О предоставлении прежней работы (должности



Гражданское дело №2-633/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. ... [ДАТА] года

Кулебакский городской суд ... в составе:

председательствующего судьи Марцева А.А., истца Елушова Г.И., прокурора Кулебакской городской прокуратуры Пичугина А.А., при секретаре Мысягиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-663/10 по иску [Елушов Г.И.] к органу местного самоуправления ... о предоставлении прежней работы или другой равноценной работы, выплате доплаты к заработной плате по новому месту работы в соответствии с положениями статей 2, 4 (глава 2) Закона Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З «О социальных гарантиях для выборных должностных лиц местного самоуправления, глав местного самоуправления, глав местных администраций и руководителей администраций территорий, не являющихся муниципальными образованиями»,

У С Т А Н О В И Л :

1. [ДАТА] года Елушов Геннадий Иванович был избран на выборную должность главы ..., и уволен в этой связи с должности внештатного пожарного инспектора, являвшейся штатной должностью администрации данного сельсовета л.д. 4, 135).

2. В связи с окончанием срока полномочий [ДАТА] года распоряжением главы местного самоуправления ... [НОМЕР] л/с Елушов Г.И. был освобожден от занимаемой выборной должности главы местного самоуправления, ему было выплачено материальное пособие в размере 3-х месячного содержания л.д.5).

3. В соответствующий срок, после прекращения срока полномочий Елушов Г.И. [ДАТА] года обратился к главе местного самоуправления ... с заявлением о предоставлении на основании Закона Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З, действовавшего в период избрания его на должность главы местного самоуправления в [ДАТА] году, прежней работы (должности) с [НОМЕР] года л.д. 6).

4. В письме от [ДАТА] года глава местного самоуправления ... сообщил Елушову Г.И., что его заявление рассмотрено, однако возможности предоставить прежнюю работу не имеется, т.к. внештатный инспектор работает на постоянной основе и оснований для увольнения данного сотрудника не имеется, кроме того, Закон Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З утратил силу и снований для его применения не имеется л.д. 7).

5. Елушов Г.И. обратился в Кулебакский городской суд с иском, в котором на основании уточненных требований л.д. 2, 121) просит в соответствии со статьей 2 пункт 4 и статьей 4 пункт 1 (глава 2) Закона Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З обязать орган местного самоуправления:

1) предоставить прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии другую равноценную работу (должность) в том же муниципальном образовании;

2) производить по новому месту работы доплату до уровня прежней заработной платы с учетом индексации в течение трех месяцев со дня вынесения решения суда.

6. В судебном заседании Елушов Г.И. полностью поддерживает заявленные требования и указывает, что в [НОМЕР] году, т.е. на момент избрания его на выборную должность главы местного самоуправления Саваслейского сельсовета ..., действовал вышеназванный Закон Нижегородской области №59-З от 18.12.1996 года, устанавливавший гарантии прав избранных глав местного самоуправления при прекращении полномочий. До избрания на выборную должность он работал внештатным инспектором пожарной безопасности .... Данная должность, несмотря на наименование, являлась штатной и существует до настоящего времени. В этой связи ему должна быть предоставлена прежняя или другая равноценная работа, однако ответчиком данные требования не исполняются, в силу чего просит удовлетворить иск по вышеуказанным основаниям. Доводы о том, что ныне действующим законодательством ... не предусматривается предоставление прежней работы, а констатируется лишь содействие в трудоустройстве, необоснованны, т.к. должно применяться законодательство, действовавшее в период избрания его на выборную должность, препятствием чему не может быть занятость этой должности другим работником. Материальное пособие в размере 3-х месячного оклада в связи с окончанием срока полномочий ему выплачено. Просит также обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вынесения судебного решения выплачивать доплату до размера денежного содержания, которое он получал, будучи главой администрации, т.к. заработная плата пожарного инспектора ниже денежного содержания главы местного самоуправления.

7. Представитель ответчика - Глава местного самоуправления ..., исполняющий полномочия председателя сельсовета [Казанцев И.Ю.] л.д. 9-10) иск не признал и показал, что ссылки истца на законодательство, действовавшее в период избрания его на выборную должность главы местного самоуправления, необоснованны, т.к. действующим Законом Нижегородской области, регулирующим рассматриваемые правоотношения, предусматриваются гарантии содействия в последующем трудоустройстве на прежнее место работы. Содействие Елушову Г.И. оказывалось, однако предоставить прежнии работы или иную равноценную работу не представляется возможным в виду укомплектованности штата работников и отсутствием вакансий рабочих мест. До избрания Елушова Г.И. на выборную должность в [ДАТА] году он работал в должности внештатного инспектора по пожарной безопасности. Несмотря на наименование должности, она являлась штатной и с [ДАТА] года, в связи с неправильным наименованием прежней должности, именуется: инструктор пожарной профилактики, что не изменило характер данной работы и должностные обязанности. В то же время указанная должность занята сотрудницей [Кильдибаева О.М.], оснований для увольнения которой не имеется. В своем заявлении в суд [Казанцев И.Ю.] изложенные доводы поддерживает полностью и просит закончить рассмотрение дела в его отсутствие л.д. 15, 86-87,132).

8. Привлеченная для участия в деле в качестве третьего лица инструктор пожарной профилактики ... [Кильдибаева О.М.], как следует из ее объяснений в суде, считает заявленные требования необоснованными, т.к. предоставление истцу прежней должности, которую она занимает в настоящий момент, нарушает ее трудовые права и гарантии. Работая выборным главой местной администрации Елушов Г.И., должен был предусмотреть последствия прекращения полномочий таким образом, чтобы не нарушались права других лиц. В своем заявлении в суд [Кильдибаева О.М.] просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

9. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело по иску Елушова Г.И. рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, от которых поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

10. Рассмотрев материалы дела, заслушав истца и прокурора Кулебакской городской прокуратуры Пичугина А.А., считающего заявленные требования обоснованными, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:

11. В судебном заседании установлено, что Елушов Г.И. с [ДАТА] года работал в Администрации ... в должности внештатного пожарного инспектора по совместительству. Как следует из распоряжений по сельской администрации, штатного расписания и трудовой книжки, с [ДАТА] года Елушов Г.И. был переведен на постоянное место работы в той же администрации на должность внештатного инспектора по пожарной службе (внештатного пожарного инструктора), которая, несмотря на ее наименование, являлась штатной должностью муниципального образования, в которой он проработал до [ДАТА] года, т.е. до увольнения в связи с избранием на должность главы местного самоуправления .... [ДАТА] года Елушов Г.И. на основании ст. 40 ч. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ был освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием срока полномочий, ему было выплачено материальное пособие в размере трехмесячного содержания л.д. 4-5, 128-130, 133-135).

12. Считая, что имеет право на реализацию социальных гарантий, предусмотренных Законом Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З, действовавшим в период избрания его на должность главы местного самоуправления в [ДАТА] году, Елушов Г.И. в соответствующий срок [ДАТА] года обратился к Главе местного самоуправления ... с заявлением о предоставлении прежней работы (должности), однако в удовлетворении заявления было отказано, в связи с чем в судебном порядке Елушов Г.И. просит обязать ответчика предоставить прежнюю или равноценную работу (должность) в том же муниципальном образовании, произвести доплату до уровня прежней заработной платы в течение трех месяцев со дня вынесения решения суда.

13. В этой связи, рассматривая вопрос о социальных гарантиях истца, суд исходит из следующего:

14. В соответствии со статьей 172 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ) гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

15. Как следовало из ранее действовавшей редакции статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 года №197-ФЗ, гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

16. На основании статьи 40 ч.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

17. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 40 ч. 5.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 04.11.2007 года №253-ФЗ)).

18. На основании вышеизложенного, федеральным законодательством не урегулированы вопросы предоставления социальных гарантий, не определена совокупность прав, гарантий и компенсаций для указанной категории граждан, вышеуказанные нормы Федерального законодательства предоставляют право субъектам Российской Федерации (в данном случае - ...) принимать нормативные правовые акты по вышеназванным вопросам.

19. Как следует из Устава ..., депутатам Совета и главе местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и активного осуществления своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством ... л.д. 40-76, 91-120).

20. В период избрания Елушова Г.И. главой местного самоуправления действовал Закон Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З «О социальных гарантиях для выборных должностных лиц местного самоуправления, глав местного самоуправления, глав местных администраций и руководителей администраций территорий, не являющихся муниципальными образованиями», в соответствии с которым должностному лицу местного самоуправления в случаях окончания срока полномочий выборного должностного лица или главы местной администрации предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же предприятии, в учреждении, организации. В случае ликвидации, реорганизации предприятия, учреждения, организации органы государственной власти и органы местного самоуправления области оказывают содействие в трудоустройстве должностных лиц местного самоуправления. В случае, если на новом месте работы указанное должностное лицо получает заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня его прежней заработной платы с учетом индексации, но не более шести месяцев со дня освобождения от должности. Доплата производится за счет средств местного бюджета (глава 2, статья 4 и статья 2 пункт 4 вышеназванного Закона).

21. С 01.05.2006 года в соответствии со статьей 1 Закона Нижегородской области №213-З от 31.12.2005 года Закон Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З, как и ряд других отдельных законодательных актов Нижегородской области, утратили силу, однако на основании статьи 2 вышеназванного Закона №213-З от 31.12.2005 года, с 01.01.2006 года положения законов Нижегородской области, указанных в статье 1 настоящего Закона, применяются к правоотношениям, связанным с предоставлением социальных гарантий для выборных должностных лиц местного самоуправления, глав местных администраций и руководителей администраций территорий, не являющихся муниципальными образованиями, возникшим до [ДАТА] года.

22. В настоящий время гарантии осуществления полномочий депутатов, членов выборного органа и должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области установлены Законом Нижегородской области от 03.10.2008 года №133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.09.2008 года №1214-IV).

23. В соответствии со статьей 3 данного Закона, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Нижегородской области. Порядок предоставления гарантий, установленных уставом муниципального образования, за счет средств местного бюджета, а также порядок их финансирования и размеры денежных выплат, связанных с обеспечением гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются решением представительного органа муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Нижегородской области.

24. На основании пункта 16 части 1 статьи 4, частей 1 и 3 статьи 17, статьи 20 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 года №133-З к гарантиям осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, относятся, применительно к рассматриваемым правоотношениям, - содействие в последующем трудоустройстве лица, замещавшего должность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на прежнее место работы (службы) или иное равноценное место работы (службы). Кроме того, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, после прекращения полномочий выплачивается ранее установленное денежное содержание с учетом индексации до устройства на новое место работы в течение трех месяцев. Лицо, замещающее выборную муниципальную должность, после прекращения своих полномочий включается в кадровый резерв на замещение вакантных должностей муниципальной службы.

25. В этой связи обоснованны доводы истца о том, что социальные гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, предусмотренные Законом Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З, действовавшего в период его избрания на выборную должность главы местного самоуправления, неравнозначны с соответствующими гарантиями, предусмотренными Законом Нижегородской области от 03.10.2008 года №133-З, т.к. ранее региональный Закон предусматривал в случаях окончания срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления предоставление ему прежней работы (должности), а при ее отсутствии - другой равноценной работы (должности) на том же предприятии, в учреждении, организации, что Законом Нижегородской области от 03.10.2008 года №133-З не предусмотрено. Кроме того, Законом Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З предусматривалось при прекращении полномочий выборного главы местной администрации выплата ему соответствующей доплаты с учетом индексации из средств местного бюджета, в случае, если на новом месте работы указанное должностное лицо получает заработную плату ниже размеров прежней, что действующим законодательством Нижегородской области, регулирующим рассматриваемые правоотношения, не предусмотрено.

26. В соответствии с ч. 1 статьи 7 Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 года №55-ФЗ) статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата.

27. Как следует из ч. 1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. В числе таких условий выборным должностным лицам предоставляются определенные социальные гарантии, которые наряду с иными предусмотренными законом правами, служебными обязанностями и особыми основаниями для привлечения к ответственности определяют содержание их правового статуса.

28. Согласно ч. 4 статьи 40 названного Закона решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

29. По смыслу данной правовой нормы, которая может быть применена к обстоятельствам настоящего дела в рамках аналогии закона, законодатель исходит из того, что статус избранного и приступившего к своим обязанностям должностного лица на протяжении всего срока его полномочий до следующих выборов останется неизменным и стабильным, поскольку только в таких условиях может быть реализован конституционный принцип независимости и самостоятельности местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации).

30. Замещение лицом выборной должности органа местного самоуправления является одной из форм реализации права на труд, поэтому складывающиеся в этой связи правоотношения помимо норм специального законодательства регулируются также Трудовым кодексом Российской Федерации, поскольку на выборных лиц местного самоуправления должно распространяться действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законами об их статусе, т.к. предусмотренные трудовым законодательством права и гарантии должны предоставляться каждому лицу, фактически осуществляющему трудовую деятельность, если иное прямо не установлено федеральным законом (статья 11 Трудового кодекса РФ).

31. Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, обязанность предоставлять соответствующую работу возлагается на ту организацию, откуда работник был избран на выборную должность. При этом в законодательстве предусмотрены разные способы трудоустройства: предоставление прежней работы (должности), предоставление другой равноценной работы в той же организации и предоставление равноценной работы в другой организации. Под прежней работой понимается работа, которую лицо выполняло непосредственно перед избранием на выборную должность. За работником сохраняется его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев (статьи 57, 178, 318 и 375 Трудового кодекса РФ). Статьей 110 КЗоТ РСФСР, девствовавшей в период вступления в силу Закона Нижегородской области от 18.12.1996 года №59-З и до принятия Трудового кодекса РФ, также гарантировалось лицам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности, предоставление прежней работы (должности) а при ее отсутствии - другой равноценной работы.

32. По смыслу закона, регулирующего сходные правоотношения, указанные гарантии возникают у работника при вступлении в трудовые отношения, а расторжение трудового договора в данном случае определяет лишь момент реализации таких гарантий и осуществление выплат.

33. Подобное толкование норм трудового законодательства в полной мере может быть применено к обстоятельствам настоящего дела, когда после избрания Елушова Г.И. на выборную должность региональный закон гарантировал истцу предоставление прежней или другой равноценной работы (должности) на том же предприятии, в учреждении, организации, а также выплату доплаты из средств местного бюджета, в случае, если на новом месте работы заработная плата будет ниже размеров прежней.

34. Данные гарантии, приобретенные истцом на основании действовавшего на момент вступления в должность законодательства, как одни из существенных условий его труда, не могли быть изменены в одностороннем порядке, что следует из общего правила, закрепленного в статье 72 Трудового кодекса Российской Федерации.

35. Кроме того, в соответствии с неоднократно выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16.12.1997 года №20-П, от 24.05.2001 года №8-П, от 19.06.2002 года №11-П, от 23.04.2004 года №9-П и др.).

36. В этой связи требования истца о предоставлении прежней или другой равноценной работы (должности) в том же муниципальном образовании обоснованы. Занимаемая им до перехода на выборную работу должность внештатного инспектора по пожарной службе (внештатного пожарного инструктора) выполнялась им на постоянной (штатной) основе и, несмотря на наименование, являлась штатной. Должность инструктора пожарной профилактики переименована в целях приведения штатного расписания в соответствие со специальным законодательством, что не изменило характер данной работы и должностные обязанности л.д. 19, 28-36, 133, 136-139).

37. Доводы о том, что при этом нарушаются трудовые права и гарантии [Кильдибаева О.М.], работающей в настоящий момент на прежней работе истца, необоснованны, т.к. указанные обстоятельства не могут служить основанием ущемления социальных гарантий истца. При этом выбор способа трудоустройства и предоставления Елушову Г.И. прежней или равноценной работы лежат на ответчике, с которого в силу закона не снимается обязанность соблюдения трудовых прав и гарантий участников трудовых отношений.

38. Подлежит признанию за истцом и права на выплату доплаты к заработной плате из средств местного бюджете с учетом индексации, в случае, если на новом месте работы он будет получать заработную плату ниже размеров прежней, однако реализация данных требований возможна только при возникновении указанной ситуации в ходе реализации социальной гарантии о предоставлении прежней или равноценной работы, когда заработная плата на новом месте работы будет ниже, чем денежное содержание, которое Елушов Г.И. получал, являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления. В этой связи неосновательны доводы истца об установлении трехмесячного срока или установлении какого-либо иного срока, в течение которого должны производиться указанные выплаты, т.к. срок, в течение которого они могут производиться, указан в законе, подлежащем применению - не более шести месяцев со дня освобождения от должности, и не может быть произвольно установлен по желанию истца по основаниям, не указанным в законе.

39. Суд также считает, что в соответствии со ст. 206 ГПК РФ должен быть установлен срок предоставления Елушову Г.И. прежней или равноценной работы (должности), который суд определяет исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемых правоотношений.

40. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину по делу.

41. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

заявленные исковые требования [Елушов Г.И.] удовлетворить:

Обязать орган местного самоуправления - муниципальное образование ... в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить [Елушов Г.И.] прежнюю работу (должность), занимаемую им до избрания на должность главы местного самоуправления, а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность) в том же муниципальном образовании.

В случае, если на новом месте работы заработная плата [Елушов Г.И.] будет ниже размеров прежней, которую он получал в должности главы местного самоуправления ..., обязать муниципальное образование ... производить за счет средств местного бюджета выплату [Елушов Г.И.] доплаты до уровня его прежней заработной платы в должности главы местного самоуправления с учетом индексации, но не более шести месяцев со дня освобождения от должности.

В удовлетворении требований об установлении срока выплаты доплат с [ДАТА] года или установлении трехмесячного срока выплаты доплат с момента вступления решения суда в законную силу [Елушов Г.И.] отказать.

Взыскать с Администрации ... государственную пошлину по делу в доход местного бюджета - 2000 рублей.

Срок обжалования решения 10 дней в ... суд через городской суд ....

Судья: А.А. Марцев