Решение по делу № 2-281/2012 по иску Ефименко В.А. к администрации Кулундинского района о признании незаконным решения.



Дело №2-281\2012 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кулунда        27 июля 2012 года

Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Новикова Е.В.,

при секретаре Беспалюк Т.В.,

с участием истца Ефименко В.А., её представителя Чухлеб З.А.,

представителей ответчика - Черновой Л.Г., Чухлеб Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефименко В.А. к администрации Кулундинского района Алтайского края о признании незаконным решения, и встречному иску администрации Кулундинского района Алтайского края к Ефименко В.А. и администрации Кулундинского сельсовета о признании незаконным постановления администрации Кулундинского сельсовета о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Ефименко В.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Ефименко В.А. обратилась в суд с иском к вышеназванному ответчику, указывая, что ***** она обратилась в администрацию Кулундинского сельсовета для решения вопроса о постановке меня на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Социальное развитие села до 2013 года», в связи с отсутствием собственного жилья на праве собственности и невозможности его приобретения. Решением жилищной комиссии администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края от ***** она признана нуждающейся в жилом помещении для участия в программе улучшения жилищных условий молодых специалистов.***** она предоставила в администрацию Кулундинского района все необходимые документы для включения её в список участников программы «Социальное развитие села до 2013 года». Письмом администрации Кулундинского района Алтайского края от *****, она извещена о том, что не включена в список участников данной программы по основанию преднамеренного ухудшения своих жилищных условий. Якобы она, до сентября 2011 года проживала с родителями по адресу: ------, число проживающих 5 человек, общая площадь жилья 106 кв.м. Выписалась из данного дома ***** и сняла квартиру по адресу ------3. В жилищную комиссию подала заявление на участие в программе *****. С указанным решением она не согласна. Полагает, что администрация Кулундинского района неверно толкует преднамеренное ухудшение жилищных условий, предусмотренное статьей 53 ЖК РФ, согласно которой граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, которые умышленно были ими совершены с целью приобретения права состоять на жилищном учете и речь идет о действиях умышленного характера (продажа, обмен, раздел и пр.). Никаких вышеназванных действий она не производила. В собственности у неё не было никакого жилья, а поэтому она не могла что либо продать или обменять. С момента получения высшего образования, она живет самостоятельно. Несмотря на то, что она была зарегистрирована в жилом доме своих родителей, с 2007 года до лета 2011 года включительно она состояла в фактических брачных отношениях с молодым человеком и проживала вместе с ним у его родителей. С лета 2011 года она арендует жилье по ------ в собственности у неё нет. С родителями с 2007 года и по настоящее время она фактически не проживает и совместного хозяйства не ведёт, не является членом их семьи. Она достаточно взрослый человек, со своими принципами и моралью, самостоятельно проживает одна, работает библиотекарем в Кулундинской межпоселенческой библиотеке, её образование и работа являются основой для дальнейшего её развития. Строит свою личную жизнь самостоятельно, желает иметь собственное личное жилье с собственным пространством. Её регистрация (прописка) у своих родителей, не совпадающая с фактическим местом проживания, является формальной и не может препятствовать для реализации её прав на жилище. Задачей программы «Социальное развитие села до 2013 года» является, в том числе, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержден Порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края. В соответствии с которым, государственная поддержка осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, краевого и (или) местных бюджетов (социальные штаты). Право на получение указанной социальной выплаты гражданин имеет при наличии определенных условий, в том числе признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий на основаниях, установленных статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Полагает, что администрация Кулундинского сельсовета Кулундинского района в соответствии с действующим законодательством, законно и обоснованно признала её нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Социальное развитие села до 2013 года», а доводы администрации Кулундинского района о намеренности совершения ею действий по ухудшению жилищных условий в целях признания её нуждающейся в улучшении Жилищных условий считает необоснованными и противоречащими действующему законодательству. Поскольку она является лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий, представила в администрацию Кулундинского района все необходимые документы для получения соответствующей социальной выплаты, то она должна быть включена в список молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов. На основании изложенного просит суд признать решение администрации Кулундинского района Алтайского края, об исключении её из списка молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, - незаконным. Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края включить её в список молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила заявленные исковые требования и в окончательной форме просит суд обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края включить её, в список молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов.

Ответчик администрация Кулундинского района Алтайского края обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Ефименко В.А. и администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края, в котором просит признать незаконным постановление администрации Кулундинского сельсовета о признании Ефименко В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо намеренно ухудшившее свои жилищные условия. Указывая в обоснование своих требований, что после того как Кулундинский сельсовет в 2011 году поставил на учет Ефименко В.А. как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий, она обратилась с заявлением в администрацию района на участие в целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», которое было зарегистрировано по------. В декабре 2011 года в ходе проведенной ревизии Славгородским территориальным контрольно-ревизионным отделом комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, в ходе исполнения бюджета района, проведена проверка по вопросу использования средств выделенных на предоставление субсидий специалистам, работающим в сельской местности. В ходе проверки одним из вопросов являлось наличие документов подтверждающих право на приобретение жилья. В результате данной проверки было установлено, что одной из получательниц субсидия была предоставлена необоснованно, поскольку она была необоснованно признана нуждающейся так как намеренно ухудшила свои жилищные условия. Также прокуратурой района была проведена проверка исполнения администрацией района бюджетного законодательства, по результатам которой вынесено представление об устранении нарушения законодательства, выразившееся в том, что в программе «Социальное развитие села до 2013 года» участвуют лица намеренно ухудшившие свои жилищные условия. Также в мае 2012 года по тем же причинам администрации района было вынесено представление об устранении нарушения законодательства от межрегионального территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае. Во исполнение данных предписаний были проведены проверки личных дел лиц стоящих в списке заявителей на получение субсидии в рамках Программы «Социальное развитие села до 2013 года». В ходе данной проверки выявлено, что Ефименко В.А. проживала совместно со своими родителями по адресу ------ 0000 до сентября 2011 года. Общая площадь данного ------ кв.м. на 5 человек. Исходя из учетной нормы 12 кв.м. на человека, Ефименко В.А. не нуждалась в улучшении жилищных условий. ***** Ефименко В.А. выписалась из указанного жилого помещения и сняла квартиру по адресу ------ 0000 ------, тем самым преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, а ***** подала заявление на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе. ***** в адрес администрации Кулундинского сельсовета было направлено письмо, с просьбой проверить наличие факта намеренного ухудшения жилищных условий Ефименко В.А. Имея изложенные факты, выявленные в ходе проверки администрацией района, сельсовет не предпринял никаких мер направленных на подтверждение либо опровержение выявленных нарушений. Наличие в очереди на получение субсидии граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия ущемляют права и законные интересы иных очередников и создают препятствия для получения ими в текущем году субсидий.         

В судебном заседании истица Ефименко В.А. поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнения, по основаниям указанным в иске. Со встречными исковыми требованиями администрации Кулундинского района не согласна, она намеренно не ухудшала свои жилищные условия, а съехала от своих родителей в 2007 году чтобы вести самостоятельную, отдельную от них, семейную жизнь и проживала с молодым человеком у его родителей по адресу ------ 0000 «а». Летом 2011 года она рассталась со своим молодым человеком и стала жить в съемной квартире по ------ 0000 ------.

Представитель истца Чухлеб З.А. исковые требования истца, поддержала и просила удовлетворить иск. Со встречными исковыми требованиями не согласна, поскольку истица законно и обоснованно была поставлена на учет в качестве нуждающейся.

Представитель третьего лица и ответчика по встречному иску, - администрации Кулундинского сельсовета, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители ответчика администрации Кулундинского района - Чухлеб Г.В. и Чернова Л.Г., показали, что не согласны с исковыми требованиями истицы, пояснив, что действительно истица представила все документы для включения её в список лиц участвующих в программе «Социальное развитие села до 2013 года». Однако в ходе проведенной проверки правильности постановки сельсоветом истицы на учет в качестве нуждающейся, было установлено, что Ефименко В.А. незадолго до постановки на учет снялась с регистрационного учета по месту жительства своих родителей, где жилая площадь соответствовала нормам. Исходя из того, что контролирующие органы в аналогичном случае признали, что лицо намеренно ухудшило свои жилищные условия, и не может быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет, с момента намеренного ухудшения своих жилищных условий, они не стали включать истицу в список участников соответствующей программы, о чем её известили. Если бы у истицы не был выявлен данный факт, она была бы включена в список участников программы на этот год. Считают действия администрации Кулундинского района законными и обоснованными. Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований Ефименко В.А., встречные исковые требования администрации Кулундинского района просят удовлетворить по основаниям указанным в нём.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Ефименко В.А. не достигла 35-летнего возраста, имеет высшее образование по специальности библиотечно-информационная деятельность. С октября 2005 года и по настоящее время работает библиотекарем в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Кулундинская межпоселенческая библиотека». До ***** истица была зарегистрирован по адресу ------ 0000, в доме принадлежащем на праве собственности её родителям, в котором последние проживают. Фактически с лета 2007 года по лето 2011 года Ефименко В.А. проживала отдельно от своих родителей по адресу ------ 0000 «а». После чего по настоящее время проживает в арендуемом жилом помещении по адресу ------ 0000 ------, где и зарегистрирована с ***** За последние пять лет собственного жилья Ефименко В.А. не имела и не имеет в настоящее время, а также не являлась и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются материалами дела и показаниями свидетелей.

Так свидетель ССЕ показала, что истица в период с 2007 года по 2011 год проживала вместе с её сыном СВ, у них в доме по адресу по ------ 0000 «а» в ------. Её сын и Ефименко В.А. состояли в тот период в фактических брачных отношениях, жили в отдельной комнате, отдельно и самостоятельно от них. В 2011 году Ефименко В.А. рассталась с её сыном, и ушла из её дома, где она после этого проживала, не знает.

Свидетель ГЕА показал, что Ефименко В.А. с сентября 2011 года и по настоящее время проживает у него в квартире по адресу ------ 0000 ------. Сам он в этой квартире практически не живет, так как постоянно находится в разъездах, а за квартирой следить надо, поскольку там печное отопление.

В сентябре 2011 года Ефименко В.А. обратилась в администрацию Кулундинского сельсовета для решения вопроса о постановке её на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в программе «Социальное развитие села до 2012 года», в связи с отсутствием собственного жилья на праве собственности и возможности его приобретения.

Согласно протокола заседания жилищной комиссии Кулундинского сельсовета 0000 от ***** (утв. постановлением сельсовета 0000 от *****) Ефименко В.А., как не имеющая собственного жилья, не участвовавшая в приватизации жилья и являющаяся нанимателем жилого помещения по договору аренды, признана нуждающёйся в улучшении жилищных условий. В апреле 2012 года администрацией Кулундинского района Алтайского края было направлено уведомление Ефименко В.А. о том, что в ходе проверки законности постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, комиссия выявила преднамеренное ухудшение ею своих жилищных условий, в связи с чем она исключена из списка участников программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Постановлением Правительства РФ от ***** 0000 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года". На основании данного Постановления законом ------ от ***** 0000-ЗС, утверждена долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (до ***** имевшая название «Социальное развитие села до 2012 года»). Задачами данной Программы являются, в том числе, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

В соответствии с вышеуказанными Программами, в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов,Постановлением Администрации Алтайского края от ***** 0000 утвержден Порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе
молодым семьям и молодым специалистам (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 1.4. данного Порядка, государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, краевого и (или) местных бюджетов (социальные выплаты).

Право на получение указанной социальной выплаты гражданин имеет при наличии определенных условий, в том числе признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий на основаниях, установленных статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе не являющиеся собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, либо являющиеся собственниками или членами его семьи, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина подавшего соответствующее заявление (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Согласно положений статьи 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Доводы администрации Кулундинского района о намеренности совершения Ефименко В.А. действий по ухудшению жилищных условий в целях признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и незаконности действий администрации Кулундинского сельсовета о постановке её на учет в качестве нуждающейся не могут быть признаны состоятельными.

Как установлено судом, истица, после достижения 18 летнего возраста, стала проживать отдельно от своих родителей, до лета 2011 года в доме по адресу ------ 0000 «а», в дальнейшем с сентября 2011 года и по настоящее время в ------. По месту своей регистрации у родителей истица Ефименко В.А. не проживает с лета 2007 года.

Тот факт, что истица до ***** была зарегистрирована в жилом помещении у своих родителей, где площадь помещения на каждого из зарегистрированных лиц превышала учетную норму площади жилого помещения, не дает суду оснований полагать, что действия Ефименко В.А. по снятию с регистрационного учета в сентябре 2011 года были умышленными и недобросовестными, намеренно направленными на ухудшение жилищных условий с целью быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом, в доме своих родителей по ------ 0000 ------ Ефименко В.А. фактически не проживала с лета 2007 года, собственником указанного дома не являлся, общего хозяйства с собственниками жилого помещения не ведет, членом семьи указанного собственника жилого помещения не являлся. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся только постоянно проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении близкие родственники.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что выезд истицы из жилого помещения по месту её предыдущей регистрации и переезд на другое место жительства, связан с намерением, после достижения совершеннолетнего возраста, жить самостоятельно, отдельно от родителей, то есть с изменением семейного положения, что в силу ст. 53 ЖК не может расцениваться как намеренное ухудшение своих жилищных условий. Доказательств, свидетельствующих об обратном, стороной ответчика не представлено. В связи с чем встречные исковые требования администрации Кулундинского района удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 4.8. Порядка, администрация района, с учетом сведений о предварительных размерах субсидий, составляет и утверждает списки молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на планируемый год.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Ефименко В.А. является лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий, представила в администрацию Кулундинского района все необходимые документы, предусмотренные п. 4.6. Порядка, для получения соответствующей социальной выплаты, и должна была быть включена в вышеуказанный список в этом году, что не оспаривается стороной ответчика, требования истицы, о включении её в данный список, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ефименко В.А. удовлетворить.

Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края включить Ефименко В.А. в список молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов.

В удовлетворении встречных исковых требований администрации Кулундинского района Алтайского края к Ефименко В.А. и администрации Кулундинского сельсовета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия через Кулундинский районный суд.

Судья        Е.В. Новиков