности должностей государственного инспектора отдела таможенного досмотра, при этом судом учитывается и тот факт, что принятие решения о проведении организационно-штатных мероприятий, структуры аппарата, необходимого численного состава работников относится исключительно к компетенции работодателя..

Основания и порядок увольнения государственного служащего установлены ФЗ «О государственной службе РФ».

В соответствии с п.6 ч.1 ст.ЗЗ ФЗ « О государственной гражданской службе РФ» ответчик вправе расторгнуть трудовой контракт с работником в связи с сокращением должности гражданской службы с соблюдением требования по процедуре увольнения, предусмотренной ст.31, 38 этого Закона.

Согласно п.5 ст.31 указанного ФЗ истец Коваль А.Н. ///// был в письменной форме предупрежден за два месяца о возможности увольнения со службы, что указывает на соблюдение ответчиком в этой части требований закона.

Доказательств того, что на момент увольнения имелись вакантные места, истцом не представлены и судом не исследовались.

Доводы истца относительно нарушения его прав при увольнении, связанного с нарушением установленного порядка увольнения, а именно в том, что в силу действующего с ///// Отраслевого соглашения, заключенного между Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и Федеральной таможенной службой на 2011-2013 годы, он о предстоящем увольнении должен быть предупрежден не позднее, чем за три месяца, так как увольнение в Алтайской таможне было массовым, судом не принимается во внимание, так как оно основано истцом на неправильном толковании закона.

Действительно, с ///// вступило в действие Отраслевое соглашение между Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и Федеральной таможенной службой на 2011-2013 годы, которое распространяется на представителей нанимателя, работодателей, сотрудников, гражданских служащих и работников таможенных органов и учреждений / в части не урегулированной ФЗ « О государственной гражданской службе РФ», «О службе в таможенных органах РФ»/ и выборные органы.

П.4.4.1 Соглашения предусмотрено, что при принятии решения о ликвидации таможенного органа, сокращении должностей гражданских служащих, численности или штата сотрудников, работников таможенных органов и учреждений, и возможном расторжении контрактов, служебных контрактов, трудовых договоров с сотрудниками, гражданскими служащими и работниками в письменной форме предупреждать их персонально под подпись, а также информировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного сотрудника, гражданского служащего и работника, а в случае, если решение о сокращении должностей гражданских служащих, численности или штата сотрудников, работников

5

таможенных органов и учреждений может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Увольнение считается массовым при сокращении численности или штата сотрудников, гражданских служащих и работников: 20 и более человек в течение 30 дней; 100 и более человек в течение 90 дней.

Судом установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности сотрудников в Алтайской таможне их увольнение было массовым. Вместе с тем, как следует из содержания и п.4.4.1 Соглашения, его написании и по его смыслу нельзя толковать, что указанный в данном случае срок относится и к предупреждениям работника о данном мероприятии. В частности формулировка предложения « а также информировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий / при массовом увольнении за 3 месяца/ с указанием должности, профессии и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного сотрудника, гражданского служащего и работника» свидетельствует о том, что данные требования с учетом указания в обязательном порядке должности, квалификации и т.д., подлежащих сокращению гражданских служащих, касается как раз при информировании в установленные Соглашением сроки об этом соответствующих органов, а не работников, так как именно этим органам данная информация необходима для проведения мероприятий по обеспечению занятости работников с учетом их личностных данных.

Вопросы же процедуры уведомления истца о предстоящем сокращении должности гражданской службы урегулированы ФЗ «О государственной службы РФ» и в данном случае работодателем соблюдена, а потому нарушений закона в этой части судом не установлено.

Согласно представленных суду также доказательств, сведения о высвобождаемых работниках /государственных гражданских служащих/, в том числе Кулундинского таможенного поста в связи с проведением в таможне организационно-штатных мероприятий и сокращением должностей государственных гражданских служащих в адрес Управления по труду и занятости населения было направлено ///// Отсутствие при этом детального указания о категориях высвобождаемых работников, как и непредставление таких данных в центры занятости по месту работы государственных служащих в установленные сроки не является нарушением порядка увольнения, так как нормами ФЗ « О государственной службе РФ», Трудовым Кодексом РВ такая обязанность не предусмотрена, а Закон РФ «О занятости населения в РФ» определяет лишь правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и не регулирует порядок увольнения гражданских служащих. Профсоюзный же орган в Алтайской таможне отсутствует.

В соответствии с ч.7 ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы /службы/ по специальности и более высокие результаты профессиональной деятельности.

В судебном заседании установлено, что при увольнении истца ответчиком исследовался вопрос о преимущественном праве на замещение должности таможенного инспектора отдела таможенного досмотра между оставленным на службе лицом. Комиссией таможни по реализации Плана мероприятий на заседании от ///// рассмотрены критерии оценки преимущественного права на замещение должности таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Кулундинского таможенного поста.

6

Основанием для проведения сравнительного анализа личностных и деловых качеств данных должностных лиц, замещающих должности гос.инспекторов отдела, для членов комиссии явилась сводная таблица их персональных данных и показателей деятельности, составленная на основании документации личных дел должностных лиц и других документов процесса их деятельности, которая позволила комиссии сделать вывод о равной квалификации между истцом и лицом замещаемым указанную должность после проведенного сокращения БВВ, равному уровню образования, как и равные коэффициенты эффективности их деятельности, что указало и на их одинаковые результаты профессиональной служебной деятельности. Одновременно было установлено наличие у истца меньшего стажа службы в таможне, чем у БВВна Зг.4 мес. и меньшего стажа работы в замещаемой должности, наличие поощрений у БВВ и их отсутствие у истца при работе в этой должности, что и было учтено при определении преимущественного права между указанными сотрудниками.

Оценивая в совокупности в этой части представленные сторонами доказательства, суд соглашается с выводами комиссии, также при этом соглашается с доводами ответчика, что право оценки деловых качеств гражданских служащих принадлежит представителю нанимателя.

Кроме того, проверив указанные доказательства, касающиеся критериев преимущественных прав на замещение должности главного государственного таможенного инспектора, суд находит, что у истца и замещаемого данную должность лица, с которым истец проводит сравнение /БВВ/: одинаков уровень образования - высшее, при этом как такового профессионального образования не имеется у обеих лиц; стаж гражданской службы в таможне у истца меньше ; оба поощрялись в период работы в таможенных органах, при этом истец один раз, но в период работы в другом отделе, а БВВ два раза за добросовестное исполнение служебных обязанностей и усердие при обеспечении экономических интересов РФ именно при исполнении обязанностей в должности государственного таможенного инспектора отдела досмотра; оба не имеют дисциплинарных взысканий; оба соответствуют занимаемой должности по квалификационным требованиям и согласно оценок эффективности результатов деятельности имеют оба равные коэффициенты - 1,8 /сведения о материальном стимулировании/, несмотря на выполнение своих обязанностей в отделе досмотра каждым по своему направлению с учетом разрешения вопроса расстановки должностных лиц на определенный участок работы руководителем отдела, который утверждал графики работы смен на каждый месяц и наличия количества досмотров каждым из них, оформление документации при этом, как и следствие этого результативность у каждого была своя, не зависящая от его желания и воли; деятельность БВВ при его аттестации в части исполнения должностных обязанностей / проведение таможенных досмотров товаров и составлении актов таможенного досмотра оценена на «хорошо» - отражено в таблице сведений об исполнении должностных обязанностей /, что также указывает на наличие навыков и опыта работы в этом направлении и опровергает доводы истца относительно более высокой его квалификации и профессионализма.

Изложенное дает суду основание признать равную их квалификацию и одинаково положительно характеризующимися и соответствие их занимаемой должности, как и то, что вывод рабочей комиссии не противоречит имеющимся доказательствам, а доказательств субъективного подхода при оценке показателей в целях решения вопроса о преимущественном праве истца не установлено.

Вместе с тем, суд учитывает наличие такого критерия преимущественного права как меньший стаж государственной службы в таможенных органах у истца в сравнении с замещаемым лицом на Зг.4 мес, отсутствие поощрений в сравнении с замещаемым лицом - БВВ

Наличие разницы в количественных показателях при осуществлении данными гражданскими служащими своих должностных обязанностей, на что истец ссылается в

7

качестве одних из доводов как на более высокий уровень профессионализма, не свидетельствует автоматически о более высоких результатах его профессиональной деятельности. При этом суд принимает во внимание, что указанные показатели зависят и от объективных факторов, а не от воли и желания должностных лиц, осуществляющих таможенный досмотр - количества пересекающих таможенную границу транспортных средств в период работы дежурной смены, их категории, законопослушность и уважение к законам РФ иностранных граждан и граждан РФ при провозе грузов и отсутствия незаконно перемещаемых товаров, как и то что в обязанности обоих таможенных инспекторов входит выполнение всех этих функций, несмотря на практическое выполнение ими их обязанностей по различным направлениям и результативность каждого из них в этом направлении, которые в конечном оценены работодателем одинаково для этих должностных лиц.

Учитывая указанные выше обстоятельства и данные личности истца, который имеет меньший стаж государственной службы, в том числе в таможенных органах и меньший стаж работы в отделе таможенного досмотра, а замещаемое лицо БВВ имеет больший стаж государственной службы, работу в разных отделах Кулундинского таможенного поста, больше поощрений при исполнении непосредственно своих обязанностей в данном отделе, суд находит обоснованным тот факт, что истец не обладает преимущественным правом на оставление на службе, а потому его увольнение законно, обоснованно и оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении на работе не имеется, как и следствие этого отсутствуют основания для удовлетворения и требований о выплате компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Коваль А.Н. к Алтайской таможне Сибирского Таможенного управления ФТС РФ о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, начиная с /////.

Председательствующий                                        В.Н.Балухина

-