Гражданское дело № 2-16/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кулебаки Нижегородской области <ДД.ММ.ГГГГ>
Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Марцева А.А., с участием помощника Кулебакского городского прокурора Трусовой П.Г., представителей ответчика МУП «Теплоэнергосервис» по доверенностям Бурова М.А., Мошкина А.А., представителя ГУ МЧС России по Нижегородской области по доверенности Бушуева Д.Л., при секретаре Мысягиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кулебакского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергосервис» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Кулебакский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнергосервис» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которые выразились в том, что административные (административно-бытовые), иные помещения общественного назначения (бытовые, подсобные и вспомогательные) котельных данного предприятия не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
В соответствии с принятыми судом уточнениями иска прокурор просит обязать МУП «Теплоэнергосервис» в соответствующий срок оборудовать автоматической пожарной сигнализацией конкретные помещения котельных, находящихся по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Участвующий в рассмотрении дела прокурор Трусова П.Г. в судебном заседании заявленные требования поддерживает, считает, что разумным сроком устранения выявленных нарушений является 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика МУП «Теплоэнергосервис» по доверенностям Мошкин А.А. и Буров М.А. заявленные требования не признали и показали, что требования, предложенные к исполнению, являются необоснованными по следующим основаниям:
Прокурором предъявлено исковое заявление об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которые указанны в предписании ОГПН по Кулебакскому району <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> и в акте проверки ОГПН по Кулебакскому району <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> МУП «Теплоэнергосервис», однако в предписании <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>: «Административные, общественные и помещения иного назначения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией» со ссылкой на п.38 табл.3 «Нормы пожарной безопасности 110-03», инспектор исказил п.38 табл. 3 (НПБ 110-03) и прописал в предписании трактовку, которая полностью изменила смысл указанного п.38. НПБ 110-03 п.38 прописан следующим образом: «Помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные», а в предписании написано: «Административные, общественные помещения и помещения иного назначения». То есть, под «помещения иного назначения» можно подвести абсолютно любые помещения, в том числе: операторские, раздевалки и подсобки, что противоречит смыслу п.38 НПБ 110-03, т.к. указанные помещения не являются административными или общественными помещениями. Перечень общественных помещений определен СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» в Приложении «А»: «Перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения», и включают в себя здания и помещения учебно-воспитательного назначения; здания и помещения здравоохранения и соцобслуживания населения; здания и помещения сервисного обслуживания населения; сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов; здания и помещения для внутреннего проживания; здания объектов по обслуживанию общества и государства. Как видно из данного перечня, ни одно помещение котельной в него не входит, и крайне не корректно предполагать, что операторские, раздевалки и подсобки относятся к административным помещениям. Кроме того, п.38 табл.№3 прописан в разделе «Общественные помещения» и, как уже было сказано выше, помещения котельных не входят в перечень общественных помещений. В акте проверки <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>: «Бытовые, подсобные, вспомогательные помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией» сотрудник ОГПН ссылается уже на пункт 4 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03). В указанном выше пункте отсутствует конкретизация зданий и помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Хотя название Норм Пожарной Безопасности: «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» подразумевает использования перечня согласно обязательного приложения. Кроме этого, из буквального толкование текста п.4 следует, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, что полностью отменяет п.10 и п.14 НПБ. Данная текстовка п.4 вышеуказанных норм допустила двойное толкование и в СП 5.13130.2009 Приказа МЧС РФ №175 от 25.03.2009г. в перечне «зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» пункт А4 прописан более корректно, а именно: «В зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади…», и уже не допускает разногласий. Конкретный перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования представлен в приложениях к пункту 14 вышеназванных Норм: «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении». Бытовые, подсобные и вспомогательные помещения котельной не входят в вышеуказанный перечень, и тем более не являются административным и общественным помещением, часть из указанных прокурором помещений, подлежащих оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, взаимосвязаны с производством, могут быть отнесены к производственным, в силу чего заявленные требования считают необоснованными, в удовлетворении иска просят отказать.
Представитель УНД Главного управления МЧС России по Нижегородской области по доверенности – начальник ОГПН по Кулебакскому району Бушуев Д.Л. считает заявленные прокурором требования обоснованными по следующим основаниям:
Пунктами 1 и 3 «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 г., установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 1 НПБ 110-03 - Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, (утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №315) установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации. Пункт 14, пункт 38 таблицы №3 НПБ 110-03 гласит о том, что все помещения иного административного и общественного назначения, должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади, при этом пункт 4 НПБ 110-03, к которому в свою очередь отсылают указанные выше требования, гласит, что все помещения независимо от площади следует защищать автоматическими установками пожарной защиты, и определяет помещения, которые из вышеуказанных «всех помещений» не требуется оборудовать автоматическими установками пожарной защиты, в данном случае - автоматической пожарной сигнализацией. Как установлено результатами проверки и обследования автоматическая пожарная сигнализация в указанных выше помещениях котельных МУП «Теплоэнергосервис» отсутствует. Согласно результатов проверки и требований норм пожарной безопасности (НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности») котельные МУП «Теплоэнергосервис» являются производственными зданиями категории «Г» по пожарной опасности, здание в целом не требуется оборудовать автоматическими установками пожарной защиты ввиду отсутствия данной категории зданий в перечне таблицы №1 НПБ 110-03, однако при проверке установлено, что в указанных производственных зданиях котельных имеются помещения не производственного назначения, предназначенные для обеспечения обогрева работающих, их быта, питания и отдыха без отрыва от контролирования производственного процесса. Исходя из этого, данные помещения несут в себе не производственное, а административное назначение (административно-бытовое), тем самым указанные помещения подпадают под требования пункта 38 таблицы №3 НПБ 110-03 и не противоречат пункту 4 НПБ 110-03. Из вышеизложенного следует, что требование обосновано и подлежит удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд считает рассматриваемый иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Как следует из статей 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Руководители организации, в том числе, обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
«Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №313 (далее – Правила), устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностны-ми лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).
В соответствии с пунктами 4, 10 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с вышеуказанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №315 от 18.06.2003 года утверждены Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03): «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации».
Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (п. 1 НПБ 110-03), устанавливающие основные требования пожарной безопасности и регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), распространяют свое действие на здания, сооружения, помещения и оборудования, подлежащие защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, поименованные в Перечне, представленном в обязательном приложении к НПБ 110-03 (пункт 14 НПБ 110-03). Действие НПБ 110-03 имеет место на всех этапах создания зданий, сооружений, помещений и оборудования, в период их эксплуатации, следовательно, требования пожарной безопасности, установленные данными нормами (НПБ 110-03) должны выполняться владельцами этих помещений (собственниками, арендаторами и владеющими на ином законном праве).
Здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке (п. 10 НПБ 110-03).
Из содержания пунктов 14, 38 таблицы №3 НПБ 110-03 следует, что все помещения иного административного и общественного назначения, должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади, при этом пункт 4 НПБ 110-03, к которому в свою очередь отсылают указанные выше требования, гласит, что все помещения независимо от площади следует защищать автоматическими установками пожарной защиты; определяет помещения, которые из вышеуказанных «всех помещений» не оборудуются автоматическими установками пожарной защиты, в данном случае - автоматической пожарной сигнализацией.
В судебном заседании установлено, что в ходе мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, проведенных уполномоченным органом пожарного надзора - ОГПН по Кулебакскому району Нижегородской области <ДД.ММ.ГГГГ>, было установлено, что помещения котельных МУП «Теплоэнергосервис» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Директору МУП «Теплоэнергосервис» было выдано соответствующее предписание. В установленной срок нарушения требований пожарной безопасности устранены не были, что установлено в ходе проверки ОГПН по Кулебакскому району Нижегородской области <ДД.ММ.ГГГГ>.
Данные обстоятельства не оспариваются, однако ответчик считает, что в помещениях вышеназванных котельных МУП «Теплоэнергосервис» не должна устанавливаться автоматическая пожарная сигнализация, т.к. котельные эксплуатируются задолго до принятия соответствующих норм и правил об установке автоматической пожарной защиты помещений, законодатель, кроме того, не конкретизировал, что является производственными помещениями, помещениями административного или иного назначения.
В этой связи установлено, что предметом иска являются конкретные помещения котельных МУП «Теплоэнергосервис», находящиеся по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В судебное заседание представлены поэтажные планы и экспликации к планам вышеназванных котельных МУП «Теплоэнергосервис», акт совместной проверки зданий котельных МУП «Теплоэнергосервис» от <ДД.ММ.ГГГГ>, которые исследовались в судебном заседании.
На основании этого и в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности (НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности») в суде установлено, что котельные МУП «Теплоэнергосервис» являются производственными зданиями категории «Г» по пожарной опасности; здание в целом не требуется оборудовать автоматическими установками пожарной защиты, ввиду отсутствия данной категории зданий в перечне таблицы №1 НПБ 110-03, однако в указанных производственных зданиях котельных имеются помещения не производственного назначения (перечислены выше), предназначенные для обеспечения обогрева работающих, их быта, питания и отдыха без отрыва от контролирования производственного процесса. Исходя из этого, данные помещения являются не производственными, а несут в себе функции административного назначения (административно-бытового), тем самым указанные помещения подпадают под требования пункта 38 таблицы №3 НПБ 110-03 и не противоречат пункту 4 НПБ 110-03.
На основании вышеизложенного, суд считает заявленные требования обоснованными, доводы об отсутствии оснований для удовлетворения иска – необоснованными, т.к. действующие требования пожарной безопасности распространяются на всех этапах эксплуатации помещений, требования защищать помещения автоматическими установками пожарной защиты следует считать общими требованиями пожарной безопасности, которые направлены на соблюдения прав граждан и общества, государства на защиту от пожаров.
В вышеназванных нормах и правилах пожарной безопасности приведены и конкретизированы помещения, которые не оборудуются автоматическими установками пожарной защиты. Заявленные помещения котельных, которые должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, не являются помещениями производственного назначения, в силу чего подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд устанавливает срок совершения действий по установке автоматической пожарной сигнализации - 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, считая его разумным, соответствующим и надлежащим.
Руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнергосервис», расположенное по адресу: <адрес>, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией в котельных находящихся по следующим адресам:
<адрес> согласно поэтажному плану на здание котельной и экспликации к плану;
2) <адрес> согласно поэтажному плану на пристроенное здание котельной и экспликации к поэтажному плану пристроенного здания котельной;
<адрес> поэтажного плана на пристроенное здание котельной и экспликации к поэтажному плану пристроенного здания котельной;
<адрес>:
<адрес> согласно поэтажному плану на здание котельной (1 этаж) и экспликации к поэтажному плану здания котельной;
<адрес> согласно поэтажному плану на здание котельной (2 этаж) и экспликации к поэтажному плану здания котельной;
<адрес>
<адрес> согласно поэтажному плану на 1 этаж здание котельной и экспликации к плану здания котельной;
<адрес> согласно поэтажному плану на 2 этаж здание котельной и экспликации к плану здания котельной;
<адрес> согласно поэтажному плану на здание котельной и экспликации к плану;
<адрес> согласно поэтажному плану на здание котельной и экспликации к плану;
<адрес> согласно поэтажному плану на здание котельной и экспликации к плану;
<адрес> согласно инвентаризационному плану и экспликации к поэтажному плану здания котельной.
Срок обжалования решения 1 месяц в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд.
Судья: А.А. Марцев