Гражданское дело №2-1216/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кулебаки Нижегородской области<ДД.ММ.ГГГГ>
Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Марцева А.А., с участием истицы Власковой С.В., представителя ответчика до доверенности Веснина А.А., при секретаре Мысягиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власковой С.В. к Администрации города Кулебаки Нижегородской области о признании незаконным отказа в согласовании реконструкции квартиры,
У С Т А Н О В И Л :
Власкова С.В. обратилась в Администрацию города Кулебаки Нижегородской области с заявлением о выполнении градостроительного плана земельного участка и разрешением на реконструкцию квартиры <№*****>, дом <адрес>.
В соответствии с ответом на данное обращение <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> Главы Администрации города Кулебаки Нижегородской области в удовлетворении заявления было отказано.
Считая данный отказ необоснованным, Власкова С.В. обратилась в суд, указывая в иске, что ей на праве собственности принадлежит кв. <№*****>, общей площадью <данные изъяты>, расположенная в жилом доме <адрес>. В целях повышения степени благоустройства данной квартиры и приведения её в состояние, пригодное для проживания после пожара, она приняла решение о проведении перепланировки квартиры в виде её капитального ремонта, в связи с чем были подготовлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 26 ЖК РФ, и подано заявление в орган местного самоуправления о даче разрешения на перепланировку квартиры и подготовке градостроительного плана земельного участка для ее реконструкции, однако, в нарушение требований действующего законодательства письмом <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> в перепланировке квартиры ей было отказано на том основании, что жилой дом, в котором расположена квартира, находится в Зоне Ж-8 — жилая застройка, попадающая в санитарно-защитные зоны производственных предприятий. Данный отказ является незаконным и противоречит ст. 27 ЖК РФ, в соответствии с которой решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, предусмотренные данной статьей. В данной статье отсутствует такое основание для отказа, как нахождение жилого помещения в доме, расположенном в Зоне Ж-8. Просит признать незаконным данный отказ Администрации города Кулебаки по ее заявлению.
В судебном заседании истица Власкова С.В. исковые требования поддерживает, уточняя, что ею произведена фактическая реконструкция квартиры, в связи с чем она и обратилась в Администрацию города Кулебаки по этим основаниям, просит признать незаконным решение об отказе в реконструкции квартиры по тем же основаниям, что изложены в исковом заявлении.
Представитель Администрации города Кулебаки Нижегородской области по доверенности Веснин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении заявленных требований просит отказать в связи с необоснованностью по следующим основаниям:
1.Согласно исковому заявлению, Власковой С.В. было подано заявление в Администрацию города Кулебаки о выдаче разрешения на перепланировку квартиры <№*****>, расположенную по адресу: <адрес>. Однако из содержания заявления Власковой С.В., поступившего в Администрацию <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ>, следует, что истица просила выдать разрешение на реконструкцию квартиры, что фактически истицей и было произведено после пожара без соответствующего согласования.
2.Для реконструкции объекта капитального строительства, а именно жилого дома <№*****> на <адрес>, застройщик обязан получить в Администрации города Кулебаки разрешение на реконструкцию объекта, а после завершения работ по реконструкции - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст.ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ). Реконструкция объекта капитального строительства должна быть выполнена в соответствии с градостроительным планом земельного участка и проектной документацией. Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанную квартиру Власковой С.В. от <ДД.ММ.ГГГГ>, общая площадь объекта недвижимости составляет <данные изъяты>, что противоречит плану квартиры от <ДД.ММ.ГГГГ>, где общая площадь квартиры составляет <данные изъяты>, т.е. площадь объекта права собственности увеличилась на <данные изъяты>. Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Следовательно, реконструкция квартиры была произведена до подачи заявления в администрацию города Кулебаки и без соответствующего разрешения. В данном случае в действиях истицы усматриваются признаки административного правонарушения по п. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, т.е. строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
3. В своем исковом заявлении истица указывает на то обстоятельство, что отказ Администрации города Кулебаки является незаконным по основаниям ст. 27 Жилищного кодекса РФ, но исходя из содержания заявления гр. Власковой С.В. поступившего в администрацию города Кулебаки, просьба истицы заключалась в выдаче разрешения не на переустройство и (или) перепланировку вышеуказанной квартиры, а на выполнение градостроительного плана земельного участка и реконструкцию. В данном случае должны применяться нормы не жилищного, а градостроительного законодательства. Согласно п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ответе Администрации города Кулебаки Власковой С.В. <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> причина отказа обоснованна. Согласно «Правилам землепользования и застройки территории города Кулебаки», утвержденным решением Земского собрания Кулебакского района от 27 июня 2008 года № 45 (в рамках Соглашения между органами местного самоуправления городского поселения город Кулебаки Кулебакского района Нижегородской области и органами местного самоуправления Кулебакского муниципального района о передаче полномочий по осуществлению мероприятий в сфере градостроительства), жилой дом по адресу: <адрес>, находится в Зоне Ж-8 -жилая застройка, попадающая в санитарно-защитные зоны производственных предприятий, а именно в санитарно-защитную зону ОАО «Русполимет». Согласно Положению о порядке разработки и согласования проектов организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и установления границ санитарно-защитных зон в Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 года №951, санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Территория СЗЗ предназначена для: обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. В СЗЗ устанавливаются ограничения для осуществления градостроительной и иной деятельности в соответствии с санитарными, градостроительными нормами и правилами. Основные виды разрешенного использования в Зоне Ж-8: эксплуатация существующих жилых домов, если нет угрозы жизни и здоровью граждан; изъятие земельных участков и снос жилых домов и коллективных садов в целях промышленного строительства (последовательное преобразование в зону П-6). В санитарно-защитной зоне П-6 одним из видов запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон являются - объекты для проживания людей. Таким образом, осуществление реконструкции указанного жилого дома не представляется возможным.
Представитель привлеченной для участия в деле в качестве третьего лица Администрации Кулебакского района Нижегородской области по доверенности Коновалова А.А. в своем заявлении в суд просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации района, решение вопроса передает на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела, от которого поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, Власкова С.В. на основании Свидетельства о государственной регистрации права собственности серии <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> является собственником жилого помещения: кв. <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <ДД.ММ.ГГГГ> сделана запись регистрации <№*****>; общая площадь жилого помещения, принадлежащая истице на праве собственности - 27,72 кв.метров (л.д. 7).
<ДД.ММ.ГГГГ> в многоквартирном жилом доме <адрес> произошел пожар, в результате которого была уничтожена кровля дома, помещения квартиры <№*****>, повреждены строения дома и квартиры <№*****> (л.д. 15).
После этого истица, наряду с другими собственниками квартир данного многоквартирного дома, произвела реконструкцию своей квартиры после пожара, увеличив площадь квартиры, собственником которой она является, до <данные изъяты>, о чем свидетельствует представленный план квартиры <адрес> (л.д. 8-9).
<ДД.ММ.ГГГГ> Власкова С.В. обратилась в уполномоченный на данный момент орган местного самоуправления – Администрацию города Кулебаки Нижегородской области с заявлением о выполнении градостроительного плана земельного участка и разрешением на реконструкцию квартиры <№*****> в жилом доме <адрес> (л.д. 36).
В соответствии с ответом на данное обращение <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> Главы администрации города Кулебаки Нижегородской области, в выдаче градостроительного плана земельного участка для реконструкции квартиры <№*****> со строительством пристроя в жилом доме <адрес> Власковой С.В. было отказано (л.д. 10), т.к. жилой дом по указанному адресу на основании «Правил землепользования и застройки территории города Кулебаки», утвержденных решением Земского собрания Кулебакского района Нижегородской области от 27.06.2008 года находится в Зоне Ж-8: жилая застройка, попадающая в санитарно-защитную зону производственного предприятия ОАО «Русполимет»; виды разрешенного использования в Зоне Ж-8: эксплуатация существующих жилых домов, если нет угрозы жизни и здоровью граждан; изъятие земельных участков и снос жилых домов и коллективных садов в целях промышленного строительства (последовательное преобразование в зону П-6). В санитарно-защитной зоне П-6 одним из видов запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон являются: объекты для проживания людей, что исключает в данной Зоне реконструкцию и увеличение площади жилых строений.
В судебном порядке истица в соответствии с нормами жилищного законодательства (ст.ст. 26, 27 Жилищного кодекса РФ) просит признать данный отказ в согласовании перепланировки (реконструкции) квартиры незаконным.
В этой связи, суд исходит из того, что в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии со ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав, свобод или законных интересов предусмотренным законом способом в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (статьи 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Как следует из статьи 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьями 26 и 27, 28 и 29 Жилищного кодекса РФ предусмотрены порядок и основание проведения переустройства и перепланировки жилого помещения с соблюдением требований законодательства по предварительному согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, порядок рассмотрения обращений по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что истицей в многоквартирном доме (л.д. 11) произведена фактическая реконструкция жилого помещения после пожара, после которого без соответствующих решений собственников помещений в многоквартирном доме и разрешения уполномоченного органа местного самоуправления ею увеличена площадь жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности (с <данные изъяты> до <данные изъяты>), т.е. изменены параметры объекта капитального строительства, после чего истица обратилась в Администрацию города Кулебаки Нижегородской области за разрешением на реконструкцию квартиры после производства данной реконструкции.
Порядок реконструкции жилого помещения регламентируется в этой связи не нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ, а иными нормами гражданского, жилищного и градостроительного законодательства, в частности, ст.ст. 247, 290 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 36, 40, 44 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 1, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, которыми предусмотрен порядок, основания реконструкции жилого помещения, необходимая для этого документация.
Как следует из обстоятельств дела, представленных документов и объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, оснований для выдачи разрешения на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт жилого помещения, в любом случае, не имеется. Доводы истицы о том, что работы по восстановлению жилого помещения после пожара и фактическая его реконструкция производилась по разрешению другого органа местного самоуправления – Администрации Кулебакского муниципального района Нижегородской области материалами дела не подтверждаются, не являются, кроме того, основаниями для признания решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию уполномоченного законом органа местного самоуправления – Администрации города Кулебаки Нижегородской области незаконным.
Что же касается непосредственно оснований отказа, указанных в ответе на заявление Власковой С.В. <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> установлено следующее:
«Правилами землепользования и застройки территории города Кулебаки», утвержденными решением Земского собрания Кулебакского района от 27.06.2008 года №45 (в рамках Соглашение №150-08/8 между органами местного самоуправления городского поселения город Кулебаки Кулебакского района Нижегородской области и органами местного самоуправления Кулебакского муниципального района о передаче полномочий по осуществлению мероприятий в сфере градостроительства от <ДД.ММ.ГГГГ>), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в Зоне Ж-8 (жилая застройка, попадающая в санитарно-защитные зоны производственных предприятий), а именно в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия ОАО «Русполимет», расположенного в г.Кулебаки Нижегородской области.
В судебное заседание в этой связи представлен план города Кулебаки Нижегородской области с обозначением данной Зоны, в которой находится жилой дом №13, пл.Советская, г.Кулебаки Нижегородской области.
Как следует из Положения о порядке разработки и согласования проектов организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и установления границ санитарно-защитных зон в Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 года №951, санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Территория СЗЗ предназначена для: обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. В СЗЗ устанавливаются ограничения для осуществления градостроительной и иной деятельности в соответствии с санитарными, градостроительными нормами и правилами. Основные виды разрешенного использования в Зоне Ж-8: эксплуатация существующих жилых домов, если нет угрозы жизни и здоровью граждан; изъятие земельных участков и снос жилых домов и коллективных садов в целях промышленного строительства (последовательное преобразование в зону П-6). В санитарно-защитной зоне П-6 одним из видов запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно - защитных зон являются - объекты для проживания людей.
Таким образом, само по себе указанное санитарно-защитное зонирование в связи с производственной деятельностью промышленных предприятий и принятые в этой связи «Правила землепользования и застройки территории города Кулебаки» не могут расцениваться как нарушение прав и свобод граждан, проживающих на данной территории, т.к. направлены на обеспечения прав по охране здоровья населения и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации). Сокрытие же фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Указанные Правила приняты в пределах полномочий органов местного самоуправления Кулебакского района Нижегородской области (Уставы Кулебакского муниципального района и города Кулебаки Нижегородской области), соответствуют законодательству о местном самоуправлении Российской Федерации, являются, в том числе, и вопросами местного значения, обязательны для исполнения исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кулебаки – Администрацией города Кулебаки Нижегородской области.
В этой связи, отказ Администрации города Кулебаки Нижегородской области в выдаче градостроительного плана земельного участка для реконструкции квартиры Власковой С.В. <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> выдан уполномоченным органом на законных основаниях и в соответствующие сроки рассмотрения обращений граждан, является обоснованным, как в связи с несоблюдением истицей установленного порядка получения разрешения на реконструкцию объекта, так и по основаниям, предусмотренным «Правилами землепользования и застройки территории города Кулебаки», не нарушает в связи с этим прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению данных прав и законных интересов в соответствии с требованиями законодательства, в силу чего оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных исковых требований Власковой С.В. о признании незаконным отказа Администрации города Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> в удовлетворении ее заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка для реконструкции квартиры <№*****> дома <адрес>, отказать.
Копию решения направить лицам, участвующим в рассмотрении дела, не присутствовавшим в судебном заседании.
Срок обжалования решения 10 дней в Нижегородский областной суд через городской суд города Кулебаки.
Судья:А.А. Марцев