Решение по делу № 2-200-216/2012 по иску прокурора к Управлению социальной защиты населения о возложении обязанности произвести перерасчет на твердое топлево.



Дело №2-200-216/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кулунда        19 июня 2012 года                                                                                                     

Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Новиков Е.В.,

при секретаре Музычко О.И.,

с участием сторон:

прокурора района Зайцева Н.Л.,

представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району Корнеевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора в интересах Германа ВП, Муха ТА, Усиковой ГД, Ланга АА, Шилко ФВ, Волковой ФП Люлькиной РП, Орловой ЕИ, Лисовенко ЛР, Фукса ПА, Августановича ЗБ, Бернгардт ММ, Кригер ЛИ, Гросса ФФ, Гмыра ЛВ, Виниченко ВП, Мартыненко МП к Управлению социальной защиты населения по Кулундинскому району Алтайского края о возложении обязанности производить расчет денежного эквивалента и выплату компенсации 50% расходов на оплату твердого топлива исходя из общей площади жилого помещения,

                                                      У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с исками к ответчику - Управлению социальной защиты населения по Кулундинскому району о возложении обязанности производить расчет денежного эквивалента и выплату компенсации 50 % расходов на оплату твердого топлива исходя из общей площади жилого помещения Герману В.П., Муха Т.А., Усиковой Г.Д., Лангу А.А., Шилко Ф.В., Волковой Ф.П., Люлькиной Р.П., Орловой Е.И., Лисовенко Л.Р. Фуксу П.А., Августановичу Э.Б., Бернгардт М.М., Кригер Л.И., Гроссу Ф.Ф., Гмыра Л.В., Виниченко В.П., Мартыненко М.П. В обосновании своих требований, указал, что данные граждане являются реабилитированными лицами и проживают в жилых домах, для отопления которых ими приобретаются дрова и уголь. Согласно данных управления социальной защиты населения по Кулундинскому району компенсация расходов на твердое топливо за 2010 год начислена и выплачена указанным истцам, исходя из социальной нормы жилья, что является неверным и противоречит действующему законодательству. В силу требований ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», ст. 6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае и Правил определения размера выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008г., указанная категория граждан имеет право на меры социальной поддержки, денежные эквиваленты по оплате твердого топлива, в том числе его доставки (если это предусмотрено ФЗ или Законами Алтайского края) могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению). Решением Собрания депутатов Кулундинского района от 21.11.2008г. «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива и электроэнергии, используемых на отопление жилья» норматив: на дрова, достаточного для отопления 1 кв.м. отапливаемой площади жилья установлен в размере 0,054 куб.м. в год; на уголь, достаточного для отопления 1 кв.м. отапливаемой площади жилья установлен в размере 59,6 кг в год. Финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется из краевого бюджета через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. Согласно п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении. По смыслу вышеуказанных норм права размер платы за отопление определяется исходя из общей площади квартиры и потому никак не связан с социальной нормой.

В судебном заседании прокурор района настаивает на требованиях изложенных в исковом заявлении по тем же основаниям, которые изложены в исках.

Истцы Герман В.П., Муха Т.А., Усикова Г.Д., Ланг А.А., Шилко Ф.В., Волкова Ф.П., Люлькина Р.П., Орлова Е.И., Лисовенко Л.Р., Фукс П.А., Августанович Э.Б., Бернгардт М.М., Кригер Л.И., Гросс Ф.Ф., Гмыра Л.В., Виниченко В.П., Мартыненко М.П., надлежащим образом извещенный о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.

Представитель ответчика управления социальной защиты населения по Кулундинскому району Корнеева Н.И. исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей, к которым относятся не любые лица проживающие в одном помещении с реабилитированным. Поэтому меры социальной поддержки по оплате топлива определяются в пределах норм топлива, установленной органами местного самоуправления для продажи населению. При этом учитывается установленная соответствующими органами и утвержденная Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг (Приказ Министерства коммунального хозяйства РФ от 22.11.1993г.), где под нормативами понималась группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в пределах социальной нормы площади жилья исходя из количества реабилитированных лиц и членов их семьи проживающих в одном жилом помещении. Постановлением Правительства РФ от 17.02.1997г. «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» действовавших до 2005г. был установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, на одиноко проживающего гражданина 33 кв.м., на семью из двух лиц - 42 кв.м., на семью из трех и более лиц - по 18 кв.м. на каждого. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», действующий до 01.03.2005г. предусматривал, что оплата жилья и коммунальных услуг производится с применением социальной нормы площади жилья. Данный порядок и практика сохранилась по настоящее время при расчете органами социальной защиты населения компенсации расходов на приобретение твердого топлива в денежной форме.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истцы являются реабилитированными гражданами, указанное обстоятельство также подтверждается копиями свидетельств установленной формы. Проживают данные лица в жилых домах не имеющих центрального отопления, для отопления которых, ими приобретается уголь и дрова.

В соответствии со ст. 16 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года №1761-I реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год.

На основании п. 5, 6 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: 1) компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); 2) компенсация 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Согласно ст. 2 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона.

Нормативы потребления твердого топлива и электроэнергии, используемых на отопление жилья утверждены решением Собрания депутатов Кулундинского района от 21.11.2008г. Так на дрова, достаточного для отопления 1 кв.м. отапливаемой площади жилья установлен норматив в размере 0,054 куб.м. в год, на уголь, достаточного для отопления 1 кв.м. отапливаемой площади жилья установлен норматив в размере 59,6 кг в год.

Исходя из системного анализа вышеизложенных норм размер компенсации производен от нормативов потребления коммунальных услуг, но не ограничивается определенным размером площади занимаемого жилого помещения, и тем более социальной нормой.

Ссылки представителя ответчика на ранее действовавшие нормативно-правовые акта и методику подсчета компенсации, суд не принимает во внимание, как не основанную на законе и вытекающую из его неверного его толкования.

Учитывая вышеизложенное, иски прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району по расчету компенсации расходов на оплату твердого топлива Герману ВП, Муха ТА, Усиковой ГД, Лангу АА, Шилко ФВ, Волковой ФП, Люлькиной РП, Орловой ЕИ, Лисовенко ЛР, Фуксу ПА, Августановичу ЭБ, Бернгардт ММ, Кригер ЛИ, Гроссу ФФ, Гмыра ЛВ, Виниченко ВП и Мартыненко МП, исходя из социальной нормы жилой площади.

Обязать Управление социальной защиты населения по Кулундинскому району рассчитывать и производить выплату Герману ВП, Муха ТА, Усиковой ГД, Лангу АА, Шилко ФВ, Волковой ФП, Люлькиной РП, Орловой ЕИ, Лисовенко ЛР, Фуксу ПА, Августановичу ЭБ, Бернгардт ММ, Кригер ЛИ, Гроссу ФФ, Гмыра ЛВ, Виниченко ВП и Мартыненко МП, денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения, в котором они проживают.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий                                                      Е.В. Новиков